Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ»: 11 июля / 24 июля, 10 июля / 23 июля, 09 июля / 22 июля


— 969 г. † Равноапостольная Великая княгиня Ольга

​Великая княгиня Российская. Во Святом Крещении Елена. Жена Великого князя Игоря Рюриковича. В «Повести временных лет» под 903 г. сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость. ​ Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место — после Великого князя Игоря и его сына-наследника Святослава. После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней. В 946 г. Ольга посетила Царьград, где приняла Святое Крещение. Она проводила переговоры с византийским императором Константином VII Багрянородным и получила от него в дар золотое блюдо, украшенное драгоценными камнями. По возвращении на Русь Ольга в некоторых местах уничтожила языческие святилища и воздвигла христианские храмы. В Киеве был возведен деревянный Софийский собор. Тщетно пыталась Ольга склонить своего сына Святослава в лоно христианства. Он не поддался на уговоры, хотя многие язычники из его окружения приняли Крещение. В 968 г., согласно «Повести временных лет», Ольга руководила защитой Киева, который осадили печенеги. В следующем году она умерла и была похоронена по христианскому обряду собственным священником. В XI в. ее каменный гроб находился в киевской церкви Богородицы (Десятинной). После первых крестившихся киевских правителей Аскольда и Дира святая княгиня Ольга добилась гораздо большего в христианском просвещении своего государства. Она воспитала сына Святослава, разгромившего Хазарский каганат христоненавистников, и внука Владимира, завершившего Крещение Руси.

Ольга умерла в Киеве 11​ июля 969 г. ​ Тело ее было погребено там же, на урочище Угорском, откуда, найденное нетленным, перенесено в киевскую Богородицкую десятинную церковь в 996 г.​ Церковь эта, разрушенная Батыем в 1240 г., несколько веков лежала в развалинах, и гробница святой княгини бесследно исчезла.

— 1613 г. Венчание на Царство Михаила Феодоровича Романова​

​ ​ ​ ​

​Михаил Федорович Романов (1596—1645)​ — первый русский царь из династии Романовых правил с 7​ марта​ 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21​ февраля​ 1613 года.​ ​Раз Царь Феодор Иоаннович приходится ему «дядей», сказал юный Михаил Федорович, то и венчаться на Царство он будет «по прежнему нашему Царскому чину и достоянию», идущему от Рюрика и Владимира Мономаха, «иже превысочайшую честь и царский венец и диадему от Греческого Царя… восприим, от него же Великие Российские Государи Царствия венцем венчахуся».​ Вечером, накануне 11​ июля, в Успенском и других соборах, в монастырях и приходских церквях Москвы, было совершено всенощное бдение. На рассвете, в день венчания, начался благовест в большой Успенский колокол, перезвон продолжался до царского пришествия в храм. «Священнодействие отправлял Казанский митрополит Ефрем, корону держал князь Федор Иванович Мстиславский, скипетр князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, царскую шапку Иван Никитич Романов, державу Василий Петрович Морозов, а за платьем ходили князь Д.М.Пожарский и казначей Траханиотов». Перед венчанием два стольника — Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и князь Дмитрий Иванович Пожарский — были возведены в боярское достоинство. Козьма Минин был назван думским дворянином. Торжество коронования продолжалось три дня.

​Измученная, исстрадавшаяся, наученная горьким опытом смуты Святая Православная Русь возглавилась «своим» природным, русским, православным, Богоданным самодержавным Венценосцем, поставленным управлять Царством человеческим Вышним Царем царей и от Него непосредственно получившим священную самодержавную власть и силу (Дан. 2, 21; 4, 14, 22; Пс.20, 24; 88, 20-21).

— 1793 г. Второй раздел Польши

​Гродненский сейм уступил России, или вернее, после трехмесячных переговоров, возвратил древнее наше достояние: Минскую, Подольскую области, половину Волыни, часть Литвы. Всего 4600 с лишним квадратных миль с тремя миллионами жителей. ​Из новоприобретенных земель составлено было три Губернии: Минская, Изяславская и Брацлавская. Также Россия получила Данциг, Торунь, Полоцк, Познань, Калишь и другие города, более тысячу квадратных миль, с миллионом ста тысячью​ жителей, вместе с обосновавшимися там евреями. Так православная Россия впервые столкнулась с еврейской проблемой в столь крупном масштабе — как она видна из документа Г.Р. Державина «Мнение» (1800 г.). ​То, что осталось Польше: 4000 квадратных миль и более трех миллионов жителей, должно было находиться под зависимостью России.

— 1867 г. Указ Императора Александра II

​Именной Указ Императора Александра II, данный Сенату об учреждении Туркестанского генерал – губернаторства, главой которого назначен генерал Константин Петрович Кауфман.

— Именины Великой княжны Ольги Николаевны​ ​

​Любимая дочь Императора Николая II, она наследовала от него все лучшие стороны его души: простоту, доброту, скромность, непоколебимую рыцарскую честность и всеобъемлющую любовь к Отчизне – естественную, не показную, как бы впитанную с рождения..
​Долголетняя воспитанница и старшая дочь Императрицы Александры Феодоровны, она восприняла от нее искреннюю и глубокую евангельскую веру, прямоту, уменье владеть собой, крепость духа.​

— 1906 г. Назначение премьером П.А. Столыпина

​Петр Аркадьевич Столыпин (2​ апреля​ 1862 г., Дрезден, Саксония​ — 5​ сентября​ 1911 г., Киев)​ — государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, Гродненского и Саратовского губернатора, министра внутренних дел, премьер-министра.

​Назначенный премьером с сохранением поста министра внутренних дел в день роспуска Думы, Столыпин первым же своим циркуляром от 11 июля обратил на себя внимание, и вызвал за границей сочувственные комментарии: «Открытые беспорядки должны встречать неослабный отпор. Революционные замыслы должны пресекаться всеми законными средствами», говорилось в нем — и тут же добавлялось: «Борьба ведется не против общества, а простив врагов общества. Поэтому огульные репрессии не могут быть одобрены… Намерения Государя неизменны… Старый строй получит обновление. Порядок же должен быть охранен в полной мере». Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов. Во время выступлений перед депутатами Государственной думы проявились ораторские способности Столыпина. Его фразы «Не запугаете!», «Сначала успокоение, потом реформы» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стали крылатыми.

Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие. На Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве Мордко (Дмитрием) Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер..

— 1906 г. Телеграмма «Русского братства» Императору Николаю II

В Петергоф была отправлена телеграмма Императору Николаю II, выражавшая удовлетворение по поводу роспуска 1-й Государственной Думы: ​​«Русское Братство» при большом стечении молящихся под сводами Киевского Владимирского собора, помолившись Всевышнему о даровании Вашему Императорскому Величеству здравия и сил на великий Царственный подвиг Ваш, просит Вас, Государь, принять горячую верноподданническую благодарность всех членов Братства за роспуск Государственной Думы, вносившей в государственную жизнь лишь смуту, междоусобия и произвол. Ныне в словах Манифеста Вашего воссиял луч надежды на восстановление в России закона, порядка и твердой верной присяге и долгу нравственной власти».

​ — 1914 г. Праздник Знака Отличия святой равноапостольной Великой княгини Ольги

Первое и единственное награждение Знаком отличия 2-й степени произошло в 1916 г. Награду получила вдова полковника Вера Николаевна Панаева, потерявшая в сражениях первой мировой войны трех сыновей, Георгиевских кавалеров.

​Высочайший рескрипт на имя Военного Министра. «В нынешнюю великую войну наша армия явила нескончаемый ряд примеров высокой доблести, неустрашимости и геройских подвигов, как целых частей, так и отдельных лиц.

