ФОТО: BUMBLE DEE/SHUTTERSTOCK

Нигер посетила с угрозами госдеповская шишка Вика Нуланд. Они не сработали: отобравшие у профранцузского президента Базума власть военные не собираются возвращаться в казармы и готовы сражаться. После истечения 7 августа ультиматума обслуживающего интересы Запада ЭКОВАС вернуть марионеточную власть или ждать вторжения, а также определения позиций стран Африки стало понятно, что грядёт. Восставшую против неоколониализма страну хотят задушить санкциями. Вторжение последует, если они не сработают. Россия обязана действовать осторожно – соблазнов много, а рисков ещё больше.

Она появилась снова. Восставший против французского неоколониализма Нигер посетила и.о. замгоссекретаря США Виктория Нуланд. Приезд «дамы с печеньками» совпал с истечением срока ультиматума ЭКОВАС, объединения в основном бывших французских колоний в Западной Африке, которое требовало от патриотически настроенных военных Нигера восстановить «конституционный порядок» и освободить смещённого ими президента Мохамеда Базума – марионетку Франции. В случае отказа нигерских военных пугали интервенцией.

Встретили неласково. Не обошлось без вагнеровцев

Ультиматум ЭКОВАС быстро «протух», в связи с чем в Нигер и заявилась Нуланд. Встретили её не слишком ласково. Ни с бывшим президентом Базумом, ни с новым главой государства генералом Абдурахманом Тчиани, возглавившим Национальный совет спасения родины, ей встретиться не позволили.

Нуланд общалась в Ниамее с несколькими генералами. Они дружно отвергли её призыв «восстановить демократический порядок», хотя, как заявила посланец Госдепа, она «ясно дала понять, что на кону находятся отношения с Нигером». Она также сообщила, что «подняла вопрос об угрозе группы «Вагнер» тем странам, где та присутствует».

Появились даже спекуляции, что после поездки замглавы Госдепа в Нигер США могут признать новую власть, если она не станет приглашать в свою страну вагнеровцев, на что оперативно откликнулся в ёрническом стиле их «директор» Евгений Пригожин:

Я горжусь парнями из ЧВК «Вагнер»… Мы всегда находимся на стороне добра, на стороне справедливости и на стороне тех, кто борется за суверенитет и за права своего народа. Звоните в любой момент…

Отчёт Нуланд в Вашингтоне

На брифинге в Вашингтоне Нуланд признала, что американские угрозы не впечатлили нигерских генералов:

Переговоры были очень откровенными и временами довольно трудными, поскольку «они достаточно твёрдо придерживаются своей точки зрения относительно того, как они хотят действовать дальше, и это не соответствует Конституции Нигера».

Что произошло с нашей «душкой»? На Конституцию Украины она в своё время полностью наплевала и там с помощью переворота отстраняла законно избранного президента от власти…

А вот ещё образчик американского лицемерия в исполнении Нуланд:

Мы хотели откровенно поговорить с людьми, несущими ответственность за этот вызов демократическому порядку, и выяснить, можем ли мы попытаться решить эти проблемы дипломатическим путём, можем ли мы начать какие-то переговоры, а также совершенно ясно дать понять, что на кону наши отношения, экономическая и другая поддержка, которую нам по закону придётся прекратить, если не будет восстановлена демократия.

Она забыла добавить, что по закону американцы ещё обязаны вывести свои войска из страны, в которой произошёл переворот. В Нигере между тем под предлогом борьбы с терроризмом находятся около тысячи американских военных.

НУЛАНД СЧИТАЕТ, ЧТО ОНА УДЕЛЯЕТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ВАРИАНТАМ ЭФФЕКТИВНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ. ФОТО: ROD LAMKEY — CNP/GLOBALLOOKPRES

Шантаж, как всегда

Руководитель пресс-службы Госдепа Мэттью Миллер в распространённом в понедельник заявлении сообщил: Нуланд предупредила нигерских военных о возможности «потери сотен миллионов долларов в виде помощи народу Нигера в сферах экономики и безопасности», а также о готовности США решительно «поддержать демократию и конституционный строй» в этой стране. Было заявлено, в частности, что «США решили частично приостановить оказание поддержки правительству Нигера, пока ситуация остаётся нестабильной».

Озвучив эти угрозы, Нуланд не закрыла плотно за собой дверь, предложив своим нигерским визави «ряд вариантов продолжения диалога». Ничего другого Вашингтону не остаётся: с желающими совершить военное вторжение в Нигер соседними странами возникли серьёзные проблемы. В то время как вмешательство западных войск будет однозначно воспринято в Африке как новая колониальная война – впечатление, которое западники хотели бы избежать.

Немецкая бестактность

Весьма воинственно настроен Берлин – с дипломатией у немцев всегда были проблемы. МИД ФРГ, которая держит своих бездельничающих в казармах солдат и в Нигере, и в соседнем Мали, выступил с угрозами в адрес руководителей военного переворота и… народа Нигера. Плохо вам всем, дескать, будет, если ещё что-то произойдёт с отстранённым от власти президентом Базумом.

Серьёзных личных последствий для генералов представителю германского МИД показалось мало, так как он ещё заявил:

Сейчас санкции начинают действовать. Они также имеют болезненные последствия для людей, а также для режима.

Какие санкции имелись в виду? Ну, например, прекращение поставок Нигеру Нигерией электроэнергии или, скажем, решение Всемирного банка о приостановке выделения стране средств по всем операциям, за исключением программ в частном секторе. Или целый ряд рестрикций со стороны ЭКОВАС, под которые международное рейтинговое агентство Moody»s понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Нигера в национальной и иностранной валюте на две ступени – до «Caa2» с «B3», а также отправило рейтинги на пересмотр с возможностью понижения…

Франция обижена и может «укусить»

«Оттянулась» на Нигере, разумеется, и Франция, которой Ниамей дал месяц, чтобы убрать войска из своей страны, что французы делать не собираются. Они заодно ударили и по другой отбившейся от рук бывшей колонии – Буркина-Фасо – за поддержку нигерских «мятежников».

Франция приостанавливает до дальнейшего уведомления все свои операции по оказанию помощи в целях развития и бюджетной поддержки Буркина-Фасо,

– говорится в сообщении французского МИД.

Это произошло после того, как 31 июля правительства Буркина-Фасо и Мали в своём заявлении выразили солидарность с нигерским народом, осудили введение ЭКОВАС санкций против Ниамея и объявили, что будут считать любую военную интервенцию в Нигер объявлением войны им самим. А Франция как раз к этому активно готовится, пытаясь прикрыть подготовку миролюбивыми заявлениями, ибо считает Нигер своей «епархией».

В связи с драматическими событиями в Африке для Парижа возникла серьёзная имиджевая проблема. Её подняли в открытом письме президенту Эммануэлю Макрону, опубликованном газетой Le Figaro, 94 сенатора (из 348). По их мнению, «французская Африка» становится «в военном отношении русской Африкой, экономически – китайской Африкой и дипломатически – американской Африкой».

Сегодня Нигер, вчера Мали, ЦАР и Буркина-Фасо отвергли Францию, французские войска и французские компании,

– плачутся сенаторы, хотя никто, кроме самих французов, в этом не виноват.

Давайте по-честному: раз сами не способны решать проблемы региона, значит, его страны будут обращаться и искать помощи у других. Выше ушей французы прыгнуть не смогут, и это унижение придётся проглотить, что не исключает, впрочем, различных пакостей от Парижа, в том числе и в отношении Нигера. Но надо спешить. Если французских солдат выкинут оттуда, они останутся в Африке лишь в пяти странах – «осколках» их бывшей Империи: Джибути, Чаде, Габоне, Сенегале и Кот-д`Ивуаре. И всё равно, наверное, ненадолго.

Рим: только переговоры

Италия, также имеющая в Нигере воинский контингент, делает ставку на санкции, продление экономических ультиматумов Ниамею, принуждение нигерских генералов к уступкам, особенно с учётом того, что США ведут себя «очень осторожно».

Единственный путь – дипломатический. Решение должно быть найдено. Пока нет уверенности, что будет найден иной путь, кроме войны. Европа не может позволить себе вооружённую конфронтацию, мы не должны восприниматься как новые колонизаторы Африки… Время ещё есть,

– заявил в интервью газете La Stampa глава МИД и вице-премьер Италии Антонио Таяни.

«А нам всё равно»

Между тем в Ниамее настроены решительно: в Нигере без оглядки на Запад формируются новые госструктуры, запущена чистка элиты.

Национальный совет спасения родины (НССР) назначил в понедельник 58-летнего экономиста и бывшего министра финансов Али Махамана Ламина Зейна премьер-министром. Это опытный чиновник и банкир. Назначены также губернаторы всех восьми провинций страны, заменён ряд послов. Новые власти не устают повторять, что не уступят внешнему давлению.

Или друзья, или нейтралы

Из числа соседей Нигера его решительно поддерживают, повторим, Мали и Буркина-Фасо, выступающие категорически против военной интервенции извне, которую будут рассматривать как объявление войны им самим.

Благожелательный нейтралитет проявляет Гвинея, имеющая выход к Атлантическому океану и граничащая с союзником Нигера – Мали. Она окажет Нигеру дипломатическую поддержку.

Восточный сосед Нигера – Чад заявил, что не пойдёт на военное вмешательство.

Народ Нигера должен оценить серьёзность ситуации и принять решение. Чад никогда не будет вмешиваться военным путём,

– подчеркнул его министр обороны Дауд Яйя Брахим.

