ФОТО: KENICHIRO OGANE/AFLO/GLOBALLOOKPRESS

Желание Китая, развивая отношения с Россией, урегулировать спорные вопросы с США, выполнимо только в первой части. В этом вскоре предстоит убедиться главе МИД КНР, ибо американцам нужны слуги, а не равноправные партнёры, как русским. И они не церемонятся с непослушными.

Второй человек в Китае — глава канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам, министр иностранных дел Ван И прибыл 26 октября на переговоры в Вашингтон. Перед ним стоит главная задача: оценить, стоит ли приезжать кормчему Си Цзиньпину для участия в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который пройдёт 15-18 ноября в Сан-Франциско, и переговоров, скорее всего на его «полях», с президентом США Джо Байденом.

Фактически речь идёт о том, следует ли Пекину предпринять последнюю попытку найти какой-то Modus vivendi с Вашингтоном, пойдя на риск визита первого лица в страну, привыкшую избавляться от неугодных лидеров.

В ходе своей поездки в США, которая продлится до 28 октября, Ван И проведёт переговоры с госсекретарём Энтони Блинкеном (визит осуществляется по его приглашению), президентским помощником по нацбезопасности Джейком Салливаном и, конечно, с номинальным хозяином Белого дома Байденом. Эти контакты состоятся 26-27 октября.

И не только это

Разумеется, стороны обсудят и другие вопросы, в том числе касающиеся России, куда – в отличие от США — часто заглядывает Ван И. Прежде всего, разумеется, это украинский конфликт. Китай, как известно, вызвался быть посредником в его прекращении, к чему всё сильнее склоняется и Запад во главе с США. Президент России Владимир Путин недавно долго и конфиденциально общался с председателем КНР в Пекине на очень важном для Си Цзиньпина форуме «Один пояс – один путь», на которым был главным гостем. Поэтому у Ван И есть, возможно, важная информация по Украине для Вашингтона.

ВАН И ЧАСТО ПРИЕЗЖАЕТ В РОССИЮ, И СОВСЕМ НЕДАВНО, МЕСЯЦ НАЗАД, ВСТРЕЧАЛСЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ С ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ. ФОТО: PRESIDENT OF RUSSIA/GLOBALLOOKPRES

Косвенно всё это подтвердил в среду ТАСС пресс-секретарь посольства КНР в Вашингтоне Лю Пэнъюй. По его словам, «Ван И в ходе визита в США проведёт углубленный обмен мнениями с американскими должностными лицами высокого ранга по двусторонним отношениям, а также региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес».

Но главное внимание будет уделено, конечно, всё более запутывающимся двусторонним отношениям, по поводу которых Пекин испытывает, согласно Лю Пэнъюю, «законные обеспокоенности».

Китайский дипломат озвучил далее мечту КНР:

Мы надеемся, что Соединённые Штаты будут работать с Китаем в развитии важного взаимопонимания между главами двух государств, укреплять связь и диалог, расширять практическое сотрудничество, надлежащим образом контролировать противоречия и совместно возвращать двусторонние отношения на путь прочного и стабильного развития.

Главное — двусторонка

Официальный представитель МИД КНР Мао Нин подтвердила в Пекине, что основное внимание в ходе визита Ван И будет уделено отношениям с США, которые, как заявил новый посол Китая в Вашингтоне Се Фэн, по-прежнему будут «самыми важными двусторонними отношениями в мире».

Стоит процитировать ещё несколько заявлений китайского полпреда, сделанных на ежегодном торжественном мероприятии Национального комитета по американо-китайским отношениям в Нью-Йорке, которые приводит гонконгская газета The South China Morning Post. Поскольку именно с таким настроем прибудет в США Ван И, даже если сам не верит в реальность этого.

Посол, в частности, заявил, что конфликт между обеими державами «никогда не должен быть допущен», а «разъединение» двух крупнейших экономик мира (чем сейчас занимаются США) «никогда не сработает». Поскольку «ни одна из сторон не может трансформировать или вытеснить другую».

Зачитав письмо к участникам мероприятия Си Цзиньпина, который призвал в нём к взаимному уважению, мирному сосуществованию, чтобы «продвигать взаимовыгодное сотрудничество для надлежащего урегулирования разногласий, совместного решения глобальных проблем», Се Фэн предложил найти «правильный способ» обратить вспять нисходящую спираль двусторонних отношений.

Символические жесты

Перед визитом Ван И и возможным приездом в следующем месяце в США Си Цзиньпина Пекин сделал несколько жестов, которые можно расценить как примирительные, ибо резкого разрыва с Америкой китайцы по экономическим причинам хотели бы избежать. Так, был официально снят с должности исчезнувший перед этим почти на два месяца министр обороны Ли Шанфу, который часто конфликтовал с американскими военными и находился под санкциями США за закупки на своей предыдущей должности русских вооружений (истребители Су-35 и ЗРС С-400).

