В ближайшие пару дней на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге будет обсуждаться вопрос о взаимоотношениях Турции и ЕС. С этого обсуждения начнётся (или нет) финальный этап присоединения Швеции к НАТО. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган дал добро на ратификацию протокола о присоединении скандинавской страны к альянсу, только если будут выполнены его условия. Одно из них — прогресс в евроинтеграции Турции.

Турции посвящено время сегодня, 12 сентября, и завтра. 13 сентября в Страсбурге выступит глава исполнительного органа Европарламента, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. В её докладе и в последующих дебатах будет уделено внимание отношениям с Турцией. Помимо прочего прояснится, будут ли какие-то существенные подвижки на пути евроинтеграции страны или же, как это не один раз бывало, всё ограничится бесплодными дискуссиями.

Правда, последний вариант может не устроить ни Турцию, ни Запад. Турецкий парламент, согласно обещанию, должен ратифицировать протокол о вступлении Швеции в НАТО уже в октябре. Если он это не сделает, то аналогичное решение не примет и Венгрия. Во всяком случае, это дал понять венгерский премьер-министр Виктор Орбан. А без санкции последних двух стран НАТО, не ратифицировавших протокол о вступлении Швеции, та останется за бортом альянса.

Конечно, и для скандинавского государства, и для Запада это будет небольшая потеря. Швеция уже фактически интегрирована в военные структуры НАТО. Но возникнет ненужное напряжение между различными участниками антироссийской коалиции. Тем более что шведские власти пообещали всячески содействовать евроинтеграции Турции. Если никакого прогресса по данному вопросу не будет на уровне Европарламента, Эрдоган будет вправе говорить о том, что его обманули.

Турция — рекордсмен по времени ожидания приёма в Евросоюз. Во вторник, 12 сентября, исполняется ровно 60 лет с момента подписания страной и Европейским экономическим сообществом (в 1993 году переименованным в ЕС) соглашения об ассоциации. В кандидатах на вступление в Евросоюз Турция ходит с 1999 года. Переговоры о вступлении страны в ЕС к настоящему времени застопорились. По 16 из 35 пунктов переговорного досье прогресса достигнуть не удалось. За 24 года на дороге к заветной цели Турцию обошли другие страны, которые начали процесс евроинтеграции куда позже.

Свои претензии на этот счёт турецкие власти высказывали чиновникам ЕС неоднократно. Последний раз это сделал Эрдоган в разговоре с председателем Евросовета Шарлем Мишелем на завершившейся в воскресенье встрече G20 в Индии.

«Евросоюз 50 лет нас тормозит. Сегодня мы снова встречались с Шарлем Мишелем, и мы сказали ему, что весы не выдержат такой нагрузки» — так передал Эрдоган журналистам по возвращении домой содержание своего разговора с высшим чиновником ЕС.

Между тем, если судить по заявлениям чиновников Евросоюза, в отношении перспектив евроинтеграции Турции у них есть только два сценария: один — пессимистический, другой — очень пессимистический. Сторонником второго является Мишель. Выступая на XVIII Международном стратегическом форуме в Словении, он сказал, что ЕС должен расшириться к 2030 году. В качестве стран, которые вправе рассчитывать на приём в Евросоюз до 2030 года, назывались лишь балканские государства и бывшие республики СССР — Грузия и Молдавия.

Возражения против евроинтеграции Турции многочисленны и давно известны. Стране пеняют, что она, дескать, не соответствует европейским демократическим стандартам. Более того, она с каждым годом правления Эрдогана всё более отдаляется от них. Выборы — нечестные, пресса прессуется, против лидера оппозиции — уголовное дело. С таким послужным списком в ЕС нельзя. Эрдогану припоминают и сложные отношения с Францией, Грецией и Кипром, и авторитарный стиль правления. Наконец, очень важны и различия культурного свойства. Турция — мусульманская страна. Причём роль политического ислама в ней всё более возрастает. Не развеяны и страхи европейцев относительно того, что Турция может стать источником миграционных проблем. По данным Германского ведомства по вопросам миграции и беженцев (BAMF), число турок, просивших в период с января по август 2023 года убежище в ФРГ, достигло рекордной цифры в 29661 человек. А по числу нелегальных мигрантов в Германии турки занимают второе место после сирийцев.

Австрия вообще уже официально готова прекратить этот бесконечный цирк с конями и не морочить никому голову. Полное членство в блоке было бы «немыслимо для нас», сказал канцлер Карл Нехаммер изданию die Welt, что, на самом деле, многие думают, но сказать боятся.

Хотя Нехаммер подчеркнул, что Турция останется важным партнёром на международном уровне, не будет никаких перспектив того, что Анкара когда-либо присоединится к ЕС.

«Важно, чтобы мы честно общались друг с другом, и это также включает в себя формальное прекращение переговоров о присоединении, которые были заморожены в течение многих лет, и разработку новой концепции для добрососедского сотрудничества», — сказал Нехаммер.

«Мы выступаем за дальнейшее сближение между Анкарой и Брюсселем, но полное членство Турции в ЕС для нас немыслимо», — добавил он.

Вряд ли и Эрдоган действительно всерьёз полагает, что Турция как-то приблизится к вступлению в ЕС. Он понимает, что настроения против приёма страны в Евросоюз не только не уменьшились, но и увеличились. В том числе это произошло и из-за его действий, которые он считает проявлением независимой политической позиции страны. Как полагают аналитики, Эрдоган скорее совершает давний ритуал. Он прекрасно понимает, что откажут. Но в будущем он сможет использовать отказ в своих интересах и иметь достаточно доводов для дискуссий с оппозицией. Мол, я был открыт для Европы, но сами европейцы нас там не ждут, дело не во мне, а в вас, дорогие соотечественники-турки… Вот хотя бы канцлера Австрии послушайте.

Андрей Булатов