© ALEKSEY SMYSHLYAEV/GLOBALLOOKPRESS

У меня складывается чёткое ощущение, что часть представителей власти до сих пор так и не осознали, что из-за бедности населения России грозит реальный социальный взрыв.

Он не произойдёт завтра, а может, и послезавтра не наступят события с далеко идущими последствиями. Однако нет сомнений: если сохранятся нынешние негативные тенденции с доходами русских семей, то социальное недовольство приобретёт более непредсказуемые очертания. И это не преувеличение, а констатация факта.

По официальным данным Росстата, обращаю ваше внимание на данный факт, по итогам первого квартала 2023-го денежные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы 10% наименее обеспеченного в 13,2 раза. Для того чтобы вы понимали, о каких тенденциях идёт речь, этот показатель был аналогичным более четверти века назад – в 1996 году. Получается, что в стране, в Конституции которой записано, что «Россия – социальное государство», не было никакого прогресса с точки зрения уменьшения социального разлома в доходах разных социальных групп населения.

Высокий уровень бедности, на мой взгляд, очень опасная тенденция, которая создаёт так называемую ловушку нищеты. В подобных условиях начинается неминуемый процесс маргинализации. Люди не могут получить достойного образования, медицинского обслуживания, качественных социальных услуг. Психология нищеты, низкого горизонта развития, патернализм сознания – всё это может заложить крайне негативные тенденции. Ситуация эта, к сожалению, с каждым годом усугубляется.

Очевидно, что стране необходима новая экономическая политика, которая запустит механизмы устойчивого роста и развития. Не бумажные декларации, а, как написала одна из моих зрительниц, «горящие глаза руководителей и реальные прорывные масштабные проекты в регионах России» – вот реальный путь развития, а не топтания на месте. К сожалению, пока чиновники готовы бороться с бедностью, меняя методику расчёта потребительской корзины. Они сражаются с реальной бедностью населения манипуляциями с цифрами и фактами – от роста реально располагаемых доходов в зоне статпогрешности до постоянных заявлений об исторически низкой инфляции.

Шутку «я ем мясо, мой сосед капусту, а вместе мы едим голубцы» они уже воплотили в реальность. Нет сомнений, что по отчётам чиновников уже к концу этого года ситуация с бедностью изменится ещё в более хорошую сторону. А через пару-тройку лет в их рапортах не останется и следа от бедных и малоимущих в России. Однако на практике этот самообман может очень дорого обойтись всем нам. Когда идут манипуляции с цифрами и фактами, провоцируется ситуация неопределённости. Ты не понимаешь, где находишься и что необходимо предпринять для выхода из той «ямы», в которую сам себя загнал.

Социологи утверждают: если семья живёт в бедности больше трёх лет, как у родителей, так и у детей вырабатывается комплекс социальной неполноценности. Безнадёга, помноженная на патернализм, – это крайне опасная ситуация! Она не фатальная, но опасная. Из неё есть выход – развитие отечественной экономики в интересах не узкой группы дельцов, а всего населения страны. Иные цели – лукавство, ведущее к обрыву и хаосу.

ЮРИЙ ПРОНЬКО