В Москве Басманный суд приговорил журналистку и администратора телеграм-канала «Адские бабки» Александру Баязитову к пяти годам, а медиатехнолога Ольгу Архарову — к четырём годам и шести месяцам колонии общего режима с отменой ареста на имущество последней.

Баязитова и Архарова признаны виновными в вымогательстве у топ-менеджера Промсвязьбанка Александра Ушакова. По версии следствия, они вымогали крупные суммы денег за так называемые блоки в телеграм-каналах. Речь идет о неразмещении негативной информации об определенных лицах.

По данному делу также проходит Инна Чурилова, которая тоже администрировала телеграм-каналы. Чурилова получила четыре года условно по ст. 163 УК («вымогательство»), признала вину и раскаялась.

Все трое фигурантов дела были арестованы в августе прошлого года. Баязитову и Архарову отправили в СИЗО. Чурилова, заключившая досудебное соглашение со следствием, была отправлена под домашний арест.

Александра Баязитова назвала оправдательным приговор суда о лишении ее свободы сроком на пять лет. «Господа, это вообще называется оправдательный приговор. То есть когда суд не может не вынести приговор, но вот осуждает как может», — сказала она.

Адвокат журналистки Александры Баязитовой заявил, что она намерена обжаловать ее приговор о лишении свободы сроком на пять лет по делу о мошенничестве. Юрист отметил, что «бесспорных» доказательств ее вины суду предоставлено не было.

«По поводу Александры потерпевший высказал свою жесткую позицию. Сейчас освещается в прессе, что он просил ей смягчения, — этого не было априори. Только Архаровой просил смягчить наказание, в нашу сторону таких движений не совершил добрых. Позиция такая, что сведения об Ушакове были в общем доступе, и она никакими источниками не располагала, поэтому вопрос о том, чтобы эти источники сдавать или не сдавать, вообще не ставился. В статье о вымогательстве звучит требование под угрозой насилия, под угрозой нераспространения. Александра в суде пояснила, что видит и слышит Ушакова первый раз. Никакого общения с Ушаковым у нее не было, и, как она полагает, она была привлечена к ответственности как журналист только за написание литературного текста в распространении. Суд оценивал доказательства, которые можно интерпретировать по-разному. Я не могу сейчас, поскольку заседание было закрытым, каким-то образом вдаваться в детали судебного процесса. Но бесспорных, неопровержимых доказательств ее причастности к требованию денежных средств у потерпевшего, на мой взгляд, и, по мнению Александры, суду представлено не было. Поэтому в дальнейшем будем обжаловать приговор», — сказал он.

По словам Михеева, Баязитова — «боец», который проделал в течение года большую работу, чтобы доказать свою невиновность. Он подчеркнул, что срок, который ей дали, ниже минимального предела.

«Она проделала огромную работу, подготовила достаточно много аргументов для того, чтобы убедить суд в ее невиновности. Более сотни жалоб она в процессе года, пока сидела, подавала. Каждая жалоба — это заседание — в пять утра ее поднимают, вывозят, она весь день сидит в автозаке, вечером ее привозят обратно. И на протяжении года она в рукописном варианте исписала более нескольких сотен страниц. Она боец. Уже тяжело, она для меня не просто клиент, поскольку в течение года мы с ней общаемся, и в роли психолога я у нее выступаю. Вы видите ее, с каким она весом, кровать 65 сантиметров в ширину. Вы представляете, сколько страданий она физически переносит, находясь ежедневно в этих условиях. Мать ее выступала, она у нее вообще слепая, дома по квартире ходит, чашку не может найти. Еще приговор я не прочитал, но наказание, которое ей дали, ниже минимального предела. Статья от семи лет, соответственно, суд все равно нашел совокупность каких-то смягчающих обстоятельств, которые, по всей видимости, в приговоре изложены. Приговор полностью напечатан и завтра мы с Александрой начнем готовить апелляционную жалобу для того, чтобы продолжить ее борьбу», — добавил он.