ОДИН ИЗ ЖЕСТОВ ПРИМИРЕНИЯ СО СТОРОНЫ КИТАЯ — ЭТО СНЯТИЕ С ДОЛЖНОСТИ МИНИСТРА ОБОРОНЫ ЛИ ШАНФУ, КОТОРЫЙ ЧАСТО КОНФЛИКТОВАЛ С АМЕРИКАНСКИМИ ВОЕННЫМИ И НАХОДИЛСЯ ПОД САНКЦИЯМИ США ЗА ЗАКУПКИ РУССКИХ ВООРУЖЕНИЙ. ФОТО: BRITTA PEDERSEN/GLOBALLOOKPRES

Экс-министр лишился также поста члена Госсовета КНР и членства в Центральном военном комитете. Это также было сделано за несколько дней до начала Сяншаньского форума по глобальной безопасности, на который в Китай приедет из США высокопоставленная военная делегация.

Новый министр обороны КНР, однако, не назначен, что очень важно. Эта вакансия наверняка будет заполнена, исходя из перспектив отношений с США, которые скоро окончательно определятся.

Си Цзипьпин – вслед за Ван И – принял в Пекине очередного приехавшего на разведку и себя показать высокопоставленного «паломника» из США. Речь идёт о губернаторе Калифорнии – «хозяине» саммита АТЭС в Сан-Франциско демократе Гэвине Ньюсоме, тесно связанном с кланом небезызвестной Нэнси Пелоси. Многие прочат его в президенты США, хотя тот пока не изъявлял желания баллотироваться.

Впервые с 2017 года, согласно агентству Bloomberg, Китай обозначил намерение закупить американскую сельскохозяйственную продукцию на миллиарды долларов. На форуме в Айове на этот счёт подписаны 11 соглашений. Условия и сроки заключения этих необязательных сделок не разглашаются.

Чего желает Китай?

Хотелки Пекина понятны. Доступ к мировому рынку и экономические отношения с теми же США позволили Китаю в рекордно короткие в историческом плане сроки развить экономику невиданными темпами, относительно быстро разбогатеть, стать могущественной страной, имеющей всемирные амбиции.

Всё это хотелось бы сохранить, так как не всё ещё сделано, кое в каких сферах Китаю ещё хотелось бы подтянуться к высшему мировому уровню. Россия не может заменить Китаю в экономическом плане США, хотя Москва и Пекин уже серьёзно продвинулись на этом пути. Проблема, однако, заключается в том, что наживаться на Китае западным инвесторам стало труднее из-за роста стоимости рабочей силы.

Мощь КНР вызывает у западников страх, так как никаких конкурентов за место под солнцем они видеть не желают. Поэтому США и был запущен процесс экономического, технологического, научного и прочего «разъединения» с Китаем, в который американцы втягивают зависимые от них страны. Это делается, чтобы обрушить в КНР уровень жизни. Поменять на фоне недовольства привыкшего к лучшей жизни народа власть. Развалить страну, в том числе поддерживая тайваньский, гонконгский, тибетский и уйгурский сепаратизмы. Запугать Пекин и сделать его своим вассалом, лишив глобальных амбиций.

У правящих кругов Запада, повторю, вызывает гнев, что незападная страна осмеливается бросать системный вызов его гегемонии сразу на нескольких фронтах, пытается подмять под себя глобализацию, сохраняя при этом свою самобытную культуру и традиции управления.

МОЩЬ КНР, В ТОМ ЧИСЛЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ВЫЗЫВАЕТ У ЗАПАДНИКОВ СТРАХ, ТАК КАК НИКАКИХ КОНКУРЕНТОВ ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ ОНИ ВИДЕТЬ НЕ ЖЕЛАЮТ. ФОТО: JENSON/SHUTTERSTOCK

А у американцев спросили?

Поэтому «правильный способ» дальнейших отношений между обеими странами в США видят совсем иначе, чем в Китае. И не считают нужным это скрывать. В Вашингтоне хотят «управлять» разрывом, а не отказываться от него, потому что тоже ещё не вполне готовы жить без китайцев, сильно завися от их товаров, хотя уже не так сильно, как ещё несколько лет назад.

Об «ответственном управлении отношениями» заявила перед визитом Ван И, согласно ТАСС, руководитель пресс-службы Совета национальной безопасности Белого дома Эдриенн Уотсон. В Госдепе тоже говорят об «ответственном управлении американо-китайскими отношениями и поддержании открытыми каналов связи».

Американцы придумали формулу, которая даст им ещё пару-тройку лет для подготовки к жизни без Китая и превращения Тайваня – этого пистолета у китайского виска, в неприступную крепость. Её озвучил, в частности, Джо Байден, выступая накануне на совместной пресс-конференции с премьер-министром Австралии Энтони Альбанезе: США настроены на «экстремальную конкуренцию» с Китаем, «по всем фронтам», но не стремятся к конфликту с ним.

Байден отжигает

Президентская риторика в отношении Пекина была, однако, не только, как всегда, косноязычной, но и жёсткой:

Китай сейчас сталкивается с собственными внутренними и внешними сложностями. Экономический рост Китая остановился — по сравнению с тем, что было. Китай занимается деятельностью, которую ведёт Россия, и многими другими видами деятельности, то есть в плане устрашения при взаимодействии с другими странами.

