MICHAEL NITZSCHKE/GLOBALLOOKPRESS

Гаджеты в школе – норма или зло? Как современные технологии влияют на развитие подрастающего поколения, почему в Америке так много детей-аутистов и как защитить своих детей от опасного контента? Об этом сегодня говорим с экспертами Виталием Вышварцевым и Андреем Цыгановым в программе «Мы в курсе».

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддержал законопроект, который запрещает школьникам использовать смартфоны и другие гаджеты для связи на уроках. Исключения допустимы только в случаях, предусмотренных образовательной программой, где необходимо использование электронных ресурсов, а также в ситуациях, связанных с угрозой жизни или здоровью детей или сотрудников образовательного учреждения.

По словам инициаторов, если зафиксировать данную норму законодательно, то это усилит позиции правильного пользования телефонами среди детей и подростков.

Как отметил в беседе с Царьградом почётный адвокат России, член Общественной палаты Москвы Дмитрий Краснов, невозможно полностью запретить пользоваться средствами связи и гаджетами детям и взрослым людям, но вполне можно отрегулировать это в нормальном законном русле.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Педагоги предлагают, чтобы дети приходили и запирали свои устройства в шкафчики и забирали их, когда уходят из школы. И не пользуются ими на уроках. Это даст возможность нормально проводить уроки, без всяких скандалов и криков, без списывания. Есть возможность использования телефонов в определённых случаях, в экстренной ситуации, в критических ситуациях. Мы живём в век, когда проходит СВО, происходят теракты. И дети, и педагоги имеют право пользоваться телефонами. Если возникает вопрос, связанный с тем, что родители не могут найти своих детей, то они могут позвонить классному руководителю или педагогу, и он свяжет детей с родителям, если что-то экстренное произошло у родителей,

– рассказал Дмитрий Краснов.

Отмечается, что рассмотреть законопроект об использовании гаджетов в школах Госдума может на пленарном заседании 16 ноября. Что думают по поводу этой инициативы сами родители школьников? Об этом ведущая программы «Мы в курсе» на «Первом русском» Елена Афонина поговорила с Виталием Вышкварцевым, экспертом Союза «Родительская палата», кандидатом юридических наук, и Андреем Цыгановым, председателем экспертного совета Общественного уполномоченного по защите семьи.

Для чего нужен этот закон? 

Как заметил Виталий Вышкварцев, который представляет союз «Родительская палата» и является кандидатом юридических наук, речь идёт прежде всего о   совершенствовании правового статуса педагогических работников и повышении авторитета педагогических профессий.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Мы говорим об усилении прав, свобод и обязанностей педагогов образовательных организаций, усиливая их социальную защищённость. О том, чтобы повышать их ценность и авторитет в обществе и, в частности, в образовательной организации. И очень красиво туда вшиваем вот это положение касательно ограничения, даже не запрета, использования вещи как имущества… С оговоркой: «в случае, если иное не предусмотрено образовательными стандартами»,

– отметил собеседник Царьграда.

Даже если этот новый закон и будет принят, то особо ничего не изменится, считает Вышкварцев. Поскольку подобные ограничения в учебных заведениях уже существуют в виде локальных актов. Например, постановления главного врача России о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

СанПиН, в соответствии с федеральным законом, не допускает использования средств связи в образовательном процессе. А данный законопроект, наоборот, оставляет лазейки: «использование средств связи в экстренных ситуациях, для защиты здоровья и жизни обучающихся». У нас и так в 273-м законе об образовании всё прописано. И охрана жизни, и охрана здоровья обучающихся, и поддержание их психологического здоровья, недискриминация, в том числе педагогов. Вопрос: зачем вводить ещё один такой же закон?

– сказал эксперт.

В Европе частично уже запретили

Ведущая Царьграда Елена Афонина обратила внимание на то, что сегодня в социальных сетях очень много видеороликов, снятых учениками в школах. И учителям «чуть ли не до рукоприкладства» приходится доходить, чтобы забрать у подростка смартфон.

