Корветы типа Visby в море. Фото Минобороны Швеции

Военно-морские силы Швеции и их подрядчики продолжают подготовку модернизации корветов типа Visby, и становятся известны новые подробности этого проекта. Так, на днях появился контракт на поставку зенитных средств для кораблей – их хотят вооружить комплексами Sea Ceptor с ракетами CAMM. Ожидается, что установка современных ЗРК позволит значительно улучшить общие боевые качества корветов.

Планы модернизации

Напомним, проект многоцелевого корвета «Висбю» для ВМС Швеции был разработан в середине девяностых годов. В 1995 г. шведская промышленность заложила одноименный головной корабль и в 2002-м передала его флоту. По итогам испытаний корвета Visby, проект был доработан, что позволило начать строительство серийных вымпелов. В 2009-2015 гг. заказчик получил еще четыре корабля. От строительства шестого корвета, предусмотренного изначальным контрактом, отказались.

В проекте Visby использовали любопытный подход к вопросам противовоздушной обороны. Основными средствами защиты от нападения с воздуха должны были стать малозаметность корабля и многоцелевая пусковая установка-постановщик помех MASS. Воздушные цели, сумевшие приблизиться к кораблю, планировалось поражать 57-мм снарядами автоматической пушки Bofors Mk 3.

Практически с самого начала разработки проекта «Висбю» обсуждалась возможность оснащения кораблей собственным зенитным ракетным комплексом. Предлагались и рассматривались разные варианты такого вооружения. В частности, в двухтысячных прорабатывалась установка стационарной версии ЗРК RBS 23 Bamse, однако в 2008 г. от этой идеи окончательно отказались.


Корвет Nyköping применяет ракет CAMM — пока только в представлении художника. Графика MBDA

К началу двадцатых годов флот Швеции накопил большой опыт эксплуатации малозаметных корветов и пришел к выводу о необходимости их модернизации. Был составлен список основных требований по доработке конструкции, установке новых систем и т.д. В частности, практика показала, что кораблям требуется полноценный ЗРК для самозащиты и прикрытия районов.

В январе 2021 г. Управление оборонной техники министерства обороны Швеции выдало компании Saab заказ на разработку и реализацию проекта модернизации пяти имеющихся корветов. Создание проекта, учитывающего все новые пожелания и требования заказчика, завершится в ближайшем будущем. Первый из корветов встанет на ремонт и модернизацию в конце 2024 г. и вернется в строй в 2027-м. Последний корабль передадут заказчику не позднее 2030-м. Ожидается, что такая модернизация позволит продлить сроки службы кораблей, как минимум, до 2040 г.

Выбор флота

В начале 2021 г. шведские ВМС раскрыли основные планы и требования к проекту модернизации корветов. При этом они не приводили список новых комплексов и систем, которые появятся на «Висбю» по результатам нового проекта. По всей видимости, на тот момент заказчик и исполнитель еще не сформировали окончательный облик модернизированного корабля и не выбрали необходимые изделия. Впрочем, к настоящему времени часть таких мероприятий завершилась. Так, недавно стало известно о выборе ЗРК для корветов.

16 ноября международная компания MBDA сообщила о получении заказа от шведского Управления оборонной техники. По условиям этого документа, компания должна передать Швеции зенитные ракетные комплексы Sea Ceptor для установки на корветы Visby. Такие ЗРК будут укомплектованы управляемыми ракетами CAMM, так же производимыми MBDA.


Зенитная ракета CAMM. Графика MBDA

Соглашение предусматривает поставку пяти ЗРК для наличных корветов и неназванного количества ракет. Первый комплект передадут компании Saab в 2024-25 гг., и к началу 2026-го его поставят на корабль-носитель. Затем поставки будут выполняться по мере выполнения работ на других корветах. Общая стоимость всей продукции пока не сообщается.

Технические вопросы

Компания-поставщик ЗРК и ЗУР не раскрывает все подробности подписанного контракта, но уже показала его возможный результат. Пресс-служба MBDA опубликовала художественное изображение корвета типа Visby, применяющего ракеты CAMM. На этом рисунке показано, как именно новый комплекс могут разместить на имеющейся надводной платформе, и как должны выглядеть пуски ракет.

Изображение показывает четвертый в серии корвет Nyköping (K34) в конфигурации после модернизации. На его палубе позади надстройки размещена вертикальная пусковая установка неизвестного типа. Качество картинки не позволяет установить количество ячейки. При этом в кадре показано девять ракет CAMM, уже стартовавших из этой установки.

По данным производителя, ЗРК Sea Ceptor может использовать вертикальные пусковые установки разных типов. Наиболее простая представляет собой модуль с большим количеством вертикальных ячеек под штатные транспортно-пусковые контейнеры ракет. При этом головная часть ТПК с полусферической крышкой выступает над уровнем палубы, из-за чего установка имеет прозвище «грибная ферма». Старт из такой установки и контейнера осуществляется холодным способом, при помощи отдельного порохового заряда в ТПК.

Установки такого рода используются на различных кораблях Великобритании и других стран. Можно предполагать, что шведские Visby тоже получат такое оснащение. При общей длине 72,7 м и водоизмещении всего 640 т, такие корабли не удастся оснастить установками других типов без ущерба для имеющихся систем. По разным оценкам, под палубой корвета можно разместить установку с боекомплектом до 32 ракет.


Пусковая установка ЗРК Sea Ceptor на палубе британского фрегата HMS Lancaster пр. «Тип 023». Фото Минобороны Великобритании

Как будет построена радиоэлектронная часть ЗРК, неясно. Корветы имеют штатную РЛС освещения воздушной обстановки типа Sea Giraffe AMB 3D, которая в теории может выдавать целеуказание зенитным средствам. Однако в ходе модернизации запланирована замена локатора. Тип новой РЛС пока не назван, но ясно, что она сможет обеспечивать работу ЗРК и других вооружений. Кроме того, на корабле появится пост управления зенитным комплексом и соответствующие приборы.

«Висбю» должны будут использовать ЗУР типа CAMM (Common Anti-Air Modular Missile), изначально созданную для британского флота. Это ракета традиционной компоновки, предназначенная для использования в составе корабельных и наземных ЗРК и способная поражать разнообразные аэродинамические цели. Она уже состоит на вооружении десятка стран, и ожидаются новые контракты.

Ракета выполнена в цилиндрическом корпусе диаметром 166 мм длиной 3,2 м с раскладными хвостовыми стабилизаторами размахом 450 мм. Стартовая масса – 99 кг. Изделие оснащено твердотопливным двигателем, который разгоняет его до скорости ок. 3 М и обеспечивает дальность пуска не менее 25 км и высоту перехвата до 10 км.

Ракета имеет комбинированную систему наведения. Полет в район нахождения цели осуществляется при помощи инерциальной навигации; имеется режим радиокомандной коррекции траектории. Непосредственное наведение на цель осуществляется за счет активной радиолокационной ГСН. Поражение производится 10-кг осколочно-фугасной боевой частью.

Наверстать упущенное

Во время проектирования и строительства шведские корветы типа Visby позиционировались как уникальная разработка, объединяющая самые современные и совершенные технологии и решения. В такой рекламе особое внимание обращали на снижение заметности, которая, в частности, должна была поспособствовать защите от нападения с воздуха. Также корабли получили средства постановки помех, но не зенитные ракеты.


Головной корвет серии — Visby. Фото Wikimedia Commons

Теперь же «Висбю» получат и полноценные ЗРК малой дальности. Установка таких систем обороны положительно скажется на боевых качествах и возможностях кораблей. Они смогут защищать от средств воздушного нападения себя, корабли отряда, базы или акватории. Для комплекса Sea Ceptor и ракет CAMM заявлены достаточно высокие характеристики, и интерес ВМС Швеции к ним вполне понятен.

Необходимо отметить, что модернизация корветов за счет установки современных ЗРК является важным, но все же запоздалым шагом. Оснащать корабли зенитными ракетами следовало еще на стадии разработки проекта и строительства, но тогда решили обойтись без них. Это негативно сказалось на возможностях и потенциале кораблей – и теперь ВМС и судостроителям придется наверстывать упущенное в рамках проекта модернизации.

Очевидно, что компания Saab, ответственная за разработку проекта модернизации «Висбю», столкнется или уже столкнулась с теми или иными трудностями. В частности, ей предстоит вписать в готовую конструкцию пусковую установку для новых ЗУР, а также найти место для приборов и поста управления ЗРК. Есть ли на корабле подходящие свободные объемы – большой вопрос. При этом любые затруднения инженерного или технического характера могут привести к смещению сроков и прочим негативным последствиям.

Таким образом, уникальный шведский проект малого боевого корабля, основанный на ряде смелых и перспективных решений, на практике оказался не самым удачным. Теперь его приходится дорабатывать, как для повышения общих характеристик, так и для получения принципиально необходимых возможностей. Удастся ли выполнить все запланированные работы в требуемые сроки и получить желаемые возможности, покажет время.

Автор:
Рябов Кирилл