© MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBALLOOKPRESS

По всему Северному Кавказу пытаются разжечь конфликты, которые затем будет непросто погасить. Но кто это делает? Например, в Дагестане действуют азербайджанские элиты под чутким контролем Турции…

Как известно, президент России Владимир Путин назвал «мразями» тех, кто пытается провоцировать погромы и устраивает теракты на территории России. По его словам, он не перестаёт удивляться и киевскому режиму, и их хозяевам за океаном.

Мы знаем, что на пьедестал почёта уже возведены Бандера и другие приспешники Гитлера. Знаем и видим, как руководство Украины рукоплещет нацистам времён Второй мировой войны, которые повинны в жертвах Холокоста и лично принимали участие в этих преступлениях. А сегодня под руководством своих западных покровителей пытаются инспирировать погромы в России. Кстати говоря, не уверен, знают ли об этом во всех руководящих кругах тех же Штатов. Неплохо было бы тем, кто так заботится якобы о гражданах Израиля, провести расследование, чем занимаются их спецслужбы на Украине, если они пытаются инспирировать погромы в России. Мрази да и только! По-другому сказать невозможно,

– сказал президент Путин на совещании, посвящённом ситуации в Дагестане.

Что касается Telegram-канала «Утро Дагестана», принадлежащего ЦИПсО, то он так же, как и все другие каналы, призывающие к насилию, был заблокирован «за нарушение правил Google, Apple и всего цивилизованного мира». Об этом заявил владелец соцсети Павел Дуров. Причём причастность ЦИПсО к беспорядкам в аэропорту Махачкалы подтвердили и слитые в Сеть документы. Украинские хакеры из группы «Берегиня» опубликовали внутреннюю документацию центра. Согласно этим документам, киевские спецслужбы планировали целую серию провокаций в Дагестане с целью расшатать обстановку в республике. Прошедшая акция носила название «Цирк». Она была нужна для того, чтобы выявить количество людей, готовых пойти на поводу у ЦИПсО.

Подобные провокации готовились также и в Чечне. Об этом сообщил глава республики Рамзан Кадыров в своём Telegram. По его словам, их оперативно пресекли. СМИ региона во главе с министром Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахметом Дудаевым вовремя обратили внимание на фейковые призывы и предостерегли жителей от необдуманных действий. А полиция и Росгвардия были приведены в готовность, чтобы среагировать на любую провокацию.

Как заметила ведущая «Первого русского» Елена Афонина, на фоне произошедшего возникает ряд вопросов. Например, почему российской государственной системе понадобилось больше года для того, чтобы хотя бы начать обсуждение возможности признания канала «Утро Дагестана» экстремистским?

Этот канал распространял угрозы в адрес православных, националистические призывы, оскорбления, радикальную ваххабитскую пропаганду, занимался вербовкой в ряды экстремистов. Почему этого никто не замечал?

– удивляется она.

По словам ведущей Царьграда, то, что произошло в Махачкале, – это полноценная попытка подрыва репутации страны, в том числе в международном плане, и к её участникам надо относиться соответствующим образом. Более подробно она обсудила эту тему с политологом, журналистом Алексеем Чадаевым в эфире программы «Мы в курсе».

Кто спровоцировал беспорядки в Дагестане

Елена Афонина: – Алексей Викторович, я хочу вас спросить вот о чём. У пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова спросили, чему была посвящена закрытая часть совещания у президента. Он сказал: «Ну, состав участников вы видели, всё понятно…«. В открытой части президент назвал «мразями» тех, кто устраивает подобные провокации, напрямую указав и на Украину, и на Америку. Скажите, пожалуйста, в данной ситуации мы каких шагов ждём со стороны Израиля, Америки и в меньшей степени, но и со стороны Украины? Обвинение ведь было выдвинуто нашей стороной.

Алексей Чадаев:  Я бы не стал ограничиваться пассивной позицией «ждём», потому что до израильского руководства должна быть доведена информация о том, кто стоял за этими атаками, кто провоцировал эти антисемитские выступления в Дагестане. На Западе должны понимать, что за этим стояли те, кого они все эти годы накачивали деньгами, оружием и так далее. И если есть убедительные доказательства того, что это плоды деятельности украинских спецслужб, то и Израиль, и США должны либо публично, либо непублично доказать, на что, собственно говоря, идут эти деньги и кому на самом деле помогали, в том числе и инструкторы ЦАХАЛ, которые приехали на Украину обучать ВСУ. Так что пассивная позиция «ждём» меня не очень устраивает.

