События в аэропорту Махачкалы многие телеграм-каналы тут же поторопились приписать руке Киева, ЦИПСО, иногентам и другим вредителям, которые, как известно, и в подъездах гадят. Версия весьма спорная и отдаёт пропагандой, состряпанной на скорую руку по принципу того пьянчуги из анекдота, который ночью ищет потерянные ключи под фонарём, потому что там светлее.

Никто не отрицает существование телеграм-каналов, которые контролируются российской эмиграцией. Вот только очень глупо приписывать сетевым провокаторам вполне реальные действия слаженных организаций. Иноагенту Илье Пономареву на глазах выстраивают такую биографию, будто это не жалкий мигрант, командующий кошкой на съемной квартире, а современный профессор Мориарти, создавший сетевую империю со своими боевыми отрядами. Сам наверное сидит и думает: неужели это все я? Правда, есть в этом один плюс. Может уверует в свою значимость, и увезут его в «дурку» с манией величия.

Не надо ставить телегу перед лошадью. Украинские спецслужбы ловко прицепились к теме растущей исламизации Кавказа и пытаются набрать на этом очки. Прошляпившие бунт российские силовики им подыгрывают. Ну не признавать же на официальном уровне, что Северный Кавказ, это пороховая бочка острых социальных проблем, приправленная масштабной коррупцией местной элиты, исламистских организаций, деятельность которых ретушируют местные чиновники от ислама.

А ведь все проблемы известны и давно. Вот что писал еще в 2014 году в своей статье «Ислам и конфликт на Кавказе» историк, исламовед, ведущий научный сотрудник МГИМО МИД России Ахмет Ярлыкапов. Приведу выдержки.

«В целом на Северном Кавказе духовные управления мусульман проигрывают представителям «неофициального ислама» в борьбе за привлечение новых сторонников. Являясь наследниками прежней имперской системы управления исламом, духовные управления крайне консервативны и неуклюжи. Безоговорочная поддержка со стороны государства гарантирует им монопольное представление мусульман на государственном уровне, что ведет к игнорированию оппозиционных сил. Духовные управления мусульман, будучи почти «официальными» организациями, часто оказываются крайне неуклюжими и редко реагируют на те вызовы, которые предъявляет современная жизнь. Между тем параллельные мусульманские структуры оказываются более действенными и влиятельными».

И далее про Дагестан.

«Исламское поле Дагестана не ограничивается наличием двух толков суннитского ислама — шафиитского и ханафитского, шиитам и суфизма. Оно гораздо более мозаично, здесь представлены различные, в том числе радикальные группы салафитского толка (так называете «лесные «ваххабиты», а также умеренная группа «Ахлю Сунна».[…] Все это поле бурлит и непосредственно оказывает влияние на состояние дел в республике. В ситуации отсутствия единства ислам не может играть стабилизирующую роль, не может существенно способствовать снятию напряженности и решению социальных вопросов. Напротив, часто религия становится выразителем процентных настроений, фактором дестабилизирующим».

Дальше можно еще привести массу фактов о проблеме конфликта поколений, о радикализации исламской молодежи, влиянии арабских и турецких исламских идеологов. Все это давно известно исследователям Кавказа, про это написаны десятки работ. Но для этого ведь надо читать большие тексты, а это долго. Сказано ЦИПСО — значит ЦИПСО.

Когда-то министр внутренних дел Украины при Януковиче Захарченко в своей книге о майдане жаловался, что его ведомство не справилось с работой западных спецслужб по разжиганию майдана: мол, против меня вели работу лучшие западные спецслужбы и результат – переворот – был вполне закономерен. Его объяснение беспомощности ведомства выглядит жалкой попыткой оправдать неспособность ведомства да и всех украинских спецслужб вести работу по нейтрализации усилий Запада свалить режим Януковича. Нет большего заблуждения, чем все и всегда списывать на руку коварного Запада и ЦРУ. Все же для того, чтобы в стране настолько свободно действовали западные спецслужбы должны быть и особые условия. И на самом деле первопричиной майдана стала масштабная коррупций окружения Януковича и самого президента.

Ну и разумеется нельзя натягивать украинскую «сову» на Дагестан. Это бездумное, хоть и очень удобное сегодня упрощенчество, там другое общество, другие условия. Куда проще свалить на происки врагов и замылить реальные причины радикализации местного общества происками всесильных и вездесущих украинцев.

В этих событиях политолог Николай Севостьянов увидел серьезные недоработки Кремля. Он назвал штурм аэропорта Махачкалы открытым мятежом. И сваливать его организацию целиком на украинские спецслужбы — это очередная попытка спрятать голову в песок, убеждая себя в том, что в Дагестане всё хорошо, а в стране в целом — межконфессиональный мир и межнациональная дружба, о чем недавно уверяли президента на встрече в Кремле лидеры религиозных конфессий. Да, да, тех самых чиновников от официального ислама, о неуклюжести которых уже много лет предупреждают специалисты по Кавказу.

Реальность же Дагестана иная, и со времен 2014 года, когда проводилось указанное выше исследование, там последовательно выводят общество из российского юридического и культурного поля. Местные элиты вкладывают колоссальные ресурсы в продвижение абсолютно антирусских персонажей, открыто демонстрирующих русофобию, вроде садиста-салафита «Хасбика». Её проявления сверху донизу игнорируются, дела не возбуждаются.

Всё это, по мнению Севостьянова, множится на внутриклановые разборки, конфликты между дагестанскими народностями и чудовищную коррупцию — одну из самых высоких в РФ. Коррупция порождает нищету, нищета ведет молодежь к радикалам, а радикальная среда ведет к русофобии.

Рецепт сегодня может быть только один — тотальная зачистка Дагестана от ваххабитской идеологии, жесточайшие посадки активистов, разжигающих антироссийскую повестку, и полная смена руководства всех силовых ведомств республики.

Но готовы ли сегодня федеральные власти чистить «авгиевы конюшни»? Большой вопрос. От местной элиты тридцать лет ничего не требуется, главное продемонстрировать лояльность за дотации. А размазывать средства по всей стране бесконечно не получается. Покупкой элиты не покупается лояльность общества. Уж этот-то украинский урок могли бы у нас помнить. Ну а сегодня людских и финансовых ресурсов для решения проблем Кавказа может и не хватать.

Вот тут-то и присасываются внешние силы и пытаются играть на проблемах. Но корень зла всегда внутри. Если общество крепкое и экономически успешное в реальности, а не в красивых отчетах под пластикой обложкой, то никакому врагу не удастся его расшатать. Тем более уж такому врагу, как жалкий телеграм-канал и побирающийся на гранты мигрант-иноагент.

Андрей Булатов