Особое Мое внимание привлекла геройская смерть трех братьев Панаевых. Офицеров 12-го гусарского Ахтырского генерала Дениса Давыдова. Ныне Её Императорского высочества Великой княгини Ольги Александровны полка, ротмистров Бориса и Льва и штабс-ротмистра Гурия, доблестно павших на поле брани.

​Братья Панаевы, проникнутые глубоким сознанием святости данной ими присяги, бесстрашно исполнили свой долг до конца и отдали жизнь свою за Царя и Родину. Bce три брата награждены орденом Святого Георгия IV степени, и их смерть в открытом бою является завидным уделом воинов ставших грудью на защиту Меня и Отечества. Такое правильное понимание своего долга братьями Панаевыми всецело отношу к их матери, воспитавшей своих сыновей в духе беззаветной любви и преданности к Престолу и Родине. Сознание, что дети её честно и мужественно исполнили долг свой, да наполнит гордостью материнское сердце и поможет ей стойко перенести ниспосланное свыше испытание.​ Признавая за благо отметить заслуги передо Мною и Отечеством​ вдовы полковника Веры Николаевны Панаевой, воспитавшей героев сыновей, жалую ее, в соответствие со ст. 8-ю статута знака отличия Святой Равноапостольной княгини Ольги, сим знаком II степени и пожизненной ежегодной пенсией в 3000 рублей.

Пребываю к Вам благосклонный.

​На подлинном Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано: «НИКОЛАЙ». B Царской Ставке, 2 апреля 1916 года».

— 1914 г. Телеграмма Королевича Императору Николаю II

​Перед началом Первой мировой войны Королевич-регент Сербии Александр телеграфировал Императору Николаю II: «Мы не можем защищаться. Посему молим Ваше Величество оказать нам помощь возможно скорее… Мы твердо надеемся, что этот призыв найдет отклик в Вашем славянском и благородном сердце». Император Николай Александрович ответил: «Пока есть малейшая надежда избежать кровопролития, все наши усилия должны быть направлены к этой цели. Если же, вопреки нашим искренним желаниям, мы в этом не успеем, Ваше Высочество может быть уверенным в том, что ни в коем случае Россия не останется равнодушной к участи Сербии».

10 июля / 23 июля

— 1625 г. Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе Царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633 гг.) и Царю Михаилу.​ ​Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню.​ ​ Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.​ ​В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

 

— 1711 г. Письмо царя Петра I в Сенат​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

​ «Господа Сенат! Извещаю вам, что я со всем​ своим​ войском без вины и погрешности нашей, но единственно только ​ по​ ложным известиям, в семь крат сильнейшею турецкою силою​ так​ окружен, что все пути к пресечению​ провианта​ пресечены,​ и​ что​ я​ без особливые Божий помощи ничего иного предвидеть не​ могу,​ кроме совершенного поражения или что я впаду в​ турецкий ​ плен.​ Если случится сие последнее, то вы должны меня почитать своим​ царем и государем и ничего не исполнять, что​ мною,​ хотя​ бы​ то​ по собственному повелению от нас, было требуемо, покамест я сам не явлюся между вами в лице моем. ​Но если я погибну,​ и​ вы​ верные известия получите​ о​ моей​ смерти,​ то​ выберите​ между​ собой достойнейшего мне в наследники».

 

 1774 г. Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией

​В небольшой болгарской деревне Кучук-Кайнардже на правом берегу Дуная Петром Александровичем Румянцевым и верховным визирем Муссун-заде Мегмет-пашой был подписан мирный договор России и Турции, по которому к России отходили земли от Буга и крепости Кинбурн при устье Днепра до Азова с Прикубаньем и Приазовьем, крепости Керчь и Еникале, запиравшие выход из Азовского в Черное море. Керченский пролив стал российским, что имело большое значение для южной торговли России. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Русские торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданелы наравне с английскими и французскими. Турция выплачивала России контрибуцию в четыре с половиною миллионов рублей. Историческая задача выхода России в Черное море наполовину была решена. В мирном договоре об этом было сказано так: «Арт.З. Все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чингисского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чем никакой посторонней державе, и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и в возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом… ​ Арт.19. Крепости Еникале и Керчь, лежащие в полуострове Крымском с их пристаньми и со всем в них находящимся, тож и с уездами, начиная от Черного моря и следуя древней Керченской границе до урочище Бугак и от Бугака по прямой линии кверху даже до Азовского моря, остаются в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи». Давалось прощение всем христианам, восставшим против турок, а русским посланникам предоставлено было право защищать жителей Молдавии и Валахии и всех христиан от притеснений в Турции.

 

— 1775 г. Почести графу Петру Александровичу Румянцеву

​Императрица Екатерина II в день мирного торжества 10 июля 1775 года пожаловала графу Петру Александровичу Румянцеву: наименование Задунайского, для прославления через то опасного перехода его через Дунай; грамоту с прописанием побед его; за разумное полководство: алмазами украшенный фельдмаршальский жезл; за храбрые предприятия: шпагу, алмазами обложенную; за победы: лавровый венок; за заключение мира: масличную ветвь; в знак Монаршего благоволения: крест и звезду ордена св. Апостола Андрея Первозванного, осыпанные алмазами; в честь его и для поощрения примером его потомства: медаль с его изображением; для увеселения его: деревню в пять тысяч душ в Белоруссии; на построение дома: сто тысяч рублей из Кабинета; для стола: серебряный сервиз; на убранство дома: картины. Этого мало: Императрица Екатерина II умела и наградам своим придавать оттенки для возвышения заслуг и самой благодарности. В списках удостоенных 10 июля Монаршего благоволения первое место занимал по старшинству князь Александр Михайлович Голицын, второе Румянцев, но Государыня хотела отличить последнего перед первым и собственною рукой прибавила к его титлу слово «Господин», между тем как Голицын наименован просто генерал-фельдмаршалом! Она желала, чтобы Задунайский, по примеру римских полководцев, имел въезд в столицу через триумфальные ворота на колеснице: скромный герой, привыкший к лагерной жизни, отказался от почестей и еще более явил себя великим в глазах соотечественников!

 

— 1914 г. Открытие обелиска в память 300-летия царствования Дома Романовых

17 января 1911 года на заседании Комиссии о пользах и нуждах общественных в Московской городской управе был поднят вопрос о сооружении в связи с юбилейной годовщиной памятного обелиска, наподобие имеющегося в Троице-Сергиевой лавре. В 1912 году был проведён конкурс проектов. Комиссия остановила свой выбор на получившем вторую конкурсную премию проекте архитектора С.А.Власьева, поскольку проект-победитель конкурса не был утвержден по причине дороговизны. Стоимость работ по возведению обелиска составила почти 50 тыс. рублей, которые ассигновала Московская рородская Дума. Первоначально открытие памятника хотели приурочить к юбилейной дате 21 февраля 1913 года, затем к приезду Императорской четы в Москву в конце мая 1913 года, но в итоге Царь только лишь в мае ознакомился с проектом, будучи в Городской думе, и одобрил его. Торжественная закладка состоялась 18 апреля 1914 года, а 10 июля обелиск в память 300-летия царствования дома Романовых был торжественно открыт. Обелиск из серого финского гранита был увенчан двуглавым орлом, на основании монумента был изображён Георгий Победоносец и малые гербы губерний и областей России в щитках, а кроме этого — гербы Великих княжеств. Вверху обелиска располагался герб бояр Романовых — грифон с мечом и щитом. Ниже были написаны имена Царей и Императоров из дома Романовых, от Михаила Федоровича до Николая II. Изначально обелиск находился у входа в Верхний сад.