Что касается самой технологии. Вы знаете, что меня удручает в происходящем, так это то, что мы всё время жалуемся, в том числе и устами президента. Жалуемся на то, что против нас применяются разные изощрённые технологии. Но ведь на всякую технологию есть контртехнология?

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Непонятно, почему мы оказываемся пассивными жертвами применения против нас разного рода изощрённых технологий и не занимаемся сами технологиями информационного противодействия, хотя бы на своей территории? Не говоря уже о том, чтобы за пределами своей территории… Почему у нас эта разновидность современных технологий гибридной войны никак не развита?

Почему выбрали аэропорт

– Я думаю, что этот вопрос сейчас задают себе все, кто внимательно следит за ситуацией. Алексей Викторович, а как вы считаете, в чём особенность этой ситуации, которая заставила собрать представителей и силовиков, и экономического, и внутриполитического, и внешнеполитического сектора, и спикеров двух палат парламента? Как-то сложно было пройти мимо такого состава участников совещания у президента… Почему не ограничиться, допустим, силовым ведомством? Ведь это по их части? И с ними обсуждать все те проблемы, которые возникли. Зачем нужно было устраивать общий сбор?

– Давайте реконструируем. Это же не на пустом месте началось в Дагестане. Мы помним, что в Черкесске Карачаево-Черкесской Республики проходил антиеврейский митинг. До этого были события в Нальчике Кабардино-Балкарской Республики. То есть предполагаемые провокаторы работали по всему Северному Кавказу. Но полыхнуло именно в Дагестане. Почему они пошли в аэропорт? Я работал какое-то время в Дагестане и более-менее представляю себе ситуацию. Там стабильно увеличивается доля турецкого присутствия в медиаэфире, в соцсетях.

Было понятно, какое впечатление на эту аудиторию произвёл митинг во главе с Реджепом Эрдоганом в аэропорту Ататюрка. Им захотелось того же у себя. Поэтому призывы идти в аэропорт довольно быстро собрали толпу. В этом смысле ситуация не исчерпает себя только спецслужбистской повесткой противодействия провокаторам. Скорее, здесь присутствует некая системная уязвимость, связанная с событиями в Турции. Я не думаю, что это делали именно турецкие спецслужбы. Но то, что происходит там, неизбежно влияет на ситуацию на Кавказе. Причём с каждым годом всё сильнее.

Мы не можем этому противостоять, поскольку экономический вес Турции на Кавказе растёт… Кстати, в Дагестане особенно через связи с Азербайджаном. Мы видим, какое количество денег азербайджанские элиты вваливают в Дагестан, как там постепенно появляются  турецкие деньги. И мы видим также происходящее в тамошней религиозной среде, как там появляются всякие своеобразные проповедники. В последние несколько лет это уже стало трендом, все эти YouTube-толкователи Корана. Причём они порой набирают миллионы просмотров. Но они никак не связаны с официальным исламом.

То есть все эти истории про молельные дома, про салафитское сообщество – это всё вчерашний день. Вот у нас целые массовые аудитории в соцсетях! Управляемые непонятно кем непонятно откуда… И при более-менее понимании инструментальном этой среды кто угодно может этим легко пользоваться. В том числе и враждебные спецслужбы, если они хотели нас подставить.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

На протяжении всего периода СВО стратегией Украины, неким краеугольным камнем, была задача именно дискредитации России. Дискредитация с точки зрения неспособности воевать, слабости вооружённых сил. Дискредитация с точки зрения нарушения прав человека – Буча, Ирпень. Дискредитация с точки зрения мотивов. Как выражался президент Украины Владимир Зеленский, «ещё неизвестно, кто нацист». И то, как он соответственно откомментировал Дагестан. Это никуда не денется. Потому что у Украины нет никакой надежды на приемлемый результат этого противостояния без регулярных громких событий мирового масштаба, связанных именно с дискредитацией России.

Вместо послесловия

Проблема Дагестана и в целом всего Северного Кавказа остаётся актуальной хотя бы потому, что в минувшие выходные людей снова пытались вывести на улицы. К счастью, безуспешно. Но попытки ещё наверняка будут.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА