Заместитель руководителя комитета Государственной думы России по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая разработала законопроект, который запрещает регистрировать девочек под мужскими именами, а мальчиков под женскими.

«В настоящее время участились случаи присвоения родителями имен детям, не соответствующих их полу. Так, например, при рождении девочки родителями ей было присвоено имя Михаил», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, правда, статистика не приводится.

Сейчас при государственной регистрации рождения запрещается запись имени ребенка, которое состоит из цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, знаков, за исключением дефиса. Также запрещается использование бранных слов, рангов, должностей и титулов. При этом органы ЗАГС не вправе отказать в регистрации имени ребенка, если родители «целенаправленно называют мальчиков женскими именами, а девочек — мужскими», обращает внимание Татьяна Буцкая.

Как объяснила депутат, речь идет исключительно о тех именах, которые четко соответствуют мужскому или женскому полу. Под действие законопроекта не подпадают имена, которые подходят и для мальчиков, и для девочек. Кроме того, нет задачи запрещать давать девочкам такие имена, как Миша, Павла, Петра, Ивана, Романа. Многие из этих имен, например, распространены в странах Восточной Европы (Чехия, Хорватия), но могут в теории ассоциироваться с мужскими именами. «Над законопроектом еще ведется работа. Сейчас мы отрабатываем вместе с профессорами, которые занимаются не просто русским языком, а специализируются на теме имен, вопрос того, как четко прописать в законопроекте эту норму, на какие источники мы можем дать ссылки, чтобы не вводить каждый раз в сомнение сотрудников загса, мужское это имя или женское», — сказала Буцкая.

Принятие законопроекта позволит обеспечить более эффективную защиту конституционных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних на имя, а также оградить детей от неправильного развития, подчеркивает депутат. Как уточняется в пояснительной записке, использование для мальчика женского имени и наоборот может в дальнейшем существенно повлиять на психику ребенка, выработать у него определенные комплексы и неадекватное поведение в обществе. Действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей родителей давать ребенку только те имена, которые явно не нарушают его интересы и права, подчеркивает автор документа.

В министерстве отмечают, что не всегда ясно, о мужском или женском имени идет речь, согласно тем или иным национальным правилам и обычаям. «Так, например, согласно словарю русских личных имен имя «Никита» является мужским, при этом в Болгарии оно является женским, отдельного внимания заслуживают китайские и иные азиатские имена», — отмечают в ведомстве.

Кроме того, не совсем ясно, как соотнести с полом ребенка предлагаемое имя, если оно с традиционной точки зрения именем не считается. Например, имя Луна для мальчика, которое относится к женскому роду. В управлении ЗАГС Москвы, говоря об основных трендах при выборе имени за девять месяцев 2023 года, приводили следующие примеры: мальчик Зима, девочки Лета и Весна, Март и Марта, Апрелия, Июня, Август и Августа.

Доктор психологических наук, профессор РУДН Илья Слободчиков отметил, что человек строит собственный образ, отталкиваясь от имени, в ряде случаев люди не очень любят свое имя, потому что оно им кажется недостаточно хорошо звучащим или вызывает какие-то негативные ассоциации. «Родители, выбирая ребенку имя, тоже отталкиваются от определенных вещей. Чаще всего выбранное имя связано либо с системой защит, отсюда вся история с именами святых, либо с семейными моментами: в честь бабушки, дедушки, родителей, родственников. Также распространенный вариант, когда это какой-нибудь персонаж или герой, например имена из сериалов», — рассказал эксперт.

В случае с именем речь идет о добровольном и самостоятельном выборе родителей, поэтому государство не должно влезать в эту зону ответственности, уверен профессор. Кроме того, он сомневается, что можно будет четко разграничить женские и мужские имена. «Если родители делают самостоятельную глупость, не продумывая, как потом скажется на их ребенке такое имя, это их ответственность. В эту зону ответственности никто не имеет права лезть», — считает Слободчиков.

Психолог, семейный терапевт Ксения Сборщикова считает, что если родители называют девочку четко именем другого пола и наоборот, то это, вероятно, создаст ребенку определенные сложности. «От стойкости ребенка зависит многое, но понятно, что это те сложности, которых у других детей не будет: это специфические трудности, которые посланы ребенку родителями. Но еще большая сложность в данной ситуации будет не с именем, а с родителями: по какой-то причине они обрекают ребенка на определенные трудности. С одной стороны, в этом нет ничего ужасного, но это просто странно», — подчеркнула Сборщикова.