После Октябрьской революции Романовский обелиск, по предложению В. И. Ленина, решили оставить, но переделать его содержание: в 1918 году на месте имён Романовых были вырезаны имена 19 революционных мыслителей всех времён и народов, остальные же атрибуты прежней власти ликвидированы. Орёл с вершины и гербы с основания были сняты (картуш и щитки от гербов сохранились; в центральном картуше, где находилось изображение Георгия Победоносца, размещена надпись «Р. С. Ф. С. Р.», ниже — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). Следы от затёртых гербов и сегодня хорошо видны на поверхности нынешнего обелиска. Переделанный советскими властями памятник получил и новое название — «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Архитектором изменений стал Н.А.Всеволожский. В 1966 году монумент был перенесён в центр Верхнего сада (Александровский сад), к гроту «Руины», где и находится сегодня, расположен между гротом и Средней Арсенальной башней. Ближайшая станция метро — Александровский сад.

В 2013 г. монумент был разобран и отреставрирован в первоначальном виде, без имен революционеров. 10 июня 2014 года состоялось торжественное открытие памятника.

 

— 1922 г. Открытие Приамурского Земского Собора во Владивостоке

​Земский Собор стал плодом молитв и усилий многих и многих Русских людей Он вобрал в себя их надежды и чаяния на возрождение Великой Самодержавной России.​ ​В Земском Соборе принимали участие выборные не только от местного, Уссурийского и Амурского казачества, но и представители Оренбургского, Уральского, Семиреченского, Иркутского, Енисейского и Забайкальского казачьих войск.

Земский Собор впервые за пять лет смуты, принял курс на восстановление Русской государственности в ее исконной Православно-Самодержавной форме.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

— 1926 г. † Виктор Михайлович Васнецов

​Родился 3​ ​ мая​ 1848, в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губернии.​ Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат​ — художник Аполлинарий Васнецов. Учился в Академии художеств в г. Санкт – Петербурге. Получил заказ расписать строящийся в Киеве кафедральный Владимирский собор. В 1885—91 гг. работал в Киеве над росписью собора, по окончании работ в 1893 г. был избран действительным членом Петербургской Императорской Академии художеств. На своей первой персональной выставке в 1898 г. Васнецов показал «Богатырей», которые были восторженно встречены современники. Во время революции 1905 г. Васнецов вышел из Академии, после того как студенты устроили митинг в залах, где размещалась его выставка, т. к. считал, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой».

​Принимал участие в патриотическом движении. Был членом редакционной комиссии «Книги русской скорби». Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве 1—7 октября 1906 г. постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для Съездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Икона была выполнена Васнецовым и иконописцем В.П.Гурьяновым и освящена митрополитом Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апреля 1907 г., ​ в день открытия IV Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве (26 апреля—1 мая 1907 г.). ​ Васнецов был автором памятника на могиле одного из вождей монархического движения В.А.Грингмута. Выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Сюжеты его картин отличаются особым русским национальным духом: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

23 июля 1926 г.​ скончался в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М.В.Нестерова.

9 июля / 22 июля

— 1487 г. Взятие Казани

Войска Великого князя Московского Иоанна III Васильевича (родился в 1440 г., правил в 1462-1505 г.) взяли Казань и пленили царя Алегама — обманщика и клятвопреступника. Великий князь Иоанн III назвался Государем Болгарии и дал ей собственного царя.

 

— 1495 г. Прибытие в Москву Коложской иконы Божией Матери

Из Москвы в Литву дочь Великого князя Иоанна III Елена привезла чудотворную икону Коложскую. Так она была названа по Коложской церкви Бориса и Глеба, построенной в XII в. Известно, что в 1914 году перед Коложской иконой Богородицы молились будущие царственные мученики: Николай II со своей семьёй. И тогда же, в 1914–м, когда Гродно угрожало нашествие немецких войск, священники обошли городские форты, благословляя их чудотворным образом. Гродненцы были тогда уверены, что именно Коложская икона Богородицы повернула завоевателей на север от города

 

— 1711 г. Битва у Станилешти

​ Во время Прутского похода 1711 г., русскую армию возглавлял царь Петр I.​ У села Станилешти турецкая армия до 150 тыс. человек пошла на приступ укрепленного русского лагеря. Жестокий бой продолжался до самой ночи. Все три турецких атаки были отражены. Потери русских составили 3 тыс. человек, турок – 8 тыс. Битва носила весьма ожесточенный характер. В конце боя янычары наотрез отказались идти в атаку — на верную гибель. Положение царя Петра I было очень тяжелым. Армия без воды и пищи недолго могла бы продержаться. Русские были вынуждены пойти на заключение перемирия.

