После событий 2020 года, когда в Белоруссии была осуществлена попытка государственного переворота, границы между республикой и её европейскими соседями стала одним из самых взрывоопасных мест в регионе. Ситуация осложнилась после начавшегося во второй половине 2021 года миграционного кризиса. Попытки беженцев из стран Азии и Африки пробиться в Евросоюз с белорусской территории были восприняты европейскими странами как «гибридная атака», что стало дополнительным стимулом для эскалации напряжённости в отношениях между сторонами. Сегодня граница Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией продолжает оставаться местом, где в любой момент могут произойти события, которые повлекут за собой катастрофические последствия для всего региона.

К 2023 году приграничные с Белоруссией районы Польши, Литвы и Латвии стали представлять собой территорию, где властвует абсолютное беззаконие и безнравственность, что ведёт к гибели десятков беженцев, которых ранее власти ЕС приглашали в свой «райский сад». Причём Варшава, Вильнюс и Рига имеют к сложившейся миграционной проблеме одинаковый подход, который базируется на неприятии на своей территории мигрантов, вне зависимости от имеющихся международных норм и правил, в том числе и на уровне Евросоюза. Ситуацию усугубляет и тот факт, что с началом кризиса на Ближнем Востоке в станах ЕС начали говорить о новой волне мигрантов, которая в скором времени накроет содружество. В этой связи, в Польше и странах Прибалтики стала распространяться версия, согласно которой Белоруссия и Россия будут использовать беженцев из Палестины и Сектора Газа в качестве инструмента давления на Евросоюз. Особенно стараются в распространении таких «новостей» белорусские оппозиционеры, которым важно любыми способами напомнить о себе и очернить официальный Минск. Противники Александра Лукашенко пытаются убедить европейских чиновников в том, что белорусские власти при содействии Москвы начнут вывозить из арабского мира беженцев, которых будут направлять прямиком на границу с Польшей, Литвой и Латвией, тем самым пытаясь создать новый миграционный кризис для того, чтобы заставить своих соседей сесть за стол переговоров. Правда, «змагары» не говорят о том, как «вывоз» палестинцев возможен в принципе, тем более в объёме, который мог бы спровоцировать ситуацию подобную той, что была на границе осенью 2021 года. Впрочем, никого такие мелочи в продолжающейся информационной войне против Белоруссии и России сегодня не волнуют.

Вместе с тем, политика соседних с Белоруссией стран в отношении мигрантов за последнее время не только не стала мягче, но и приобрела откровенно бесчеловечный  характер. Только с начала текущего года белорусские пограничники зафиксировали порядка 3000 попыток выдворения беженцев из ЕС и около 40 случаев подбрасывания их трупов. С этой точки зрения наиболее серьёзная ситуация – на латвийском направлении. Власти этой республики официально заявляют, что в 2023 году границу незаконно пытались перейти около 13000 человек, что потребовало от Риги принимать дополнительные меры. Так, еще в августе Латвия ввела усиленный режим охраны на границе с Белоруссией в Лудзенском, Краславском и Аугшдаугавском уездах, а также городе Даугавпилс. Позже Государственная пограничная служба страны провела «дополнительную мобилизацию» пограничников из-за «резкого усиления гибридной угрозы», заявляя, что возросла «вовлечённость белорусских органов власти» в организацию нелегального перехода границы. Более того, с 16 октября и до конца 2023 года Рига ввела масштабные ограничения на использование воздушного пространства вблизи Белоруссии, объяснив это «потребностями Национальных вооружённых сил Латвии». Было заявлено, что в этот период на границе будут выполняться «военные задачи» с использованием пилотируемых самолётов и БПЛА. Что это за задачи, и почему вдруг они начали выполняться именно сегодня, в Риге не рассказали, что вызвало определённую тревогу в Минске, где ничего хорошего со стороны одной из стран НАТО уже давно не ожидают.

Ситуация на границе с Литвой, на первый взгляд, выглядит менее напряжённо, если не брать во внимание проблемы с очередями грузового автотранспорта. По данным литовских властей, с начала миграционного кризиса в страну не пустили более 21500 беженцев, но в последнее время число мигрантов, стремящихся нелегально пересечь границу, резко сократилось вплоть до их полного отсутствия в первой половине ноября. Однако, как показывают действия литовских властей, все это никак не влияет на их политику в отношении Минска. Например, в Государственной службе пограничной охраны Литвы заявили, что в течение следующих двух лет подготовят около 450 дополнительных офицеров, «предназначеных для охраны границы с Белоруссией». При этом сегодня для этого уже есть около 4300 сотрудников, в том числе и военных. Дополнительно Вильнюс запланировал в 2024 году организовать широкомасштабные общие мобилизационные учения, в рамках которых не должно остаться «ни одного гражданина, предприятия или организации, которые не знали бы, что делать». Значительная часть мероприятий будет ориентирована на охрану границы, в первую очередь на белорусском направлении. Таким образом, Литва дает понять, что миграционная проблема не является для неё главной, а Вильнюс продолжает готовится к открытому конфликту и никаких переговоров с Минском в обозримом будущем не предполагает.

Самая напряжённая ситуация продолжает оставаться на польском направлении, где Варшава борется с нелегальной миграцией теми же методами, что ее прибалтийские коллеги, но с ещё большей бесчеловечностью: беженцев выдворяют на территорию Белоруссии, предварительно избивая их, не смотря на пол и возраст. Подобные действия, как и построенный забор на границе с Белоруссией, который в будущем получит вторую линию из колючей проволоки, не помогают Польше: с января по середину сентября 2023 года на территорию страны проникли более 30000 человек. Усугубляют ситуацию и участившиеся в последнее время провокации с польской стороны, которые, как заметил представитель Минобороны Белоруссии Валерий Ревенко, «можно охарактеризовать как «на грани»». По данным белорусских военных, с сентября польские летательные аппараты уже пять раз нарушали воздушную границу республики. При этом никакие предупреждение и ноты протеста со стороны белорусского МИД не меняют положения дел, а Варшава всё отрицает и делает вид, что ничего не происходит.

Более того, власти Польши продолжают наводнять приграничные с Белоруссией районы своими военными. За последние годы польская армия разместила 20 военных баз в регионе, а одна из бригад и вовсе расположилась в 40 километрах от Бреста. В ноябре стало известно о создании 8-й механизированной дивизии имени Ромуальда Траугутта, а в планах Варшавы призвать в 2024 году на военные сборы до 200 тысяч резервистов. Нельзя забывать и о постоянно идущих на белорусском направлении учений, в том числе с участием подразделений стран НАТО. Например, в конце октября – начале ноября вдоль восточной границы Польши проходили тактические учения войск под названием «ЗУБР-23», которые были призваны не только «повысить уровень безопасности вдоль восточной границы Польши», но и «подготовить войска к действиям в экстремальных условиях». И это далеко не полный перечень того, чем занимается Варшава на белорусском направлении.

Таким образом, сегодня говорить о том, что напряжённость на границе Белоруссии со странами ЕС пошла на спад, конечно, нельзя. Несмотря на то, что Варшава, Вильнюс и Рига пока открыто не демонстрируют агрессию по отношению к Минску, никаких кардинальных изменений в политике этих государств не произошло. Вместе с тем, перемены в зоне проведения СВО, а также нарастающие проблемы в Евросоюзе и Ближневосточный кризис вполне могут повлиять на ситуацию, и в белорусской столице появятся первые гонцы из ЕС. И не исключено, что будут они именно из стран Прибалтики или Польши.

На заглавном фото: Белорусско-польская граница

Игорь СМОЛИЧ