ФОТО: GUS AND/FOTOKITA/SHUTTERSTOCK

Антимонопольная служба начала проверку регионов, в которых частные клиники добровольно отказались от абортов. Оказывается, в ведомство поступили «обращения» от неких лиц и организаций, которые потребовали разобраться в правомерности таких отказов. И ФАС — на удивление, очень оперативно – запросила объяснения у территориальных минздравов. Новость вызвала шквал негодования у граждан России. Но, судя по всему, мы наблюдаем процесс включения на полную катушку «абортивного лобби» – тех, кто отстаивает интересы медорганизаций и фармацевтических компаний, для которых деньги на убийстве ещё не рождённых детей важнее озвученного президентом Владимиром Путиным курса на народосбережение.

Тема противодействия абортам в последние несколько месяцев наконец-то сдвинулась с мёртвой точки – не в виде формальных ограничений, а появилась конкретика, были сделаны реальные шаги.

Ещё в январе нынешнего года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, который на протяжении долгого времени выступает против узаконенного детоубийства, в очередной раз, выступая в рамках Рождественских чтений в Госдуме, призвал запретить аборты в частных медицинских клиниках:

Настало время законодательно изъять аборты из списка так называемых услуг, позволяющих наживаться коммерсантам от медицины на горе женщины.

В июне вице-спикер парламента Анна Кузнецова предложила губернаторам не выдавать коммерческим клиникам лицензии на аборты.

И к настоящему времени уже несколько регионов России отказались от проведения процедуры прерывания беременности в частных клиниках – в Крыму, Курской, Челябинской и Липецкой областях, в Мордовии, Татарстане. Кроме того, введение аналогичного запрета обсуждается в Приморском крае и Нижегородской области.

Мордовия, Тверская и Калининградская области также приняли на региональном уровне законы об административной ответственности за склонение женщин к искусственному прерыванию беременности – с введением значительных штрафов за подобное нарушение.

ВИЦЕ-СПИКЕР ПАРЛАМЕНТА АННА КУЗНЕЦОВА ПРЕДЛОЖИЛА ГУБЕРНАТОРАМ НЕ ВЫДАВАТЬ КОММЕРЧЕСКИМ КЛИНИКАМ ЛИЦЕНЗИИ НА АБОРТЫ. ФОТО: ТИХОНОВА ПЕЛАГИЯ/АГН «МОСКВА»

В октябре в Общественной палате РФ в ходе слушаний на тему необходимости разработки стратегии демографической безопасности зампред Госдумы Пётр Толстой анонсировал принятие соответствующего федерального закона:

Мы ведём последовательную работу по сокращению легального пространства для абортов, запрет на них в коммерческих клиниках станет первым шагом, постараемся к весне принять эту инициативу, несмотря на беспрецедентное давление и сопротивление интересантов: частные клиники, зарабатывающие огромные деньги на коммерческом прерывании беременности, не предоставляют данные по абортам, поэтому мы до сих пор даже не имеем чёткой картины по количеству проведенных операций, а она катастрофическая.

В ХОДЕ СЛУШАНИЙ НА ТЕМУ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЁТР ТОЛСТОЙ АНОНСИРОВАЛ ПРИНЯТИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ФОТО: ТИХОНОВА ПЕЛАГИЯ/АГН «МОСКВА»

12 ноября Патриарх на открытии общецерковного съезда вновь, приведя в пример Мордовию, предложил ввести во всех регионах России запрет на склонение к абортам.

А выступая двумя неделями позже на пленарном заседании XXV Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Святейший произнёс очень важные слова, назвав до сих пор не решённую проблему с абортами  своей «особой сердечной болью»:

Это, без преувеличения, настоящее национальное бедствие, уничтожающее будущее нашего общества и разрушающее представление о ценности жизни человека.

НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ XXV ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА (ВРНС) СВЯТЕЙШИЙ ПРОИЗНЁС ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ СЛОВА, НАЗВАВ ДО СИХ ПОР НЕ РЕШЁННУЮ ПРОБЛЕМУ С АБОРТАМИ  СВОЕЙ «ОСОБОЙ СЕРДЕЧНОЙ БОЛЬЮ». ФОТО: ЦАРЬГРАД

«Три-четыре миллиона абортов в год»

Фраза о национальном бедствии и уничтожении будущего – это вовсе не фигура речи. Только вдумайтесь: согласно данным статистики с 1991 по 2004 годы и информации Единой межведомственной информационно-статистической системы за 2005-2022 годы, в течение последних трёх с небольшим десятков лет в результате прерывания беременности не появились на свет 51,5 млн младенцев.

По данным Минздрава, озвученным в отчёте за прошлый год, в 2022-м в России клиники – и частные, и государственные – провели в сумме более 395 тысяч операций (хирургических и медикаментозных) по прерыванию беременности.

За период с 2021 по 2022 годы число абортов в Российской Федерации снизилось на 3,9% (16 213) за год (с 411 414 в 2021 году до 395 201 в 2022 году); число медицинских абортов по желанию женщины снизилось на 5,3% (10 073) за год (с 189 460 в 2021 году до 179 387 в 2022 году),

— говорится в документе (есть в распоряжении Царьграда).

Однако вышеприведённые цифры от министерства здравоохранения, как полагают эксперты, не отражают реальной ситуации, поскольку они включают исключительно задокументированные факты.

Главный внештатный педиатр Минздрава России, действительный член РАМН и профессор Александр Баранов, который является также Почётным президентом Союза педиатров страны, ещё 8 лет назад указывал, что значительное число частных гинекологических клиник буквально существуют за счёт проведения абортов – это их основной источник заработка. Только в Москве таковых (на тот момент) насчитывалось порядка 700-800.

У нас не пятьсот тысяч абортов в год (данные на 2015 г.), как говорит министерство здравоохранения. По данным экспертной оценки, у нас абортов не менее трёх-четырех миллионов,

— отмечал Баранов, комментируя ещё тогда озвученное предложение Патриарха Кирилла о необходимости вывести аборты из системы ОМС.

А экс-сенатор Елена Мизулина, возглавлявшая до конца сентября 2015-го комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, приводила такие цифры: расходы на проведение абортов за счёт региональных отделений ФОМС составляли порядка 5 миллиардов рублей в год. Причём лишь несчастные 3 процента (!) от общего их числа были прерыванием беременности по медицинским и социальным показаниям.

К настоящему времени, по мнению опрошенных «Первым русским» экспертов, ситуация мало изменилась – несмотря даже на официальную статистику, свидетельствующую о снижении количества абортов. Причина всё та же: деньги. Колоссальные деньги, которые вращаются в этой сфере.

Многомиллиардная выручка на детоубийствах

Одна, так скажем, «заинтересованная сторона» в этой теме – врачи, вторая – фармацевтические компании, выпускающие препараты для прерывания беременности.

Уже ни для кого не секрет, что гинекологи подрабатывают продажей с рук таблеток для абортов. Криминальная схема по легализации абортов в системе здравоохранения действует повсеместно,

— отмечала ранее в беседе с Царьградом руководитель центра защиты материнства и детства «Моя семья» Ольга Устюжанина.

Схема, по словам эксперта, довольно простая. Поскольку медикаментозные аборты ограничены сроком в 7-8 недель беременности, то, когда женщина приходит на приём на более позднем сроке, гинеколог не делает запись, что пациентку направили на аборт. Ей попросту продают препарат с рук. Потом она выпивает таблетку дома, после чего вызывает скорую помощь, сообщив, что у неё открылось кровотечение. Затем несостоявшуюся мать кладут в больницу, где производят так называемую «чистку». И всё. Не аборт, а – выкидыш.

А вторая сторона неразрывно связана с первой: компании, производящие мифепристон и мизопростол — те самые таблетки (препараты) для прерывания беременности.

Для того, чтобы понять, насколько огромен этот рынок, приведём такие данные: по информации аналитической компании RNC Pharma, общий объем потребления препаратов для медикаментозных абортов в прошлом году составлял 1,4 млн упаковок (при этом продажи показали рост относительно 2021 года более чем в полтора раза). Мифпристон в московских аптеках стоит от 550 до 650 рублей, мизопростол значительно дороже – от 2403 до 3820 рублей. Таким образом, оборот исчисляется миллиардами рублей.

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА СНИЖЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА АБОРТОВ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РЕАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ. ФОТО: SERGEY VDOVIN/RUSSIAN LOOK/GLOBAL LOOK PRESS

Информационная атака: Интересанты выступили открыто

Как и следовало ожидать, в пику разумным инициативам и решительным шагам появилось серьёзное и, главное, постоянно «подогреваемое» противодействие.

Сначала стало известно, что своё несогласие выразили некоторые медицинские объединения. В частности, Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга, которая в своём письме в адрес комитета по охране здоровья назвала запрет на аборты в частных клиниках дискриминацией. И припугнула, что это может обернуться ростом подпольных операций по прерыванию беременности, поскольку государственные медучреждения не смогут предоставить анонимность «услуги».

Здесь, однако, обращает на себя внимание то, что именно Северная столица – город с самым большим количеством коммерческих клиник с лицензией на аборты.

А саморегулируемая организация «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» как раз и объединяет негосударственные медучреждения. В 2021 года в её учредителях значились 13 юридических лиц, 12 из которых – это крупные коммерческие медицинские организации (13-м почему-то значился государственный Северо-Западный окружной научно-клинический центр ФМБА им. Соколова), в значительном числе – имеющие собственные сети клиник.

 В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕДИТЕЛЯХ СКРЫТЫ. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА CHECKO.RU

Любопытно, что информацию о реакции питерской ассоциации опубликовало ведущее профильное издание сферы здравоохранения – «Медвестник». Этот же ресурс провёл, как утверждается, опрос среди врачей, 70 процентов из которых якобы высказались против наказания за «склонение к абортам», а также дали негативный прогноз относительно того, чем это грозит. И, наконец, всё тот же «Медвестник» разместил материал с заявлением Сообщества гинекологов-акушеров, которые осудили коллег за отказ проводить аборты.

«И послание президента вам уже не указ?!»

И, наконец, самый громкий момент: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проводит проверку министерств здравоохранения Крыма и Татарстана «на предмет нарушения антимонопольного законодательства» – вроде как на соответствующие «признаки» указывает автор некоего «обращения», поступившего в ведомство 11 ноября.

В тексте письма в адрес обоих региональных минздравов указывается, что эти самые «возможные признаки» выразились в «даче указаний медицинским организациям с частной формой собственности, осуществляющим деятельность в Республике Крым и Республике Татарстан, отказаться от предоставления услуги по искусственному прерыванию беременности».

 СКРИНШОТ ФРАГМЕНТА ПИСЬМА ФАС В АДРЕС МИНЗДРАВОВ КРЫМА И ТАТАРСТАНА.

Обращение вызвало сильнейший резонанс в обществе: как только был подтверждён сам факт такого «запроса информации», на странице ФАС в соцсетях появились многочисленные гневные комментарии и отклики пользователей.

Вот лишь некоторые из них (орфография оригиналов сохранена):

Ирина П.: «Нужно запретить аборты везде, а в первую очередь в частных клиниках!!!!! Потому что там бизнес».

Катя В.«Уважаемая служба, Вы забылись?! Вместо исполнения решений президента Владимира Владимировича Путина и контроля за соблюдением закона о запрете рекламы абортов, защищаете абортный бизнес от прозревших региональных Минздравов?!»

Екатерина К.: «Ни для кого не секрет, что в частных клиниках аборты проводят с различными нарушениями. Это и несоблюдение сроков, и несоблюдение дней тишины, да и уровень специалистов вызывает сомнение. И вдруг, на фоне того, что наконец-то региональные Минздравы подняли вопрос о недопустимости этого безобразия, ФАС начинает возмущаться! Вы защищаете абортный бизнес?»

Виктория Я.: «ФАС вы чьи интересы отстаиваете? Я правильно понимаю, что лоббируются интересы абортного бизнеса? И послание президента вам не указ, и можно игнорировать его послание лишь бы бизнес процветал?»

Ann S.: «На каком основании ФАС требует вернуть проведение абортов в частные клиники? Только сознательные политики стали поддерживать граждан и исполнять чётко поставленную задачу нашего президента по поддержке повышения рождаемости и выводить абортный бизнес из тени, под четкий контроль государства и российского законодательства, как ФАС вместо поддержки этого, начало давить на Крым и Татарстан. Вы на кого работаете? На врагов? Вы чьи денежные интересы отстаиваете? Аборты не только нужно выводить из частного бизнеса, говорю как многодетная мать и гинеколог, ещё и из ОМС выводить, и так будет?» 

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ ФАС В ВК.

