Недавно американское издание объявило, якобы Россия и Китай намерены построить подводный тоннель под Керченским проливом. Стоимость проекта пять миллиардов долларов. Более того, The Washington Post утверждает, что тоннель потребовался для защиты от атак со стороны Украины. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков оперативно назвал всё это чушью. «Даже не стоит комментировать. На Washington Post не похоже — такую чушь написать», — ответил представитель Кремля прессе.

Но очень похоже, что нынешняя песковская «чушь» через какое-то время вполне может обернуться вполне себе эффектной военной хитростью. Врага надо вводить в заблуждения любыми средствами. Во всяком случае, глава Крыма Сергей Аксенов прокомментировал ситуацию куда осторожнее. Сначала заявил, «во-первых, это вранье, нет таких планов». А во-вторых признал, что до строительства Крымского моста действительно рассматривались разные варианты транспортного перехода. В том числе подводный тоннель.

С нами Бог и красный флаг

Пекин по поводу тоннеля вообще молчит. Однако как знакомо крымчанам это судьбоносное молчание Поднебесной! Здесь никогда не забудут о своих спасителях из КНР. 12 октября 2015 года, майданные террористы взорвали ЛЭПы Херсонщины. Так начался энергетический блэкаут — самое тяжелое, по-настоящему опасное испытание для республики.

Полностью прекратилась подача электричества по единственной действующей материковой магистрали. Без света остались жилые кварталы, больницы и школы. Остановились троллейбусы, электрички и лифты. Погасли светофоры и уличные фонари, закрылись магазины, банки, котельные. Бандеровские мрази откровенно радовались темноте и холоду крымских домов. Рано радовались. Уже через неделю в Камыш-Бурунский порт Керчи вошло китайское судно «JIAN JI-3001».

Гигантский кабелеукладчик из Шанхая попал в керченскую акваторию тихо, без скандала. Слегка поменял персональный судовой номер, «временно выключил» АИС — систему слежения за морскими судами. Россия не имеет такого специализированного корабля и такого мощного морского кабеля. Собирались купить у немцев, но власти ФРГ в последний момент расторгли контракт. Зато оснащенный огромной катушкой «JIAN JI» метр за метром укладывал линию Made in China в подводные траншеи от кубанской Тамани до керченских берегов.

Работали исключительно граждане КНР, заранее получившие разрешение миграционной службы РФ, проигнорировав санкции Украины, ЕС, Британского содружества и США. Из песни слов не выкинешь – именно Китай провел кабели по дну Керченского пролива. Ровно через полтора месяца после начала блэкаута была введена в строй первая очередь энергомоста, и полуостров начал брать 300 краснодарских мегаватт. Настоящее спасение, конец энергетической блокады.

К лету 2016-го по всем веткам китайского подводного кабеля с материка пошло уже 850 МВт. Возможно, совпадение, но через прежний украинский переток крымские сети получали ровно столько же.

Независимые эксперты сразу предположили — укладка энергокабеля станет «пробным шаром» для масштабного участия КНР в крымских проектах. Хотя официально считается, что мост мы построили собственными силами. Прошло пять лет, сущая песчинка для китайского терпения. Зона предполагаемого строительства тоннеля знакома потенциальным партнерам до мелочей. И многие вспоминают еще одну хорошую песню про капитана, который крикнул «Еще не вечер…»

Штольни ядерной войны

Крымский полуостров полон тоннелями. Например, еще при Российской Империи штольни Севастополя превратились в огромный подземный город. Эти подземелья очень помогли героическим защитникам выстоять 250 дней и ночей в битве с немецкими войсками Эриха фон Манштейна.

Балаклавская бухта, нависающая над морем гора Таврос. После Великой Отечественной внутри горы, под землей и под водой появилась секретная стоянка субмарин и хранилище атомных торпед. Внутри могли поместиться до трех тысяч человек и семь подводных крейсеров. Подземные заводы по ремонту и снаряжению подлодок – «Объект 825 ГТС» и «Объект 820» – обеспечивали боевое применение шести видов ядерного оружия.

Ущелье Кизилташ между Феодосией и курортным Судаком — главный атомный арсенал советского Черноморского флота. Грандиозное строительство началось осенью 1950-го, объект «Феодосия-13» курировал лично Лаврентий Берия.. В скалах пробиты десятки километров тоннеля, размером и конструкцией сходных с московским метрополитеном. Сюда везли сверхнадежное, лучшее оборудование Союза. Сверхчистый металл поставляла подмосковная Электросталь. Кроме эшелонов зэка, потоком ехали квалифицированные спецы с опытом горно-шахтных работ.

Инженерные подробности не известны до сих пор. Ходит молва, под одной из горных вершин располагались цеха финальной сборки и проверки электронных систем атомных бомб. Официальный гриф «Совершенно секретно» сняли с хранилища только в 1994 году. Арсенал вывезли в РФ, а Кизилташ стал местом базирования самого боеспособного полка спецназа Внутренних войск МВД Украины «Тигр».

Эти головорезы стали лучшей защитой окрестных подземелий. Сразу после Крымской Весны «тигры» практически единодушно шагнули в российский строй. Слишком горьким оказался дым майданных шин, въевшийся в боевой камуфляж. Парни сохранили память о героях-сослуживцах, погибших от бандеровских пуль.

Еще два года назад тут стояло специальное подразделение Росгвардии. И вот внезапно сама часть и все спецобъекты Кизилташского горного массива перешли в подчинение Минобороны РФ. Нетрудно догадаться, зачем потребовались секретные феодосийские тоннели ведомству Шойгу.

Керченское дно манит давно

Подводный тоннель под проливом – на самом деле проект давний, проработанный глубоко и всесторонне. Причем еще два десятилетия назад в нем была особенно заинтересована украинская сторона. При Кучме подсчитали, что тоннель позволит транспортировать в год 150 миллионов тонн грузов и свыше 15 миллионов пассажиров. Постоянно действующее железнодорожное сообщение соединит не только Украину с Россией, но и Европу с Азией — Кавказом, Ираном, Индией, Пакистаном, Китаем. То есть, получалось важное звено «Шелкового пути».

Был объявлен тендер по созданию коммуникаций через Керченский пролив. Рассматривались два варианта моста, три варианта тоннеля, канатная дорога и усовершенствованный паром. Симпатии склонялись к 15-километровой подземной трассе, спроектированной в плотной глине с известняками. Считалось, это самый надежный вариант для преодоления водной преграды.

Появился текст межгосударственного соглашения, прошедший согласование во всех министерствах и ведомствах Киева. Но помешал бредовый конфликт вокруг косу Тузла, Потом грянула пресловутая Оранжевая революция. Иметь дело с москалями захвативший власть режим Ющенко отказался наотрез.

События Крымской Весны вновь вернули теме актуальность. Осень 2014-го, симферопольская инженерная компания ОАО «Великий шелковый путь Евразия» обратилась к президенту России с предложением все-таки прокладывать тоннель. Кроме логистических плюсов, подавать на полуостров воду, газ и нефть по трубопроводам тоннеля будет намного проще, уверял в письме Владимиру Путину учредитель и гендиректор «ВШП Евразия» Николай Глухов. Также тоннель позволил бы улучшить условия прокладки и эксплуатации кабельных энергетических и телекоммуникационных систем.

Неожиданным сторонником тоннеля оказался тогда Сергей Аксенов. Глава Крыма заявил, что для строительства моста нужно согласие Украины, которого Киев не даст, и предложил копать подземную магистраль. Основной аргумент – такое строительство обойдется дешевле и международного согласования не потребует.

Коллегу поддержал представитель региона при президенте РФ Георгий Мурадов, называвший строительство моста «опасным» из-за неблагоприятных погодных условий. Мурадов откровенно говорил об «иностранных корпорациях», предлагавших создать туннель, «который дешевле». Мало кто сомневался, имелись ввиду именно корпорации из Китая. По их оценкам, туннель обошелся бы в 2.5 раза дешевле моста.

Решение осталось за федеральными структурами. И получилось ровно наоборот. Глава Минтранса Максим Соколов пояснил выбор в пользу моста «стоимостью и сейсмическими рисками». В дискуссии «мост или туннель» поставлена точка, будет все-таки мост, подтвердил глава ОАО РЖД Владимир Якунин. «Построить туннель сложнее, необходимо прорыть плавающие грунты глубиной 70 м», — прозвучало на совещаниях у вице-премьера Дмитрия Козака.

На сегодняшний день, после двух украинских терактов по автодорожной части Крымского моста пропускают только легковой транспорт весом не более трех тонн. Автобусы междугородних рейсов следуют на паромы Керченской морской переправы. Там же ждут очереди фуры со скоропортящимися продуктами, медикаментами и прочими приоритетным грузом. Остальным приходится мотать дополнительные 400 км в объезд по прифронтовому югу Донецкой и Запорожской областей.

Севастополь идет вглубь

Пока большое начальство спешно открещивается от «тоннельной чуши», город русских моряков выбрал прямо противоположный курс. Как известно, большая Севастопольская бухта делит его ровно на две части, Южную и Северную. Добираться кружным сухопутным путем, в том числе по горному серпантину — долго и трудно. Большинство горожан пересекает бухту катерами и автомобильными паромами. Но при шторме и украинских атаках морской транспорт останавливается. Последние месяцы это происходит чуть ли не каждый день.

Решить проблему должен тоннель под Севастопольской бухтой, предусмотренный новым проектом Генерального плана города. На днях проект презентовали градостроительному совету представители одного из основных разработчиков, замдиректора Института Генплана Москвы Николай Кикава и начальник столичной мастерской планирования транспортных систем Наталья Кармадонова.

Благодаря тоннелю они предрекают Севастополю «мощнейшее развитие систем общественного транспорта». Сам стратегический объект глубокого заложения предполагается начать на пересечении Стрелецкого спуска и улицы Пожарова. Это неподалеку от Карантинной бухты и музея-заповедника «Херсонес Таврический».

По словам Натальи Кармадоновой, именно там есть уникальный перепад рельефа, позволяющий разместить основной вход в тоннель. Далее еще одна точка ближе к Южной бухте и центру города, подземная часть — и, наконец, выход на поверхность уже на Северной стороне в районе улицы Богданова, за Константиновским и Михайловским равелинами.

Еще в 2017 году идею проложить подводную магистраль на Северную сторону доложили Владимиру Путину. При этом проект уже был оговорен с вице-премьером Козаком и министром транспорта Соколовым. Увы, поначалу средства забирал Крымский мост. Казалось, СВО вообще положила крест на севастопольском тоннеле. Только вот внезапно выясняется, что именно на нынешнем пике военных действий тоннель оказался особенно нужен.

Илья Сергеев