Требования отставки Олафа Шольца становятся всё громче

Да-да, вынесенная в заголовок формулировка – не фигура речи. Мир действительно очень тесен, но об этом чуть позже. Для начала, как говорят в русском городе Одессе, пару слов за политэкономию.

Несмотря на то что нынешние события в Германии (я про акции протеста местных фермеров, если что) некоторые посчитали уже чуть ли не предвестником «мировой революции», история эта на самом деле сугубо немецкая, что, впрочем, не отменяет её возможного влияния на общеевропейские процессы. Тут коллеги вполне могут оказаться правы.

Так вот, всё, что касается автомобильного транспорта, транспортных сетей, инфраструктуры, налогов и цен на топливо, – такая же болезненная тема в Германии, как в России в своё время акциз или тем более госмонополия на водку (сейчас уже нет – пить мы стали заметно меньше).

Как только любое немецкое правительство начинает задумываться о латании бюджетных дыр, так сразу и вспоминают о бездонной бочке транспортных особенностей германской экономики. Причём каждый раз это сопровождается значительным недовольством в обществе, что вполне объяснимо.

Дело в том, что вся система грузоперевозок в ФРГ завязана на автотранспорт. Перевозить товары по стране, используя услуги Deutsche Bahn (аналог наших РЖД) слишком дорого. Аналогичная картина и с общественным транспортом, который ввиду наличия у каждого взрослого немца личного автомобиля, развит из рук вон плохо.

Соответственно, любое повышение стоимости перевозок (бензин, дизель или налог на транспортное средство) тут же отражается на уровне жизни среднестатистического бюргера. И бюргер, разумеется, недоволен.

В своё время я сам был свидетелем того, как правительство Шрёдера (тоже из СДПГ, как и Шольц) с подачи «зелёных» партнёров по коалиции ввело экологический налог, который в четыре этапа поднял цену на бензин в 2,5 раза.

Но тогда общая ситуация в стране была далека от кризисной. Сегодня всё совершенно иначе. Два года антироссийских санкций, ударивших больше по самим европейцам, чем по России, и энергетический кризис сделали своё чёрное дело. И как только в минувшем декабре пресс-секретарь правительства Германии Штеффен Хебештрайт заявил о планах по отмене субсидий на дизельное топливо, а главное, введению того самого налога на транспортное средство на сельскохозяйственную технику (чего раньше никогда не было), в том числе на трактора, глава союза фермеров Германии Йоахим Руквид анонсировал общенациональную забастовку, которая началась 8 января и продлится как минимум до 18-го числа.

Сельское хозяйство в Германии – отрасль и так довольно убыточная. Обставленные множеством европейских рестрикций, запретов и требований к «экологически чистому способу производства», немецкие фермеры выживают только за счёт значительных федеральных дотаций и льгот. И их отмена означает автоматическую смерть германского АПК, без вариантов, или как говорят сами немцы – ohne wenn und aber.

При этом, по подсчётам главы Минфина ФРГ Кристиана Линднера, желание немецкого правительства обобрать аграриев принесёт в казну всего лишь €480 миллионов. А теперь сравните это с цифрой в €50 млрд евро, запрошенных Еврокомиссией на помощь Украине на ближайшие четыре года, половину из которых (€25 млрд, или по €6,25 млрд в год) традиционно оплатит немецкий бюджет. Это, кстати, тоже подтвердил герр Линднер. После этого неудивительно, что политика германского руководства вызывает вопросы у германских же налогоплательщиков.

Такая вот диспозиция. А теперь немножко о роли в нашей жизни Его Величества Случая. Накануне католического Рождества, 24 декабря, в доме где я проживаю, в лифте я столкнулся с человеком, приехавшим буквально пару часов назад из Германии в гости к собственной дочери.

Мы разговорились, и Владимир (как оказалось его зовут), или на немецкий манер Waldemar, рассказал мне, что живёт в Ансбахе, небольшом городишке в километрах тридцати от Нюрнберга – города, в котором я сам прожил около восьми лет.

Так вот, в ходе беседы выяснилось, что он работает как раз на одном из местных агропредприятий, и в итоге он поделился со мной информацией о готовящемся в стране транспортном коллапсе задолго до того, как весть об этом разнеслась по лентам новостей.

Кстати, на данный момент (и это итог только первого дня протестов) фермеры блокируют на разных отрезках автобаны A4, A13, A14 и A17 в федеральных землях Мекленбург – Передняя Померания и Саксония. А так же три грузовых автомобиля перекрыли трассу А2 на западе страны в земле Северный Рейн – Вестфалия.

Вот каковы были мои шансы на подобное внезапное знакомство? На этот вопрос пусть лучше ответят «физики», мне как «лирику» не знать это простительно. От себя могу лишь добавить, что это была прекрасная иллюстрация того, что мир наш реально тесен.

Но если бы дело ограничивалось только случайными встречами. Увы, всё в этой жизни так или иначе взаимосвязано.

Чуть выше я упомянул о негативном влиянии антироссийских санкций на Европу. Так вот, как выяснилось, что за 20 месяцев, с февраля 2022 года, Европейский союз из-за собственных ограничений переплатил за газ €185 млрд, €53 млрд из которых ушли США, €27 млрд – Британии, €24 млрд – Норвегии и даже России по итогу заплатили лишние €14 млрд.

В 2023 году в соседней с Германией Франции обанкротилось рекордное за последние шесть лет количество компаний – свыше 55 тыс. Тех, кого не добил ковид, точнее драконовские ограничения, введённые в ЕС в период пандемии, доконала цена на американские энергоносители.

Или вот ещё новость. По информации журнала Spiegel, на причале Шлютзиль разгневанные фермеры (более 100 человек) попытались заблокировать паром, на котором вице-канцлер ФРГ Роберт Хабек возвращался из отпуска. Причина недовольства всё та же – отмена субсидий и введение транспортного налога на сельхозтехнику. Интересно, что, помимо вице-канцлерства, Хабек отвечает в правительстве за климат и экономику, а также является представителем партии зелёных. Снова всё повторяется, как и в истории с экологическим налогом.

Тогда свергать Шрёдера всё же не стали, сегодня отставка Шольца является одним из требований протестующих.  Согласно данным исследования института INSA, проведенного для издания Bild, почти две трети жителей Германии хотели бы смены канцлера, при этом в качестве возможного кандидата на место главы правительства большинство немцев видят соратника Шольца по партии, нынешнего министра обороны Бориса Писториуса, женатого, к слову сказать, на экс-супруге того самого Шрёдера, Дорис. Мир… ну вы поняли.

Список претензий немцев к нынешнему канцлеру велик, степень раздражения запредельная, шансы на успех довольно неплохие, особенно, если, как рассказывают, к акциям аграриев присоединятся транспортники, работники общепита и других отраслей. Вот только решит ли глобально проблемы смена человека в канцлерском кресле?

Да, в 2021 году «красные» (СДПГ) допустили ошибку, создав «светофорную» коалицию с зелёными и Свободными демократами, хотя имели все шансы и основания объединиться с ХДС/ХСС как это было при Меркель, но  уже на правах старших партнёров.

Не захотели, амбиции взыграли. Теперь вот фактически находятся в заложниках у волюнтаристов вроде Хабека, Бербок или Штрак-Циммерман (глава парламентского комитета по обороне, выступающая за военную помощь Украине без ограничений), готовых принести благополучие Германии на алтарь своих ультралиберальных глобалистских идей.

Сможет ли изменить эту самоубийственную парадигму приход Писториуса? Вряд ли. Способна ли полная перезагрузка немецкой власти как-то улучшить ситуацию? Сложно сказать. По крайней мере, пока у руля в ЕС находятся люди вроде фон дер Ляйен (кстати, тоже немка и бывший министр обороны ФРГ), надеяться на серьёзные перемены не приходится.

А значит, как пишет известный политолог Сергей Марков, кризис в Германии будет углубляться. А вместе с ней и во всей Европе, ибо мир тесен и законы сохранения материи и энергии никто не отменял.

АЛЕКСЕЙ БЕЛОВ