 

— 1804 г. Утвержден цензурный устав

​Император ​ Александр I утвердил первый устав о цензуре в Российской Империи, в соответствии с которым все издания должны были проходить цензуру в специально создававшихся цензурных комитетах при Санкт-Петербургском, Московском, Казанском, Дерптском и Виленском университетах. ​Был издан цензурный устав «не для стеснения свободно мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления печатным словом».

На подлинном собственною Его ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукой написано так: Быт по сему.

АЛЕКСАНДР. В С. Петербурге 9 июля. 1804 года.

​Он предписывал всем изданиям, рассчитанным на освещение в обществе, иметь подтверждение о проверке. Главной же целью самой цензуры провозглашалась защита общества от книг и сочинений, не имеющих образовательных функций. В связи с этим вводился запрет на создание, продажу либо покупку произведений искусства без рассмотрения цензорами. Одним из последствий принятия устава было развитие политического вида цензуры. Надзор за соблюдением документа перешел к полицейскому ведомству, а создание Министерства духовных дел и народного просвещения привело к усилению контроля над университетами и журналистикой. Кроме осуществления разумного контроля за отечественным печатным словом, Устав давал разрешение на ввоз иностранной литературы и свободную деятельность типографий, что являлось ярким показателем существования подлинной христианской демократии в русском обществе в период монархии.

 

— 1807 г. Тильзитский мир

Тильзитский мир между Россией и Францией.​ Договор между Францией и Россией, подписанный в Тильзите в июне 1807 г. после победы наполеоновских войск в русско-прусско-французской войне.

​ Император Александр I признал все завоевания Наполеона I и изменения в европейской политической системе, а также суверенитет Франции над Ионическими о-вами, которые после Средиземноморского похода Ф.Ф. Ушакова контролировал российский флот. ​Наполеон соглашался восстановить герцогства Ольденбург, Саксен-Кобург и Мекленбург-Шверин. Французский император хотел не только мира, но и союза с Россией и определил Балканы и Финляндию как зоны исконно российских интересов. Он добился от Александра подписания секретной статьи, предполагавшей военный союз России и Франции в случае нападения третьей страны на любую из держав, подписавших договор. Под давлением Франции Император Александр I согласился выступить посредником в англо-французских отношениях. В случае отказа Англии от русского посредничества и невозвращения отвоеванных у Франции колоний, Россия обязывалась разорвать отношения с Англией и присоединиться к континентальной блокаде. Россия обязывалась также вывести войска из Молдавии и Валахии и заключить мирный договор с Турцией. Однако в случае отказа Турции от французского посредничества в русско-турецких отношениях Наполеон обещал вступить с Турцией в войну. ​В России Тильзитский мир был воспринят как неравноправный договор, унижавший достоинство страны. Этот мирный договор не мог разрешить противоречий между Францией и Россией, которые привели к войне 1812 г., с началом которой Тильзитский мир потерял силу.

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович



ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Необходимая сумма для ежемесячной оплаты хостинг-сервера: 6525 руб.
Мы работаем за счет рекламы и Вашей поддержки!

Банковские карты для прямых платежей в РФ:

Мир 2202202372757579 (Сбер)
MasterCard 5536913918532660 (Tinkoff)
Спаси Вас Бог!

Следующяя Новость Как России не проиграть мир?

Предыдущая Новость Тайны и секреты про моторное масло, которые никто не знает

Похожие Новости






Комментарии проходят модерацию

Нет Комментариев

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TRANSLATE - ПЕРЕВЕСТИ »