Пойдёт ли Америка на наземное вторжение в Йемен?

Если не ломать голову над бесконечной политологической заумью о целях Вашингтона и Израиля на ближнем Востоке, то можно упростить происходящее там до формата комиксов в печально известном французском журнале Charlie Hedbo.

Художники этого журнала наверняка изобразили бы Биньямина Нетаньяху у иерусалимской стены плача, сидящем на уголовном кодексе Израиля с надписью: «10 лет за воровство» и палящим из дробовика по толпе мирных палестинцев. У головы его, естественно, сияло бы облачко с надписью: «Израиль – это мир и справедливость». А рядом согбенную фигуру Джо Байдена за штурвалом авианосца «Дуайт Эйзенхауэр» и флажком с надписью: «Смерть противникам свободного мореплавания». По бокам же этой композиции неизбежно следовало бы изобразить иранского аятоллу, который, прячась за дувалом, поджигает фитиль бомбы и толпу жизнерадостных хуситов с плакатом «Не догонишь, не убьешь».

Что толку рассуждать о политических раскладах указанных персонажей, когда война на Ближнем Востоке уже входит в свое русло и расширяется, как расширяются потоки после прорванной плотины? Как однажды написал о Первой мировой войне английский историк Мартин Гилберт: «Никто не хотел, чтобы эта война началась, но в результате сплетения обстоятельств, которые могут показаться случайными, она оказалась неотвратимой».

Тут никуда не деться от необходимости попытаться понять, действительно ли новое сплетение обстоятельств в 2023-2024 гг. настолько неотвратимо, что война поднимается над Ближним Востоком и миром в целом как некая мистическая месть человечеству за его неспособность следовать здравому рассудку?

Едва ли мы сможем подняться на уровень мистических процессов современности, но ряд моментов, свидетельствующих о потере здравого рассудка некоторыми участниками кризиса, становится очевидным.

Начнём с главного фигуранта всей ближневосточной истории – США, основавших после Второй мировой войны собственный плацдарм в регионе под названием «Израиль». Израиль с самого начала был американским прокси в региональных делах, и неколебимость его позиции заключается в том, что это не наследник древнего иудейского государства, а сборище европейских ашкенази, несущих в себе дух западнической экспансии. Точно также, как их хозяева и кормильцы, они практикуют «войну популяций», успешно проведенную европейскими колонистами во время покорения Нового Света в 17-18 веках. С тех пор прошло немало времени, но озвученная устами Нетаньяху цель Израиля звучит почти столь же определенно, как звучала цель американских колонистов: «Хороший индеец – это мертвый индеец». «Я говорю очень четко и ясно: мы будем продолжать войну до того момента, пока не добьемся выполнения всех ее целей. Невозможно добиться выполнения этих целей без продолжения наземной операции. Она была необходима, чтобы обеспечить результаты до сих пор, и остается необходимой, чтобы добиться результатов в будущем», – заявил Нетаньяху в недавнем интервью. Между тем «хороших» мертвых палестинцев в Газе насчитывается уже более 24 тыс. человек. Витающая в воздухе идея поделиться с палестинцами отобранной у них территорией не посещает мозг Нетаньяху в силу того, что она представляет собой трезвый рассудок, а Нетаньяху живет в ином мире.

И его прикрывают Соединенные Штаты в этом геноциде, хотя, казалось бы, история их зарубежных военных экспедиций настолько печальна и наглядна, что пора бы и за ум взяться. Хотя в США имеются влиятельные силы, понимающие опасность американской «войны популяций». В марте 2023 года, спустя 20 лет после начала кампании, которая унесла жизни тысяч американских военных и сотен тысяч иракцев, сенаторы проголосовали за отзыв резолюции, которая позволила администрации Джорджа Буша начать операцию «Иракская свобода». Поводом для вторжения тогда стало якобы наличие у Саддама Хусейна оружия массового поражение, что так и не было доказано.

«Американцы хотят видеть конец бесконечным войнам на Ближнем Востоке», – заявил сенатор Чак Шумер. Проявление трезвого рассудка с 20 летним опозданием не может не радовать, но сегодня в США он также находится в загоне, как и калькуляции об их возможном будущем в случае начала региональной войны. Те самые силы, которые направляют Джо Байдена на втягивание в региональный кризис, видимо, решили для себя действовать по формуле «была ни была». Они исходят при этом из чувства собственного превосходства над региональными фигурантами, и в этом их стимулирует отсутствие трезвого рассудка. Считать нужно бы не отдельных фигурантов, а весь мировой расклад, включая тех, кто воздерживается от активной позиции, но непременно ее займет в случае угрозы уничтожения Газы и нападения на Иран. Расклад будет не в пользу США и Израиля, потому что РФ и державы Глобального Юга давно определились с основной позицией: нужно идти по пути здравого смысла и справедливых договоренностей.

Вот таким мистическим образом поворачивается геополитическая ситуация – то, что задумали США и Израиль на Ближнем Востоке, неизбежно обернется глобальным изменением соотношения сил.

Но в чем же возможный триггер назревающих событий? Наверное, он в еще одной шизофренической идее американской закулисы – начать наземную операцию в Йемене. В таком случае урок по приобретению здравомыслия начнется для правящих кругов США безотлагательно.

ДМИТРИЙ СЕДОВ