Нависающий с северо-запада над Нигером Алжир, имеющий одни из лучших ВС в Африке и тесные связи с Россией, решительно выступил против военного вмешательства. Алжирский президент Абдельмаджид Теббун заявил в интервью национальному телевидению:

Возможная военная интервенция в Нигере является прямой угрозой Алжиру, и мы полностью и категорически её отвергаем. Проблемы должны решаться мирным путём.

Тем не менее президент отметил, что в Нигере необходимо вернуться к «конституционной законности» и в этом Алжир готов помочь.

Другой северный сосед Нигера – Ливия занимает схожую позицию: переворот незаконен, но никакой войны не надо – она взорвёт регион, где и так огромные проблемы с безопасностью.

Две опасные страны

Серьёзная угроза для Ниамея вырисовывается с юга, где Нигер граничит с Нигерией, самой многонаселённой страной Африки (220 миллионов), и Бенином. Это им адресовано коммюнике новых властей с осуждением подготовки военной интервенции против Нигера с территорий этих стран.

Ниамей подчеркнул:

Любое государство, со стороны которого будут направлены военные действия против Нигера, будет считаться участником операции.

Также временная администрация Нигера сообщила, что располагает информацией о готовящейся атаке «силами иностранной державы в координации с ЭКОВАС и террористическими группировками».

Тут интересны два аспекта. Во-первых, «иностранная держава» – это, конечно, Франция. Во-вторых, западники, похоже, решили привлечь к борьбе с восставшим против неоколониализма Нигером террористов, которых специально наплодили в огромном количестве, в том числе в Африке, чтобы продолжать грабить незападные страны.

Если это так, то удар возможен и со стороны Мали, потому что между этой страной и Нигером имеются районы, контролируемые террористами. Вот тут-то и могут, кстати, потребоваться услуги официально присутствующей в Мали ЧВК «Вагнер».

Короче, Ниамей предупредил ЭКОВАС о катастрофических последствиях для региона от любого вмешательства во внутренние дела Нигера и военной авантюры, в условиях, когда население стран сообщества ничего такого не поддерживает.

Дилемма Нигерии

Как сообщил руководитель управления информации Минобороны Нигерии, бригадный генерал Тукур Гусау, у армии пока нет приказа о вторжении в Нигер, военное решение рассматривается «как крайняя мера». При этом нигерийские военные признают, что восстановить правление прежних властей в Нигере, который увеличивает численность своих войск в приграничных районах, будет трудно. В них стала расти напряжённость, хотя инцидентов пока не было.

НАПРЯЖЕНИЕ РАСТЁТ. ФОТО: KATJA TSVETKOVA/SHUTTERSTOCK

Нигерские военные заявляют, что готовы воевать с агрессорами, обещая им резню и хаос. Подразумеваются также вооружение гражданских лиц и партизанская война.

Проблема для Нигерии заключается ещё и в том, что по обеим сторонам проведённой когда-то от балды европейскими колонизаторами границы живёт один и тот же народ – хауса, для которого война будет братоубийственной, и стабильность страны-агрессора окажется в этом случае под угрозой. Именно поэтому 6 августа Сенат (верхняя палата парламента) Нигерии принял резолюцию против использования федеральным правительством и ЭКОВАС военной силы против Ниамея, призвав к дипломатии. И вряд ли Сенат даст согласие на использование армии против Нигера. Нигерийские военные, однако, всё равно продолжают готовиться.

Почему столько шума?

С чего такая активность, отчасти было показано выше. Но есть ещё очень важные обстоятельства. В Нигере имеются крупные запасы урана, на которых завязана французская атомная индустрия. Парижу и Западу в целом очень не хочется их потерять. Существует также ставший для Европы актуальным в связи с санкциями против России проект Транссахарского газопровода, который должен пройти в том числе по территории Нигера. Согласно расчётам, он будет способен прокачивать к Средиземному морю 30 миллиардов кубометров газа в год.

Кроме того, в Нигере под предлогом борьбы с терроризмом (с террористами реально борются только вагнеровцы), а на самом деле чтобы контролировать богатейшие природные ресурсы, угнездились западные военные базы. В 2019 году Пентагон потратил – неужели зря? – 100 миллионов долларов, чтобы построить новую базу для БПЛА в городе Агадесе якобы для нанесения ударов по террористическим группировкам в Западной и Северной Африке. Содержание базы обходится американцам ежегодно в 30 миллионов долларов. Есть в Нигере, повторим, и другие иностранные военные базы, несмотря на что регион стонет от террористов и молит Россию о помощи.

ФОТО: DJIBO ISSIFOU/GLOBALLOOKPRES

Что с того?

Что делать Москве? Проявлять максимальную осторожность и поспособствовать тому, чтобы не доводить дела до войны в Нигере. Но при этом, извернувшись, помочь его народу освободиться от неоколониальной зависимости. Соблазнов много (уран, Транссахарский газопровод), но угроза провала, который затронет и соседние пророссийские страны, весьма велика, ибо этот театр военных действий слишком от нас далёк. ЧВК «Вагнер» на всех не хватит.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