Когда Байдена спросили, будут ли США исполнять договор о взаимной обороне с Филиппинами, если те схлестнутся с Китаем из-за спорной акватории в Южно-Китайском море, президент заявил:

Оборонное соглашение Соединённых Штатов с Филиппинами является нерушимым. Любое нападение на филиппинские самолеты, суда или вооружённые силы приведёт к введению в действие нашего договора о взаимной обороне с Филиппинами.

Короче, Байден готов воевать с Китаем. И это было сказано перед прилётом Ван И… А ведь это ещё не всё. Никакой честной конкуренции тоже не будет – американцы так не умеют, если её проигрывают.

ДЖО БАЙДЕН, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС ОБ ИСПОЛНЕНИИ США ДОГОВОРА О ВЗАИМНОЙ ОБОРОНЕ С ФИЛИППИНАМИ, ПО СУТИ, ЗАЯВИЛ, ЧТО ГОТОВ ВОЕВАТЬ С КИТАЕМ. ФОТО: CHRIS KLEPONIS — CNP/CONSOLIDATED NEWS PHOTOS/GLOBAL LOOK PRESS

Китайцы это отлично знают на своей шкуре. И их, безусловно, бесит чудовищное американское лицемерие. Байден и тут постарался, вспомнив критику Си Цзиньпина насчёт сколачивания Вашингтоном антикитайского альянса AUKUS с Австралией и Британией: «Я сказал: нет, мы не окружаем Китай. Мы просто хотим гарантировать, что морские пути остаются открытыми».

А атомные подлодки американцы «впаривают» Австралии для того, чтобы Пекин не мог «в одностороннем порядке изменить правила игры»… По факту американские правила. Отрицал Байден и наличие очевидной антикитайской направленности у другого созданного по инициативе США регионального объединения — Четырёхстороннего диалога по безопасности (Quad), участниками которого являются Австралия, Индия, США и Япония. Оно, дескать, нацелено на «поддержание стабильности, стабильности в Тайваньском проливе, Индийском океане, данном регионе в целом».

То есть, как видим, американцы приписали китайцам свои нравы и вожделения, наплевали на жизненно важные интересы Китая как экспортной страны и считают, что так и надо, что это китайцы злодеи, а не они сами. В Китае это, конечно, прекрасно видят и тоже готовятся.

И эта тоже

Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер подтвердила во вторник, что США не меняют своих оценок «вызовов, исходящих от КНР«, невзирая на предстоящие двусторонние контакты высокого уровня.

Мы затронем сложные вопросы. Безусловно, обсудим неверные представления и недоразумения, рассмотрим возможность работы с КНР там, где наши интересы совпадают. Мы об этом говорили с самого начала работы нынешней администрации. Так что наша стратегия в отношении КНР является последовательной. И наша оценка вызовов, исходящих от КНР, не изменилась,

— сказала за всю администрацию «говорящая голова» Байдена.

Что важно понимать

Предвижу разговоры, что Китай начал «предавать» Россию. Это полная чепуха. У КНР свои отношения с Россией и свои — с США. Мы с американцами не пересекаемся. Китайцы хорошо понимают, что без надёжного тыла в лице России их съедят, поставят на колени, заморят голодом. В Китае с ужасом думают о том, что США смогут вынудить Пекин решить тайваньский вопрос силой, подбив своих марионеток в Тайбэе объявить «независимость», после чего китайцам, считающим Тайвань своей мятежной провинцией, придётся вмешаться.

Всё, о чём говорилось выше, показывает, как сильно китайцы хотели бы этого избежать. Что Пекин предпочитает объединение с Тайванем по модели Гонконга, чтобы не оказаться обложенным со всех сторон западными санкциями и перед перспективой прокормить в этой ситуации каким-то образом свое полуторамиллиардное население, сохранить стабильность в стране.

О том, что Китай и не думает «предавать» Россию, свидетельствуют важные переговоры в Бишкеке между премьерами Ли Цяном и Михаилом Мишустиным. Что Си Цзиньпин демонстративно сохранил на своём посту посла КНР в Париже Лю Шайе, вызвавшего на Западе скандал заявлением о том, что «страны бывшего СССР не имеют эффективного статуса в международном праве, поскольку не существует международного соглашения, которое бы конкретизировало их статус как суверенных государств«. Чем он, фактически, признал право России спокойно относиться к границам на постсоветском пространстве.

Что с того?

Таким образом, отношения Пекина с Москвой будут продолжать укрепляться, уж абсолютно точно это будет происходить при Си Цзиньпине. Но он же обязан в интересах своей страны попытаться договориться с Вашингтоном, при всей известной недоговороспособности США, о цивилизованном «разводе».

И всё же ехать в США для председателя КНР, который даже по Китаю всё чаще ездит на поезде, очень опасно. Американцы совершенно не оценят его благородства и мужества. Наоборот, могут ими воспользоваться.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