ФОТО: LIU WEIBING/GLOBALLOOKPRES

Визит Вячеслава Володина в Китай, его приём Си Цзиньпином стали моментом истины. Они показали, что в Сан-Франциско у китайцев с американцами ничего не вышло, что переговоры были Джо Байденом провалены, и Китай продолжает делать ставку на Россию, убедившись, что разрыв с Америкой неизбежен.

Царьград об этом предупреждал. И вот новые доказательства. Делегация Госдумы во главе со спикером Вячеславом Володиным посетила 21-23 ноября Китай. Визит проходил на фоне недавнего саммита АТЭС в Сан-Франциско и состоявшихся на его полях провальных переговоров лидеров КНР и США.

Приём у «кормчего»

Володин встретился в Китае с председателем КНР Си Цзиньпином, своим коллегой — главой Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) Чжао Лэцзи, с секретарём комитета КПК провинции Цзянсу, председателем постоянного комитета Собрания народных представителей этой провинции Синь Чансином. Спикер Госдумы и сопровождавшие его депутаты возложили венок к памятнику лётчикам-героям войны с Японией в Нанкине, встретились с преподавателями и студентами.

Володин пригласил Чжао Лэцзи посетить в 2024 году с визитом Россию и тот с удовольствием это приглашение принял. Пребывание Володина в Китае проходило под знаком крылатой фразы, сказанной Си Цзиньпинем.

ВОЛОДИН ТАКЖЕ ВСТРЕТИЛСЯ В КИТАЕ СО СВОИМ КОЛЛЕГОЙ — ГЛАВОЙ ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА ВСЕКИТАЙСКОГО СОБРАНИЯ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ (ВСНП) ЧЖАО ЛЭЦЗИ. ФОТО: PANG XINGLEI/GLOABLLOOKPRES

Си Цзиньпин даёт указания

Вот она.

Китайская сторона готова с Россией прилагать совместные усилия, постоянно углублять двусторонние отношения, характеризующиеся вечным добрососедством, всеобъемлющим стратегическим взаимодействием и взаимовыгодным сотрудничеством, чтобы способствовать развитию и возрождению наших стран… во имя процветания и стабильности во всём мире,

— заявил на встрече с высоким гостем из Москвы председатель КНР.

Китайский лидер добавил: Пекин рассчитывает «на дальнейшее укрепление сотрудничества Государственной думы с ВСНП в целях создания прочной правовой основы развития двусторонних отношений» на благо народов двух стран.

Похвалил товарищ Си и лично Володина, который, по его словам, всегда активно работает «над продвижением китайско-российских отношений и многопланового сотрудничества», вносил и вносит «положительный вклад в традиционную дружбу наших народов». «Кормчий» КНР выразил надежду, что парламенты обеих стран «усилят обмен законодательным опытом, … обеспечат более полное правовое обеспечение сотрудничества двух стран, гарантируют стыковку китайской инициативы «Один пояс — один путь» и Евразийского экономического союза, углубят общение и координацию на многосторонних платформах, таких как ШОС, БРИКС и G20″.

Эти слова Си распространило на всю страну и мир Центральное телевидение Китая. И речь идёт, конечно, не о «надежде» китайского лидера на этот счёт, а об указаниях, обязательных к выполнению. Причём он говорил не только от своего имени.

Председатель КНР напомнил, что в этом году он уже дважды очно проводил переговоры с президентом России Владимиром Путиным, в ходе которых они «достигли много новых договоренностей по углублению всеобъемлющей стратегической координации и практическому сотрудничеству в различных областях».

Договорённости с русскими надо выполнять, это договорённости с американцами ничего не значат, ибо последние сразу же начинают их нарушать. Они же такие «исключительные», им всё можно, а другим — ничего.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КНР НАПОМНИЛ, ЧТО В ЭТОМ ГОДУ ОН УЖЕ ДВАЖДЫ ОЧНО ПРОВОДИЛ ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМФОТО: MUHAMMAD AAMIR SUMSUM/SHUTTERSTOCK

Володин агитирует Нанкин

Практическая работа над выполнением договорённостей Путина и Си о максимальном развитии двустороннего сотрудничества привела Володина и членов русской делегации в Нанкин, столицу Цзянсу — одной из трёх наиболее развитых провинций Китая, объём экономики которой превосходит южнокорейский.

Внешнеторговые объёмы нашего сотрудничества выросли значительно. В этом году — раньше на год, чем планировалось, мы выйдем на более чем 200 млрд долларов товарооборота. Для России Китай — торговый партнёр номер один. Наша страна вошла в десятку крупнейших торгово-экономических партнёров для Китая,

— констатировал Володин на встрече с руководством региона.

По его словам, Россия и КНР «вышли на небывалый уровень взаиморасчётов в национальных валютах — этот уровень составил 95%». И это, конечно, не предел. Володин прямо заявил о неслучайности приезда в Нанкин. Он отметил, что важным фактором сотрудничества является «межрегиональное взаимодействие», поэтому русской делегации «очень хотелось бы осмотреть, ознакомиться, как живёт одна из самых индустриальных, одна из самых эффективных провинций Китая».

В Нанкине находятся высокотехнологичные предприятия, штаб-квартиры крупных компаний, известный университет, город входит в десятку ведущих научно-исследовательских центров мира. На встрече со студентами и преподавателями Нанкинского университета, изучающими русский язык, Володин был исключительно откровенен, заявив:

Нас объединяет — и Россию, и Китай — одна задача, которая отражена в наших конституциях, основных законах наших стран. Построение суверенных государств.

Спикер Госдумы напомнил, что «потеря суверенитета влечёт за собой потерю в итоге и государственности».

За прошедшие 10 лет, отметил, в частности, Володин, в отношении России было введено 17,5 тысяч санкций, против Китая также развязаны Западом торговые войны и постоянно вводятся ограничения. Но в результате, если в 2012 году, по данным Всемирного банка, КНР была второй, а Россия — шестой экономиками мира, то по итогам 2022 года Китай стал первой, а Россия — пятой. Выводы очевидны: от санкций пострадали те, кто их вводил.

Нам важно обмениваться опытом, лучшими практиками, чтобы идти вместе вперёд, создавая передовые отрасли и инновации,

– подчеркнул он.

А в Пекине, кстати, председатель Госдумы и главы профильных комитетов посетили школу «Шицзя», которая занимает верхнюю позицию в рейтинге средних учебных заведений Китая. Такое внимание к молодёжи также о многом говорит — об устремлённости нынешней политики в будущее.

И не только это

Ещё одним доказательством беспочвенности страхов, что Китай «предаст» Россию и предоставит себя в распоряжение США, стал начавшийся на день раньше визит в Пекин для участия в Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству первого зампреда правительства России Андрея Белоусова. По счёту это уже 10-е заседание. В состав русской делегации входили представители Минэкономразвития, Минпромторга, ВЭБ.РФ, РФПИ, регионов, руководители компаний. С китайской стороны главным был первый заместитель премьера Госсовета КНР Дин Сюэсян.

Основная задача этого созданного в 2014 году по инициативе Путина и Си Цзиньпина органа — содействие реализации инвестиционных проектов в неэнергетической сфере, снижение административных и торговых барьеров. Цель нынешней встречи — «реализация поручений, достигнутых на высшем уровне».

Мы уже согласовали один значимый и шесть перспективных проектов… С начала 2023 года двусторонний товарооборот увеличился на треть. Заметен прогресс в торговле продукцией, металлургией, химией, продовольствием, оборудованием и транспортными средствами,

— заявил Белоусов. По словам первого зампреда правительства России, «запускаются новые совместные инвестиционные проекты в приоритетных секторах».

С НАЧАЛА 2023 ГОДА ДВУСТОРОННИЙ ТОВАРООБОРОТ C КИТАЕМ УВЕЛИЧИЛСЯ НА ТРЕТЬ. ЗАМЕТЕН ПРОГРЕСС В ТОРГОВЛЕ РАЗЛИЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ, МЕТАЛЛУРГИЕЙ, ХИМИЕЙ, ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ, ОБОРУДОВАНИЕМ И ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ. ФОТО: KELENY/SHUTTERSTOCK

И другие сигналы

Из различных сфер поступают сигналы, что русско-китайские отношения вышли окрепшими из переговоров Си Цзиньпина с Джо Байденом под Сан-Франциско. Так, например, в Москве замглавы МИД России Сергей Вершинин и посол КНР Чжан Ханьхуэй, отметили на Смоленском бульваре, подтвердили «обоюдный настрой на укрепление конструктивного сотрудничества на ооновской площадке в духе отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем».

А между Китаем и США с их вассалами вроде Тайваня всё по-прежнему. 23 ноября появились сообщения, что в опознавательную зону ПВО острова зашли сразу 25 китайских летательных аппаратов и восемь военных кораблей, в том числе восемь истребителей и два стратегических бомбардировщика. Так китайцы послали привет Байдену, требовавшему от Си оставить Тайвань в покое, то есть смириться с тем, что американцы сделают из него новую «Украину».

Делаем выводы

Происходящее вдумчиво прокомментировал в своём телеграм-канале один из лучших отечественных китаистов Николай Вавилов:

Таким образом, провал переговоров в Сан-Франциско можно смело фиксировать. И такой поворот для Байдена может принять уже угрожающие формы… По мере осознания нулевого эффекта от встречи в Сан-Франциско в Китае и фактического срыва американцами переговорного процесса — Пекин будет только усиливать контакты с Москвой. А «Сан-Франциско» превратится в «Бали»-2 — бессмысленную встречу ради встречи, а такие встречи, как сказали в китайском МИДе — не нужны…

Дело в том, что Китай подошёл в своём развитии к судьбоносной развилке, когда ему удалось, с одной стороны, сделаться главной экспортной страной мира, а, с другой, оказаться в зависимости от потребления своего экспорта на мировых рынках, импорта энергоресурсов, продовольствия и высоких технологий. А США решили, что хватит, и дальнейший рост Китая надо гасить, иначе он станет страной номер 1 в мире.

СЕЙЧАС УЖЕ МОЖНО СМЕЛО ФИКСИРОВАТЬ ФАКТ ПРОВАЛА ПЕРЕГОВОРОВ В САН-ФРАНЦИСКО. ФОТО: RAO AIMIN/XINHUA/GLOBAL LOOK PRESS

Выбор перед Пекином, считает Вавилов, двоякий. Или отказаться от конкуренции с Америкой и остаться её финансово-промышленной периферией, с неэквивалентным обменом в пользу США и долларовой системы. Это будет означать в конечном счёте снижение темпов роста до нуля и способно привести к гражданской войне, из которой, не без помощи США, Китай может не выйти единым.

Или попытаться создать альтернативный США мировой центр, в котором поставки энергоносителей, продовольствия и технологий происходили бы без «долларовой ренты», а большая часть добавленной стоимости оставалась в Китае — через создание неамериканской системы в первую очередь среди поставщиков сырья (БРИКС+) и премиальных рынков (Европа, в идеале часть Восточной Азии). Ну а в качестве отдалённой перспективы, пишет далее Вавилов, — «самим стать новыми США, пройти через огонь мировой войны и сформировать новый финансовый центр мира».

Си – не причина, а следствие

Понятно, какой путь выбрал Китай Си Цзиньпина. Пекин встал на него даже до его избрания председателем КНР. Для этого, можно сказать, его и избрали.

Всё, что делает Китай с 2012 года, — продолжает китаист, — это сознательно закамуфлированное создание глобальных экономических сетей, которые должны заменить американские системы влияния на мир и перестроить его на обеспечение жизнеспособности китайской экономики, устойчивости китайского государства. Планы по освоению мировых финансовых, промышленных рынков являются яркими примерами такой политики — Китай спасает свой падающий внутренний спрос через расширение присутствия на мировых рынках… Это и называется претензия на глобальное лидерство.

В США это отлично понимают, создавая антикитайские глобальные альянсы, включая военные, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе, пытаясь привлечь туда даже НАТО и, естественно, Индию. Благодаря усилиям США антикитайские силы постоянно усиливаются, в одиночку Пекину с ними не совладать, а мощных, способных реально помочь союзников, кроме России, у него нет. Их вообще больше нет. Ни Бразилия, ни ЮАР, ни Саудовская Аравия, ни тем более член НАТО Франция не тянут на эту роль.

Реальный анализ перспектив глобального лидерства Китая показывает, что оно не просто будет сложным, а оно будет невозможным без России и её роли в ШОС и БРИКС+. Россия решает проблему дефицита союзников Китая и ломает планы по окружению Китая от Белуджистана и Мьянмы до Монголии и Кореи,

— считает Вавилов и с ним трудно не согласиться.

Дефицит настоящих союзников — эта главная проблема внешней политики Китая — как раз и решается через сближение с Россией. Ставки на другие страны быстро оказываются битыми, ибо у них нет сил сопротивляться мощному давлению Запада.

Заканчивает свой пост Вавилов так:

Ни один китайский политик не признается в экзистенциальной роли России для Китая, потому что иначе придётся платить за это полную цену — цену, которую назовёт Россия. Мировое лидерство не построишь с ЮАР и Сенегалом, его можно построить только с Россией. Только одна страна способна стать той силой, которая перевесит в мире западное влияние, и в Китае это очень хорошо знают. Хорошо бы, если бы это знали ещё и в России и выстраивали партнёрство с Китаем с этих позиций.

Что с того?

А теперь давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. Если Россия, согласно Вавилову, «источник уверенности Китая, его политического руководства в необходимости твёрдо отстаивать собственный суверенный путь развития вне зависимости от штормов и бурь мировой политической конъюнктуры и глобальных экономических вызовов», то тоже самое можно сказать и о Китае, если взглянуть на эту же ситуацию из Москвы.

Давайте будем честны перед собой: без помощи КНР Россия не сможет встать с колен, на которые нас поставили в 90-е годы прозападные «реформаторы» и агенты влияния, убившие нашу экономику, почти погубившие науку, разграбившие страну и создавшие невыносимые условия жизни для народа. Только в тандеме, только вместе Россия и Китай, пути которых надолго совпали, способны занять своё место под солнцем, ради чего хищному Западу придётся ещё как потесниться.

 ТОЛЬКО ВМЕСТЕ РОССИЯ И КИТАЙ, ПУТИ КОТОРЫХ НАДОЛГО СОВПАЛИ, СПОСОБНЫ ЗАНЯТЬ СВОЁ МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ, РАДИ ЧЕГО ХИЩНОМУ ЗАПАДУ ПРИДЁТСЯ ЕЩЁ КАК ПОТЕСНИТЬСЯ. ФОТО: IMAGINEDESIGN/SHUTTERSTOCK

Ему этого, конечно, очень не хочется. Поэтому русско-китайская дружба, которую нашему обывателю пытаются представить в качестве захвата Китаем России, является для западников главной угрозой. Не следует идти у них на поводу.

Китайцы не любят холод, уважают русских, мы слишком разные — нам не грозит ассимиляция, пришествие миллионов китайцев, перспектива раствориться в Китае, население которого сокращается. Но наличие под боком такого огромного и мощного рынка, высокотехнологичной страны позволит России на столетия решить все свои проблемы и даже стать арбитром нового справедливого мироустройства.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