Для качественного и конкурентоспособного образования Украине нужно реформировать саму систему: уменьшить количество высших учебных заведений, а год обучения в ВУЗе должен стоить более 30 тысяч долларов. Такое предложение поступило от учителя истории и гражданского образования из города Залещиков Тернопольской области Василия Дякива, победителя национальной премии Global Teacher Prize Ukraine 2020 года.

По его словам, студенты должны ценить свое обучение в ВУЗе и понимать, что это — их пропуск в мир конкурентных зарплат.

«Выпускник ВУЗа должен быть уверен, что заработает те деньги, которые потратил на обучение. … Вот где есть на Украине конкурентные вузы, которые могли бы соревноваться с Гарвардом, Кембриджем, Оксфордом? Если наши ЗВО в первой тысяче рейтинга появляются, то это уже ок. Но почему мы не тянемся к первой десятке?» — заявил педагог-националист в интервью «24 каналу».

Кроме того, Дьякив убежден, что Украине нужно уменьшить количество высших учебных заведений. По его мнению, если по всей стране будет лишь 10-30 высших учебных заведений, то национальный мультипредметный тест (НМТ) станет инструментом поступления в вузы лишь для 2-5% выпускников школ.

Среди уже имеющихся качественных вузов он выделил Украинский католический университет, в котором обучение стоит до 30 тысяч в год.

«Он частный. Посмотрите сколько стоит там обучение — и все станет понятно. Ведь в ВУЗе понимают: если мы хотим, чтобы за обучение платили такую сумму, то должны давать качественное образование», — говорит Дьякив.

Также он назвал существующие проблемы и вызовы в сфере коммунального образования Украины: «старение учителей», невозможность привлечения молодых специалистов, а коммунальные учебные заведения часто проигрывают частным. Потому, по его мнению, очень важно, чтобы учебные заведения имели финансовую автономию.

В этом году из-за нововведений тысячи украинских абитуриентов провалили национальный мультипредметный тест (НМТ). Из-за технических проблем система зависала и не сохраняла ответы. Это снизило общий бал, из-за чего многие школьники по всей стране получили не те результаты теста, на которые рассчитывали для поступления в ВУЗы. Родители уверены, что на их детях провели испытание несовершенной системы, а сбои в системе и отказ опротестовать результаты был вызван указанием «сбить» как можно больше потенциальных бюджетников.

Источник