F. HECKER/GLOBALLOOKPRESS

Уроки труда в русских школах станут обязательными для всех. Такое решение приняли депутаты Госдумы после согласования с родителями и педколлективами учебных организаций. Как это отразится на подрастающем поколении, обсудим с экспертами Инной Гориславцевой и Яной Лантратовой.

С 1 сентября 2024 года в школах в обязательном порядке появятся уроки труда. Данный законопроект прошёл сразу второе и третье чтение в Госдуме.

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володинатрудовое воспитание в школах является неотъемлемой частью образовательного процесса. Эти навыки должны прививаться человеку с самого юного возраста, считает он.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Талант без трудолюбия проспят на диване, размотают. В итоге даже самый талантливый ребёнок окажется в ситуации тяжелейшей. Потому что у него нет того, что должно появиться ещё в юном возрасте, – навыков, трудолюбия. Ну и, конечно, ребят надо готовить к взрослой жизни. Учить варить борщ, потому что надо заботиться о будущем муже. Учить держать молоток. Либо пускай это будут какие-то новые технологии, потому что в жизни они пригодятся. Надо думать о нашей второй половине, о жёнах. А какой мужчина, если у него нет навыков к труду, если он не будет опорой для женщины в будущей жизни?

– сказал Володин.

Отмечается, что часть документа посвящена мерам соцподдержки педагогических работников. Также в рамках нового закона в правила школьного распорядка будут внесены обязательные требования к дисциплине учеников, за соблюдением которых будут следить как преподаватели, так и администрация.

Ведущий «Первого русского» Юрий Пронько обсудил эту тему с уважаемыми экспертами – членом экспертного совета при Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Инной Гориславцевой и депутатом Госдумы Яной Лантратовой в эфире программы «Царьград. Главное».

Введение уроков труда – это победа!

Депутат Госдумы Яна Лантратова считает возвращение трудового воспитания в школы настоящей победой.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Когда я росла, для меня было совершенно нормально полить цветочки в классе, стереть с доски, убрать класс, принять участие в некоем субботнике. А потом появились специально обученные люди. И дети перестали ценить не только собственный труд, но и труд других людей,

– сказала она.

По мнению политика, без трудового воспитания невозможно воспитать будущее поколение. Такого же мнения придерживаются и родители русских школьников.

Я проехала 30 регионов страны. В каждом субъекте я собирала отдельно педагогов, отдельно родителей, отдельно детей. Поднимали вопрос, что необходимо вернуть труд и уроки труда, чтобы дети умели делать что-то своими руками. Одно дело, знаете, написать, как варить суп, а другое дело – его сварить,

– отметила Лантратова.

Как сказала собеседница Царьграда, помимо образования, в школе дети должны получать воспитание. Что очень важно для всестороннего развития ребёнка, считает депутат.

После начала СВО в стране многое стало меняться. Мы, наконец-то, ушли от понятия «услуга» в Законе об образовании, вернули школе воспитательные функции… Конечно, важно, когда мама передаёт какие-то навыки своему ребёнку, важно, когда отец передаёт навыки. Но что делать, если это одинокая семья? Или родители много работают? И здесь важно, что школа берёт на себя воспитательную функцию. Это был запрос и педагогов, и родителей,

– сказала Лантратова.

Политик отметила, что введение уроков труда и технологии в качестве обязательного предмета в школах – это важная победа. Также, по её словам, в школах планируют возобновить профориентационные направления. Благодаря этому у детей будет возможность познакомиться с разными профессиями, подытожила Яна Лантратова.

Член экспертного совета при Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Инна Гориславцева в беседе с Царьградом отметила, что большая часть родительского сообщества поддержала эту инициативу.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Нам, родителям, предстоит делать из наших детей прежде всего взрослых людей. Уроки труда помогают раскрыть определённые таланты у наших дочерей. Не каждая мама умеет вязать, вышивать… То же самое касается и готовки борща… Да, сейчас легко и просто можно решить все бытовые проблемы, путём заказа всех услуг в магазинах, покупки готовых продуктов и варений или готовых обедов. Но навык самообслуживания, безусловно, необходим любому взрослому человеку. И это надо воспитывать в наших детях,

– отметила Гориславцева.

По мнению эксперта, совместный труд должен быть ценностью и передаваться от поколения к поколению. Этим должны заниматься и родители, и школа.

Всё зависит, конечно, от учителя, прежде всего. И как сможет донести до детей [знания] через творчество, через креатив… Основная задача – это увлечь детей, сделать так, чтобы это был не сухой предмет, как это сейчас происходит. А чтобы, придя на технологию, вместо того чтобы в 25-й раз записывать рецепт салата оливье, взять и попробовать это сделать руками,

– сказала она.

Школьникам запретили телефоны на уроках

Госдума одобрила также поправки в закон «Об образовании» в третьем, окончательном чтении, которые запрещают ученикам использовать мобильные телефоны на уроках, за исключением экстренных случаев.

Изначально речь шла о том, чтобы дети могли использовать смартфоны в образовательных или учебных целях. Но после второго чтения эту формулировку из текста убрали. Вот что по этому поводу сказала Яна Лантратова.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Почему мы приняли этот законопроект? Во-первых, чтобы ребёнок не отвлекался, и это не мешало учебному процессу, другим детям и педагогу. А во-вторых, из-за травли. И в отношении детей, и в отношении педагогов. Но ребёнок у нас защищён, и, не дай Бог, что-то произойдёт, то тут же будет разбирательство. А педагог – нет. И 70% педагогов попадают под эту ситуацию, когда их провоцируют, а потом снимают это всё на видео. Поэтому родители и педагоги обращались к нам с тем, чтобы запретить мобильные телефоны, которые мешают учебному процессу,

– сказала депутат.

По её словам, исключение, когда ребёнку можно пользоваться телефоном, – это если есть угроза жизни и здоровью самого ребёнка или педагога. В этом случае, конечно, сказала она.

Сами родители настаивали, чтобы запретить использование мобильных телефонов во время учебного процесса, и подавали письменные обращения к депутатам. По словам Инны Гориславцевой, есть определённые нормативы Роспотребнадзора, запрещающие подобного рода радиотелефонные, переносные и передвижные устройства. Поскольку «сильно подсаживают глаза детям и очень сильно им вредят».

Мы искренне благодарны, в частности, Яне Валерьевне за поддержку и многим другим депутатам, которые откликнулись на письма родителей о том, что телефоны в принципе должны быть исключены, как элемент образовательного процесса,

– отметила Гориславцева.

Она добавила, что есть не очень сознательные родители, которые позволяют детям избыточно играть в телефоны. Но государство в данном случае должно быть ответственным участником образовательных отношений.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА