ФОТО: OLEG ELKOV/SHUTTERSTOCK.COM

На днях вышел доклад, который аналитики посвятили влиянию антироссийских санкций на социальную ситуацию в стране. Главный вывод – в России наблюдается высокая доля так называемого «предбедного» населения. Соотечественников с формальным доходом, который чуть выше официальной черты бедности, становится всё больше. Более того, высок риск их перехода за черту уже не бедности, а нищеты.

Экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования замечают, что «по сути, воспроизводится ловушка бедности, когда человек не может вырваться из неё». Ситуация резко обостряется, когда возникают новые трудности и шоки трудностей.

Понимая данный факт, в середине 2021 года Росстат изменил методику своих расчётов. После этой новеллы сразу пределы бедности «покинули» около 3 млн человек. Бедные теперь у нас считаются по стоимости «виртуальной потребительской корзины», которая состоит из 500 товаров и услуг с поправкой на инфляцию. Конечно, официальную её версию.

По итогам минувшего года этот показатель составил аж 13 545 рублей. Это ж какую фантазию надо иметь, чтобы представить картину, где на подобную сумму денег можно купить аж полтысячи товаров и услуг.

Однако эти манёвры позволили официальной статистике сообщить об успешной борьбе с бедностью. Ведь доля российских граждан с доходом ниже этой пресловутой суммы составляет «мизерную» часть – чуть более 14 млн человек, или менее 10% населения страны.

Изо всех «утюгов» нам сообщили о том, что это абсолютный исторический минимум за весь период с начала ведения таких исследований. Правда с начала 2023-го была определена новая «пограничная» черта бедности, которая повысилась аж на 471 рубль и составила 14 026 рублей. Однако ниже новой черты нищеты уже оказались 19,6 млн человек, что составляет 13,5% граждан России.

Вдумайтесь, повышение официальной черты бедности меньше чем на 500 рублей привело к тому, что даже по официальной статистике, бедных стало больше на 5,3 млн человек. Как раз этих соотечественников учёные из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и называют «предбедными».

Новый шок в экономике привёл к тому, что миллионы были отброшены за черту официальной нищеты. И ситуация усугубляется. Если в 2018 году власть ставила ориентир, что через шесть лет количество бедных как минимум уменьшится вдвое, то реальный итог, к сожалению, показал, что этот процесс остановился. Пять лет назад бедных было 20,3 млн человек, сейчас – 19,6 млн.

Безусловно, это фиаско. При этом МВФ, переоценив ВВП стран мира по паритету покупательной способности на душу населения за прошлый год, пришёл к выводу, что у России этот показатель составляет $34,84 тыc. и наблюдается рост. Да, это значительно ниже, чем, например, в Люксембурге, где почти $143 тысячи на человека, чем в США ($80 тыс.) или в Германии ($66 тыс.), но выше, чем в странах постсоветского пространства.

Однако из-за высокого социального расслоения этот уровень «размазывается» неравномерно, что ведёт к росту социальной напряжённости. Конечно, можно сколько угодно менять методику расчётов Росстата, но от этого «во рту не становится сладко».

Необходимы не манипуляции, а реальные решения по нейтрализации этой проблемы, которая может «порвать» Россию. У государства достаточно инструментов для этого. Было бы желание изменить ситуацию к лучшему.

ЮРИЙ ПРОНЬКО