В ноябре 1918 года Екатеринославский корпус гетманской армии под командованием генерала Васильченко совершил легендарный переход в Крым. Его целью было присоединение к белым силам Добровольческой армии, выступающей под лозунгом «Великой, Единой и Неделимой России».

При гетмане Павле Скоропадском ещё в период немецкой оккупации Украины были сформированы кадры для будущей украинской армии. Они включали в себя многих бывших царских офицеров императорской России, живших на территории провозглашённой УНР или бежавших в Киев от красных. Некоторые из них ещё до германской революции подались в белое движение на юге России, однако большинство предпочитало смотреть на разворачивающуюся Гражданскую войну с безопасного расстояния.

В гетманской армии им приходилось изображать из себя самостийников, учиться разговаривать на украинском языке (малороссийском диалекте русского). Однако даже подавляющее большинство офицеров малороссийского происхождения не испытывало к новому украинскому государству никакой симпатии. Многие почти открыто заявляли о желательности восстановления Российской империи в прежних границах.

Скоропадский, который сам был высокопоставленным офицером царской армии, смотрел на подобные настроения снисходительно. Гетман до самой ликвидации своей власти пытался усидеть на двух стульях, заигрывая с имперцами и проводя осторожный курс на самостийность. При этом он помогал белым монархистам создавать свои армии, которые противопоставляли себя республиканской по духу Добровольческой армии генерала Деникина.

Ноябрьская революция в Германии лишила украинских самостийников внешней поддержки. Находящиеся на территории Украинской народной республики (УНР) немецкие войска начали стремительно возвращаться домой. Это поставило режим гетмана Скоропадского в катастрофические условия.

Пока войска Германской империи занимали Украину, марионеточный режим мог себя чувствовать в относительной безопасности, рисовать фантастические границы и гордо заключать союзы с сопредельными «республиками». Всё это в одночасье посыпалось после прекращения германской поддержки.

Одновременно против Скоропадского началось мощное восстание под руководством Симона Петлюры, которое сплотило наиболее радикальных украинских самостийников. Они надеялись захватить власть в Киеве.

Гетман Скоропадский с представителями немецкого командования
Гетман Скоропадский с представителями немецкого командования

В городе Екатеринославе (нынче Днепр), одном из крупнейших городов Малороссии, находился 8-й гетманский корпус, сформированный из кадров русской 34-й дивизии императорской армии. Командовал им генерал-майор Игнатий Михайлович Васильченко – уроженец Харьковской губернии.

В период Гетманщины корпус прежде всего занимался наведением дисциплины и порядка на подконтрольной территории. Последствия февральской анархии, охватившей в том числе Малороссию, продолжали сказываться. Происходили периодические самозахваты земли крестьянами, сжигались помещичьи усадьбы, действовали банды, состоящие из дезертиров и уголовников.

Борьба с плохо вооружённым противником не представляла для корпуса большой сложности. Так продолжалось до ноября 1918 года.

Как и многие русские офицеры, генерал Васильченко был категорическим противником самостийной Украины. Он мечтал примкнуть к белому движению и тайно организовал в Екатеринославе вербовочный центр для Добровольческой армии.

Показательный момент: даже фактическое уничтожение российской государственности в октябре 1917 года не заставило многих выходцев из Малороссии превратиться в «украинцев». При первой возможности они вернулись к идеям единой и неделимой России.

Генерал-майор Игнатий Васильченко среди штаб-офицеров императорской армии в центре второго ряда
Генерал Игнатий Васильченко среди штаб-офицеров императорской армии (в центре второго ряда).

Начало петлюровского восстания не застало генерала Васильченко врасплох. В отличие от опереточных дружин, созданных для защиты гетмана, он обладал надёжными офицерскими и солдатскими кадрами, способными противостоять самостийникам.  Все попытки петлюровцев склонить корпус на свою сторону успеха не имели. Более того, командование воинским соединением начало подготовку к переходу на сторону белых.

