СТАРТ РАКЕТЫ КОМПЛЕКСА «ИСКАНДЕР». MOD RUSSIA

Одной из наиболее очевидных проблем прошлого года была низкая оперативность принятия решений об ударах по украинским ЗРК, штабам и колоннам. С тех пор ситуация заметно улучшилась. Рассказываем, как этого удалось добиться.

На днях Царьград рассказывал, как Россия раскручивает маховик воздушного наступления, нанося удары и в полосе тактической обороны противника.

За прошедшие несколько суток русская авиация и ракетчики нанесли несколько мощных ударов по танковому заводу в Харькове, удачно попали по ракетно-артиллерийскому складу ВСУ в Николаевской области, поразили промышленный объект в Умани Черкасской области и инфраструктурный – в Кривом Роге. Стая «Гераней» навестила 48-й арсенал ВСУ в Калининском районе Винницкой области и расположенный в том же регионе военный аэродром. Кроме того, атакованы были ряд объектов в Днепропетровской, Одесской, Черкасской областях.

В целом, по ощущениям, с пятницы по понедельник оказалось нанесено столько же ударов, сколько за всю прошлую неделю, что подтверждает наш тезис о том, что воздушная кампания только набирает обороты и интенсивность натиска будет нарастать.

В потоке новостей СМИ обратили внимание на удар «Искандерами» по железнодорожному составу с бронетехникой в Николаевской области.

«Средствами разведки российских Вооружённых сил в Николаевской области было выявлено место погрузки эшелона с бронированной военной техникой 38-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ, предназначенной для усиления украинских войск на линии боевого соприкосновения», говорилось в сообщении военного ведомства.

Отметим, что за последнее время это не единственный такой случай: 25 сентября беспилотник снял ракетный удар по эшелону с техникой у населённого пункта Родинское в оккупированной украинской армией части ДНР.

ЕЩЁ ОДИН ЭШЕЛОН ПРОТИВНИКА ПОПАЛ ПОД УДАР НАШИХ РАКЕТ. СКРИНШОТ ВИДЕО ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА «РЫБАРЬ«

Тогда сообщалось, что по составу отработали с помощью реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-С» (модернизированного «Смерча»). Однако взрыв боеприпаса практически идентичен тому, что был снят на погрузке украинских морпехов в Николаевской области, а это позволяет предположить, что в обоих случаях по поездам сработали «Искандеры».

Впрочем, это не так уж и важно, чем достали противника. Куда важнее, что русская армия повысила скорость передачи целеуказания и оперативность принятия решений, что позволяет бить по врагу в момент погрузки и выгрузки техники, а не на следующий день.

Скорость имеет значение

Ещё в апреле 2022-го мы отмечали, что русская армия имеет очень ограниченные возможности по ведению разведки в глубоком тылу противника и именно поэтому не может пресечь поставки оружия и военной техники из Польши.

Позже в открытых источниках многократно появлялась информация, что русские штабы систематически запаздывают с принятием решений, разведывательные данные застревают, поступают не в полном объёме и не играют той роли, какую должны играть в современных конфликтах.

Причина, если говорить комплексно, крылась в том, что, несмотря на отказ от концепции массовых армий, Россия до начала СВО так и не смогла построить армию, . Были созданы отдельные её элементы вроде батальонно-тактических групп, хорошего ПВО и РЭБ. Но вот хорошей связью, многочисленной спутниковой группировкой, автоматизированными системами управления полем боя, которые могли бы «сшить» отдельные элементы в единый боевой механизм, обзавестись не вышло.

Разведывательный контур оказался слабым, связь – ещё хуже, а решения, требующие мгновенной реакции, оказались замкнуты на высокопоставленных офицерах, то есть людях, постоянно занятых решением не только боевых, но и административно-хозяйственных задач.

БОЕВАЯ РАБОТА РЭБ – СТАНЦИИ ПОМЕХ «КРАСУХА С4». ФОТО: СКРИНШОТ ВИДЕО ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА «МИНОБОРОНЫ РОССИИ»

Эта слабость была видна всем: и друзьям России, и её врагам.

Как выяснилось за шесть месяцев СВО, главное в ракетах – не их красивый полёт на малых высотах, а разведка целей. Более дешёвые американские ракеты для «Химарс» как высокоточное оружие показали себя лучше при условии подавляющего преимущества в средствах разведки и целеуказания,

– писал в своём Telegram-канале волонтёр, блогер и большой патриот России Алексей Живов.

Ту же мысль доносили до своей бесноватой паствы и вражеские пропагандисты.

ВС РФ слепы; их разведка никудышная, а артиллерия и дальнобойные средства поражения не умеют действовать на поражение движущихся целей. То есть когда украинские части уже перешли в атаку и несутся вперёд, российским подразделениям просто нечем это крыть. Вертолёты и авиация тоже не спасают, так как русские не умеют их использовать и постоянно теряют дорогостоящие машины, поражённые украинскими ЗРК и ПЗРК,

– кривлялся в своём заукраинском канале бывший офицер армии Израиля Игаль Левин.

Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним

И вот прошёл год. Армия России не разгромлена, сухопутный коридор в Крым не пробит, а тактика стремительных прорывов фронта на пикапах «гения Залужного» обернулась не быстрой победой, а бесконечным потоком гробов. Как говорят в таких случаях наши небратья, а что случилось? Случилось ужасное: русская армия адаптировалась. Может, ещё не в полной мере, но тенденция очевидна.

Как поменялась работа штабов, какие в них произошли структурные изменения – нам, конечно, никто не скажет. Но в открытых источниках можно накопать немало информации, демонстрирующей, в какую сторону шли изменения.

В марте текущего года стало известно, что Минобороны проводит испытания беспилотников, предназначенных для оперативного взаимодействия с артиллерией. Идея состояла том, что наши крылатые машины знают своё положение благодаря данным глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Если на аппарат поставить лазерный дальномер, то в момент обнаружения цели он может вычислить её точные координаты. Расчёт этот совсем несложный и может выполняться даже слабым процессором.

Далее БПЛА передаёт уже координаты цели артиллеристам, которые сразу же могут открыть по ней огонь. При этом данные передаются не устной речью от оператора беспилотника в штаб, а из штаба на позицию арты, а сразу сливаются от дрона в систему управления огнём самоходного орудия или РСЗО. То есть наши САУ «Мста», «Торнадо-С» или «Торнадо-Г» (два последних – модернизированные «Смерчи» и «Грады») могут получать внешнее целеуказание и отрабатывать по выявленным целям после нажатия нескольких кнопок, а не трёх-четырёх устных докладов.

САУ «МСТА» ВЕДЕТ ОГОНЬ ПО ОПОРНЫМ ПУНКТАМ ВСУ. ФОТО: MOD RUSSIA/GLОBALLООKPRЕSS

Какие именно беспилотники подверглись доработке, не сообщалось, однако вариантов тут не много. Первоочередными кандидатами на прокачку являются «Орланы-30», комплектующиеся лазерными целеуказателями, с помощью которых наводят на цель снаряды «Краснополь». Не исключено, что новое оборудование могли получить и более лёгкие «Орланы-10».

Длинная рука Москвы

В середине мая украинские СМИ опубликовали фотографии обломков нашего беспилотника «Орион», сбитого над Херсонской областью. Тогда всеобщее внимание привлекло то, что под крылом аппарата была обнаружена небольшая корректируемая бомба КАБ-20.

Однако в свете того, что мы знаем о модернизации более лёгких беспилотников, важно другое: то, что они есть в армии и летают за линию фронта. Долгое время разведывательно-ударные БПЛА, аналогичные американским «Хищникам» и «Жнецам», были нелюбимыми пасынками нашего военного руководства, и только непосредственно перед началом спецоперации ситуация начала меняться. В конце 2021 года компанией Кронштадт в подмосковной Дубне был построен большой завод , а в июле 2022-го он перешёл на трёхсменный график работы.

И вот мы видим, что в нашей армии эти машины есть. Если учесть, в какую сторону модернизируются «Орланы», логично предположить, что и более мощные «Орионы» теперь тоже используются не только для разведки тылов противника, но и для оперативной выдачи целеуказания.

По сравнению с «Орланами» эти беспилотники имеют принципиально большие возможности. Если «Орлан-30» способен нести всего 8 кг полезной нагрузки на 120 километров, то «Орлан» берёт в полёт от 60 до 200 кг полезного груза (это может быть и оружие, и аппаратура) и способен улететь на 300 км.

БПЛА «ОРЛАН». ФОТО: BULKIN SERGEY/GLОBALLООKPRЕSS

Поэтому если мы видим удары в прифронтовой полосе – наиболее вероятно, что съёмка ведётся «Орланом», а вот если прилёт зафиксирован более чем в сотне километров за линией фронта – это уже может быть работа «Ориона».

В целом связка «Орион» – «Искандер» выглядит как очень перспективный дуэт, способный почистить украинские тылы неприятных для нас систем и людей.

Что дальше?

Несмотря на весь позитив наблюдаемой ситуации, надо понимать, что до решительных успехов нам пока далеко. В первую очередь потому, что Украина – очень большая страна, имеющая просто огромное количество промышленных предприятий и развитую инфраструктуру, до предела затрудняющую обнаружение военных грузов в движении.

«Это очень сложно. Это очень нелинейный процесс, как выяснилось. Командование выбрало другой путь: они пытаются бить не в движении, а в момент накопления на складах. К сожалению, при этом магистраль логистическая остаётся целой», – прокомментировал происходящее Царьграду первый министр государственной безопасности ДНР Андрей Пинчук.

Главный вывод, который мы пока можем сделать, – это то, что Россия создала инструмент для «чистки украинских тылов» и сейчас учится им действовать. Притом, что особенно радостно, ситуация такова, что мы-то можем позволить себе ошибаться и промахиваться, а вот противник живёт и действует до первой ошибки и первого промедления.

Кто выйдет победителем из этого соревнования, вопрос риторический. Враг может проявлять чудеса хитрости и изворотливости, но закон больших чисел и постоянное наращивание наших возможностей в воздухе делает исход этого противостояния предопределённым.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО