15 января губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков отметил 55-летний юбилей. Думается, встречал он его без особого настроения, ведь регион находится сегодня в состоянии повышенной опасности, и, как говорится, «покой только снится». Губернатор, судя по его постам в социальных сетях, просыпается раньше всех. За день успевает, действительно, много. И вчера провёл несколько совещаний и выездов на места.

Из-за ежедневных обстрелов области со стороны Украины у сотен людей нет крыши над головой. Белгородчина приняла у себя жителей Харьковской и Лугановской областей, а это более тысячи человек, и за них тоже в ответе. У губернатора четверо своих детей, и он понимает, каково это жить, когда над твоей семьей нависла угроза смерти.

Сейчас, когда нет стабильности, и главная забота в прямом смысле выжить, от главы региона требуют эффективных и быстрых мер. Вячеслав Гладков очень старается.

Но парадокс Виктора Черномырдина «хотели как лучше, а получилось как всегда» имеет место и в действиях Гладкова.

Вячеслав Гладков по образованию экономист и у него есть медаль «За заслуги в развитии жилищно-коммунального хозяйства России». Военный инженер из будущего губернатора не получился, он был отчислен из Ленинградского высшего военного инженерного училища. За два года СВО Гладков продемонстировал, что умеет правильно распоряжаться финансами (область регулярно получает дополнительное финансирование), заниматься строительством, благоустройством, организацией досуга (инициатор многих фестивалей на Белгородчине, в частности «Белгород в цвету»), а вот в военном деле разбирается плохо. В принципе, и не должен. О взаимодействии губернатора с министерством обороны России за почти два года ничего никому неизвестно. Может быть, это государственная тайна? А может, абсолютное доверие президента России губернатору во всем? Но с обороной и защитой города и районов все обстоит не так хорошо, как в соседних регионах.

Казалось бы, за два года можно было бы создать убежища, для понимания этой проблемы не надо учиться в военном училище. Но сегодня в Белгородской области убежища в основном на бумаге, формальные. Мэрия областного центра проблему тоже не видит. Зато создала некий алгоритм, согласно которому после сигнала тревоги все укрытия мигом открываются. Но это в теории. «Антифашист» писал, что «алгоритм не работает».

Не работает и по сей день, хотя с момента нашей публикации прошло почти две недели.

Родители детей пишут губернатору «о проблемах с укрытиями в школах». «Дорога от дома до школы не безопасна. Укрытия или закрыты, или отсутствуют. Обстрелы ведутся считанные минуты. Дети, находясь в школе, физически не успевают добежать до сомнительных школьных убежищ, в которых невозможно находиться из-за духоты и отсутствия вентиляции», — пишет губернатору в группе «Контакты» Анжела Алексеевна.

Сегодня, как и во времена пандемии, вернулась иная проблема. Родители областного центра разделились на две группы – «за» введение дистанционного обучения и «против». У каждой группы свои доводы и аргументы. Однозначно, что качество знаний при дистанционном обучении страдает, и довольно серьезно, особенно в вузах. Среди преподавателей в ходу термин «дети пандемии». Родители понимают, что дистанционно учеба превращается в формализм, но и боятся отпускать их в школы — а вдруг очередной налет?

«С Днем рождения Вячеслав Владимирович, самого крепкого здоровья, терпения и Мира! Пожалуйста, только не дистант, пожалуйста! Детки не пришли в себя после прошлого (почти полного года) дистанционного обучения. Вся Россия учится как положено, а наши дети «в провале» по понятным причинам. Все упущения лягут и на учителей, и на – родителей. Дистант – это не образование, это – мука», — пишет жительница Белгорода Зинаида Полякова.

Губернатор пока не принял окончательного решения по поводу дальнейшего обучения в школах и в вузах. Каникулы продлены до 19 января.

За неделю удалось установить в Белгороде 22 остановки из бетонных конструкций. Каждую установку обложили песком. Сейчас строят модульные конструкции с двойным армированием.

«Наша цель – создать дополнительные укрытия в местах скопления жителей, например, на остановочных комплексах. В случае ракетной опасности такой модуль можно будет использовать наряду с существующими укрытиями», — информирует население губернатор.

Наталья Горковенко из Белгорода предлагает «установить такие модули у каждой школы».

Другой белгородец или в шутку, или в серьез вступает в полемику: «Ну, что за бараки-укрепления? Сколько туда человек набьется? Будет ли это реально спасением? Система купол, как в Москве, нужна».

Москва и Московская область в этот раз проигнорировали помощь белгородцам. Московская область летом прошлого года, после массированного обстрела Шебекино, предоставила места в санаториях для детей. Сегодня, после событий 30 декабря, откликнулись соседние регионы – Орловская, Тульская области, а также Калуга и Пенза.

Жители Шебекино обижаются, что за полгода восстановлены далеко не все жилые дома. Каждый день к тем разрушениям добавляются новые. Враг обстреливает город с завидным упорством. Многие люди уехали из Шебекино и не вернулись.

В день своего юбилея Гладков побывал в поселке Красное Шебекинского городского округа, сразу после обстрела ВСУ. Властям региона ничего не остается, как восстанавливать жилища людей в надежде на то, что «завтра все будет хорошо».

Приграничный регион живет надеждами. Но увы, с обороной и даже простейшими укрытиями в регионе плохо. И увы, об этом знают и на Украине. А потому понимают, что любая бомбардировка практически неминуемо приведет к человеческим жертвам.

С первой ночи СВО (именно ночи с 23 на 24 февраля) в Белгородской области под обстрелами погибают дети. Все понимают, что области нужен особый статус, но какой? Казалось бы, люди могут переехать – страна большая. Только ехать, по большому счету, некуда. Жители области за эти года осознали, что «никто их не ждет» и мало кто готов начинать жизнь с нуля.

Специально для «Антифашиста», Белгород

Анжелика Заозерская