Замглавы комитета Госдумы по информационным технологиям Евгений Попов заявил, что приговор о реальном сроке в 5 лет в колонии журналистке Александре Баязитовой несопоставим с тем деяниям, которое она совершила. «Был там… Девушки выглядели подавленными… Знаете, есть определенная доля утешения, потому что 5 лет это не 14, которые просил прокурор… Сроки несопоставимые, как мне кажется, с тяжестью деяния, которое они совершили… Видел их родителей, они находятся тоже в тяжелом состоянии. Будет апелляция… Женщины за решеткой при том, что человек, их обвинивший, просил не давать им сроки», — рассказал Попов.

«Прокуроры просили 14 лет по делу Саши Баязитовой, суд сегодня огласил приговор — 5 лет колонии. За что? За расследование. За якобы вымогательство денежных средств у топ-менеджера Промсвязьбанка. Очень бы мне хотелось в глаза ему посмотреть. Про прокуроров промолчу, почему они такой громадный срок требовали. Мягкий приговор? Нет. Скостили через общественное мнение? Да. Справедлив ли весь процесс? Нет. Все же — 5 лет. Из них 1,5 года Баязитова отсидела в СИЗО, значит, день за два = где-то три года она уже отбыла наказание. Надеемся на УДО. Но замена на условку возможна только когда Саша уже будет в колонии. Напомню, что наподобие дело было по Собчак с Ростехом, она выкрутилась. Баязитова не Собчак. Далеко не Собчак. Она на самом деле крутой журналист, который не сдал свои источники, никого не подставил. А сотрудники Ксении Анатольевны — сидят в тюрьме, когда она катается с Моргенштерном и поет песни», — написала в своем телеграм-канале журналистка Анастасия Кашеварова.

«Искренне не понимаю тех, кто радуется «мягкому приговору» Архаровой и Баязитовой. Состава преступления нет, а судимость — есть. И есть теперь наработанная практика продолжать и дальше сажать и наказывать за отсутствие преступления. Ничего никакое гражданское общество не показало. Вернее, показало свою виктимность и невозможность быть актором процессов в стране», — считает политолог Александр Сайгин.

«Баязитова и Архарова получили 5 и 4,5 года. То есть могут выйти по УДО через год-два. Спасибо всем причастным. В первую очередь, тем, которые «не хотят, чтобы их портрет печатали в газете «Правда». Без вас было бы 14», — отметила главный редактор государственного информационного агентства «Россия сегодня» Маргарита Симноньян.

«Совершенное преступление (вымогательство) является тяжким (от 7 до 15 лет). Назначенные приговоры (4,5−5 лет) ниже низшего предела. Ничего общего с журналистикой деятельность Баязитовой и Архаровой не имеет. Вымогательство оно и в Африке вымогательство. Но! Учитывая и состояние здоровья, и то, что на скамье подсудимых — женщины, полагаю (мое сугубо личное мнение!) вынесенный приговор все равно излишне суровым. В окончательную силу он пока не вступил, а, значит, может быть еще пересмотрен. Для остальных же telegram-шантажистов пример Архаровой-Баязитовой — должен стать поучителен и нагляден. Тем более, что подобные уголовные дела уже не редкость и борьба с Tg-вымогателями будет лишь нарастать!» — указал депутат Госдумы Александр Хинштейн.

27 ноября Басманный суд Москвы приговорил Баязитову к пяти годам колонии общего режима. По данному делу также проходила медиатехнолог Ольга Архарова, в отношении которой суд вынес решение о лишении свободы на четыре года и шесть месяцев с отменой ареста на имущество. По словам прокурора, приговор осужденным вынесен обоснованно и не будет обжаловаться прокуратурой.

По данным следствия, в 2022 году Александра Баязитова, Ольга Архарова и Инна Чурилова потребовали перевести 1,2 млн рублей за блокировку негативной информации о топ-менеджере Промсвязьбанка Александре Ушакове. Архарова частично признала себя виновной, но потом отказалась от своих показаний. Баязитова свою вину отрицает.

В августе 2022 года суд заключил их под стражу. Чурилова полностью признала вину, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве. После этого ее дело выделили в отдельное производство. В июле 2023 года Чурилова была приговорена к четырем годам условно и штрафу в 1 млн рублей по ст. 163 УК («вымогательство»).

Источник