Зарема Х.: «Узнала из соцсетей что ваше ведомство теперь занимается вопросами абортов?(( И что старается сохранить права частных клиник, позволяя им убивать детей в утробе матери.Это тогда, когда президент обозначил год семьи и призвал женщин рожать детей как можно больше и велел разработать закон, запрещающий проводить аборты в частных клиниках?!!! Кому то видимо очень выгоден бизнес на убийстве нерожденных детей??»

Ольга Е.: «Аборты давно стали частью тихого, но прибыльного бизнеса. При желании легко можно определить интересантов. Кто же дал команду ФАС: фас?!»

Пресс-служба ФАС, надо отдать должное работе с критикой от населения, эти комментарии не вычищала и старалась отвечать:

Направление запросов прямо предусмотрено законом и не содержит позиции ФАС на стадии рассмотрения заявлений. Позиция Минздрава Республики Крым и Минздрава Республики Татарстан по поступившим в ФАС заявлениям запрошена исключительно в целях всесторонней и полной оценки ситуации в рамках рассмотрения обращений.

Или (второй вариант):

ФАС России поступили обращения о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с действующим законодательством ведомство обязано рассмотреть поступившие обращения и дать правовую оценку ситуации в рамках Закона о защите конкуренции и своих полномочий. В целях всестороннего и полного рассмотрения обращений ФАС направила запросы для получения письменных пояснений Минздрава Республики Крым и Минздрава Республики Татарстан, в те регионы, из которых поступили обращения.

Впрочем, эти объяснения устроили не всех. Люди не скрывают возмущения, подчёркивая, что «врачевание — это искусство, а не коммерция», и клиникам просто «выгоднее убивать детей в абортах, чем вести беременность, отслеживать роды и нести ответственность».

Наш источник в силовых структурах, подтверждая обязательность реагирования служб и ведомств на различные обращения, вместе с тем, обращает внимание на достойную зависти многим официальным органам оперативность ФАС. Именно сейчас, когда происходит нагнетание ситуации со стороны тех, кто всеми силами противится жёстким мерам против абортов, как-то очень уж «своевременно» появляются такие проверки.

Кстати, следует здесь разъяснить ещё один момент. Ровно четыре года назад, в конце ноября 2019-го, с инициативой не проводить аборты в частных клиниках выступила Самарская область. Занимавший на тот момент пост главы самарского Минздрава Михаил Ратманов (позже он перешёл работать в ФМБА) на заседании губернской думы заявил, что попросил частные клиники отказаться от проведения абортов:

Мы просили компании. Большинство согласились. Некоторые попросили время. Рассчитываем, что уже в 2020 году частные клиники в Самарской области не будут проводить аборты,

— рассказал Ратманов областным депутатам, пояснив, что эту процедуру можно делать в государственных медучреждениях с той только разницей, что там дают «неделю тишины» – несколько дней, чтобы женщина хорошенько подумала, надо ли совершать этот грех.

Как думаете, чем всё закончилось?

Правильно.

«Пришла» ФАС – и Михаил Ратманов получил предостережение «о недопустимости совершения действий», которые могут привести к нарушению закона «О конкуренции». Более того – историей тогда заинтересовалась прокуратура. Нет, «под статью» министра не подвели, но нервы помотали.

ФАС ПОПРОБОВАЛО ОБЪЯСНИТЬ НАСЕЛЕНИЮ НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ОНО ТРЕБУЕТ ВЕРНУТЬ ПРОВЕДЕНИЕ АБОРТОВ В ЧАСТНЫЕ КЛИНИКИ. ФОТО: FAS.GOV.RU/GLOBAL LOOK PRESS

Что с того?

Само собой, никто и не думал, что не будет активного сопротивления «абортивного лобби». Ещё раз: на кону – огромные деньги, миллиарды рублей. И, понятно, за них бьются всевозможные «интересанты».

Идут информационные кампании, делаются заявления. Не исключено, что произойдут в самом обозримом будущем какие-нибудь провокации.

Однако крайне странно, что в эту игру оказались, во-первых, втянуты государственные структуры, а во-вторых, что есть персонажи, столь недвусмысленно попирающие саму идею народосбережения, озвученную самим президентом страны. Вопрос тут даже не каком-то «бесстрашии», а скорее в попытках саботажа. И вот здесь, как представляется, самое время обратить внимание – столь же оперативно, как это сделал ФАС в отношении Минздравов Крыма и Татарстана – на подобные проявления компетентным органам. Сдаётся нам, что будет интересно.

ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ «ПЕРВОГО РУССКОГО»