23 ноября петлюровцы попытались захватить Екатеринослав, но получили достойный отпор. В этот момент 8-й гетманский корпус поднял трёхцветное российское знамя и объявил, что будет бороться за единую и неделимую Россию. Таким образом, воинская часть сделала свой окончательный выбор.

Понимая, что сражаться с превосходящими силами противника бесполезно, генерал Васильченко собрал воинский совет, на котором объявил, что его корпус будет пробиваться   на соединение с Добровольческой армией. Большинство офицеров поддержало его решение. Осталось собрать обоз, проститься с родными и продумать маршрут следования отряда.

Генерал Васильченко отправил разведчиков, чтобы выяснить, на каком участке лучше всего организовать движение отряда. Самым логичным было бы двигаться в сторону Дона, где находились главные силы белых, однако разведчики отклонили такой план из-за сложности его реализации. Дело в том, что данное направление было надежно прикрыто петлюровскими войсками, стремящиеся всеми силами помешать корпусу соединиться с добровольцами.

После некоторых раздумий было принято решение идти в Крым. Полуостров лишь частично контролировался белыми, но находился достаточно близко.

Подробная карта Гражданской войны за 1918-й и начало 1919-го года
Подробная карта Гражданской войны за 1918-й и начало 1919-го года

28 ноября войска вышли в поход. В общей сложности Екатеринослав покинуло более тысячи человек. Многие из них были офицерами и добровольцами из учащейся молодёжи.

Поход не был лёгкой прогулкой. Петлюровские части поставили многочисленные заслоны, состоящие из значительного количества войск. Впрочем, профессионализм преимущественно офицерской части был невероятно высок, петлюровские банды не могли ничего противопоставить Васильченко.

Погода не баловала походников. Оттепель сменялась заморозками, частям приходилось двигаться по разбитым дорогам. Особенно сложно было передвигаться технике, которую зачастую вытягивали руками.

В общей сложности отряд двигался 23 дня. Сложно даже представить, как его участники выдержали подобное испытание. Казалось бы, пройти предстояло всего лишь около 500 вёрст, но сколько препятствий приходилось преодолевать! Почти каждый день – бои, вечная бессонница, плохая еда. Кроме того, солдаты могли рассчитывать исключительно на свои силы – помощи ждать было неоткуда. Ни в коем случае нельзя было попадать в плен – петлюровцы жестоко расправлялись с пленными.

Любопытно, что именно в этом походе белые фактически впервые столкнулись с махновцами. До этого им не приходилось сталкиваться друг с другом, Екатеринославский поход был своеобразной «пробой пера».

Лишь 22 декабря отряд генерала Васильченко вышел в расположение белых войск. Произошло это возле легендарного Перекопа. После небольшого отдыха его солдаты пополнили немногочисленные части Добровольческой армии на полуострове. Сам генерал-майор Васильченко и его штаб перешли в распоряжение Крымско-Азовской армии генерала Боровского.

Присоединение екатеринославцев стало приятной неожиданностью для белых военных властей Крыма. Теперь они располагали обстрелянной и идейно мотивированной частью, по своим качествам равной корниловцам или дроздовцам. До конца Гражданской войны екатеринославцы были основой белых сил полуострова.

Чуть позднее все участники похода были награждены серебряным крестом на колодке из национальных цветов российского флага. На крест крепился терновый венец, а по его центру находился герб города Екатеринослава.

Награждённый крестом участник Екатеринославского похода
Награждённый крестом участник Екатеринославского похода

Поход Екатеринославского отряда оказался не единственным, но самым легендарным переходом бывших гетмановцев на сторону белых. Примечательно, что почти все его участники были малороссами, считающими себя сторонниками России. К сожалению, многие из них погибли в огне Гражданской войны. Та же участь ожидала и их героического предводителя генерала Васильченко, который не пожелал превратиться в ярого самостийника и врага своего единого Отечества – России.

Заглавное фото: крест за Екатеринославский поход

Аркадий ВЕРТЯЗИН