Весь класс это снимает. Понятно, почему возникает эта тема защиты учителей. Если всё и так прописано, то почему это не работает? Не проще было бы пойти по тому пути, чтобы сказать категорическое «Стоп!» всем смартфонам на пороге школы? В любом случае они должны храниться в отдельных ячейках. Некоторые учебные заведения так и поступают,

– сказала ведущая.

Эксперт пояснил, что большинство родителей в России выступают против таких законодательных формулировок. При этом есть ещё международный опыт запрета использования смартфонов. Так, во Франции, частично в Австралии, а также в отдельных республиках ЮАР их полностью запретили в школах.

По мнению собеседника Царьграда, подход должен быть равный для всех, без каких-либо «лазеек». Если ребёнок отвлекается от учебного процесса либо это создаёт конфликтную ситуацию между детьми, родителями и учителями, то нужно решать этот вопрос.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Когда есть возможность поиграть, початиться, войти в запрещённые деструктивные контенты, ребёнок выпадает из образовательного процесса… У нас получается антагонизм классов: класс учеников и класс педагогов. И это очень плохо. Из-за смартфонов у нас учитель становится «врагом» для ученика. Поэтому авторитет учителя как раз и нужно повышать путём изъятия этих смартфонов,

– считает Вышкварцев.

Он подчеркнул, что цель данного законопроекта – прежде всего защитить педагогов от тех издевательств, видео которых легко можно найти по запросу в Сети. Но он требует грамотного юридического подхода.

Я бы изъял эту оговорку из федерального закона. Защищайте педагогов, защищайте их авторитет, их нравственное здоровье. Но также уберите ненужные функции педагогов по заполнению всяческих электронных журналов и отчётов, эту дополнительную нагрузку. В конце концов, сделайте из педагога реального служителя образования, наделите его пакетом государственного чиновника и дайте государственную защиту. Тогда не нужно будет рассматривать такие сомнительные проекты федеральных законов,

– заключил Виталий Вышкварцев.

Информационная безопасность в школе

Ещё одна очень важная тема, которую сегодня обсуждают в родительских чатах, – это информационная безопасность. По словам Елены Афониной, в последнее время в родительских чатах появляются сообщения о том, что детей толкают к суицидальным действиям. И это не может не вызывать тревогу.

Как отметил председатель экспертного совета общественного уполномоченного по защите семьи Андрей Цыганов, об этой проблеме говорят уже давно. И пять лет назад Совет Федерации поддержал инициативу экспертного совета о том, чтобы запретить смартфоны в школах.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Некоторые школы начали инициативно собирать смартфоны. Появились такие боксы на входе. Дети начали сдавать эти самые смартфоны. То есть пошла вот эта культура… А в 2020 году появился соответствующий СанПиН, запрещающий использование мобильных средств связи в образовательном процессе,

– рассказал Андрей Цыганов.

Не всё так просто с этим законом, как может показаться на первый взгляд, считает эксперт. Цыганов напомнил, как в 2016 году команда депутата Госдумы Павла Крашенниникова внедряла так называемый закон о родительских шлепках и чем в итоге всё кончилось.

Тогда тоже было поручение президента о декриминализации ряда статей УК, в частности лёгких статей УК. И они так декриминализировали 116-ю статью про побои, что внесли туда запрет на воспитание. То есть обязали органы привлекать родителей за шлепок. А потом пришлось со скандалом, с многотысячными выступлениями родителей это дело дезавуировать, принимать закон об отмене этого закона,

– сказал Цыганов.

Сейчас, по его мнению, происходит то же самое. Эксперт обратил внимание на пункт 4.1 федерального законопроекта, где чёрным по белому написано «не пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий при реализации основных и общеобразовательных программ за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой». Он пояснил, что СанПиН уже внёс запрет на средства связи для учащихся школ, второй раз в этом нет необходимости. Но вопросы вызывает вторая часть этой формулировки.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Они наплевали на СанПиН, который основан на очень серьёзных научных исследованиях и опыте сотен тысяч родителей, учёных, педагогов во всём мире, не только в России… Они пытаются этим законопроектом передать регулирование с законодательного уровня на уровень исполнителей,

– отметил Цыганов.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА