Смерть Сильвио Берлускони может существенно откорректировать ландшафт правых сил Италии. И больше всего от этого выигрывает нынешний премьер Джорджия Мелони. В отличие от друга России Берлускони она в отношении РФ занимает диаметрально противоположную позицию и настаивает на вооружении Украины и войне до победы Киева.

Парадоксально, но при столь разных взглядах на внешнюю политику, именно Берлускони выдал Мелони «билет» в политику. Именно в его правительстве она стала самым молодым министром в Италии в 31 год.

Берлускони задал и стандарты поведения. По сути, Мелони играла роль Берлускони в юбке. Оба харизматики, оба достаточно резки в формулировках. Но именно за это их и поддерживали итальянцы. Как и Берлускони, Мелони сделала ставку на личность и лидерские качества, а не политические программы.

«Это политик, который говорит на языке простых людей», — пишет биограф Берлускони Джованни Орсина.

Телеканалы Berlusconi Mediaset позволили правой повестке доминировать в национальном дискурсе. Но они же сыграли злую шутку с самим Сильвио Берлускони. Он попросту не заметил конкурента на своём же поле. И его каналы обеспечили победу Мелони с её правой партией «Братья Италии» в сентябре 2022 года.

«Без Берлускони не было бы Мелони», — справедливо замечает Витторио Сгарби, заместитель министра культуры и бывший министр правительств Берлускони.

«Вперёд, Италия!» считается в стране более респектабельной партией, нежели «Братья Италии», про которую ещё каких то 10 лет назад вообще говорили не иначе как про фашистскую. Покровительство более умеренного Берлускони помогло им остаться на плаву в итальянской политике, а самому Берлускони получить поддержку более радикальных граждан.

Но уже в 2016 году Берлускони сам почувствовал угрозу и даже выступил против Мелони, когда она баллотировалась на пост мэра Рима. Правда, на том основании, что она беременна. Но Мелони не забыла такой подножки. И даже выступая перед выборами на одном из его каналов заявила, что «ничем больше Берлускони не обязана».

В итоге Мелони победила. В сентябре 2022 года её партия «Братья Италии» получила 26 процентов, «Вперёд, Италия» Берлускони 8. Вместе с «Лигой» Маттео Сальвини коалиция набрала более 44%.

Сальвини, как известно, долгое время считался тоже одним из друзей России, уважительно высказывался о Владимире Путине. Однако после выборов курс правых всё же определять стала именно Мелони, и её раздражала пророссийская позиция Берлускони по вопросу Украины. Для партии «Вперёд, Италия!», как пишет Politico, это не прошло без последствий. Мелони отказала в министерских постах некоторым из сподвижников Берлускони.

Теперь смерть Берлускони может ещё больше укрепить Мелони. В то время как Мелони считается гораздо более правым политиком, чем Берлускони, политические предпочтения их избирателей по внутренней политике почти одинаковы. Многие сторонники «Вперёд, Италия» перешли на сторону «Братьев» ещё в прошлом году. Теперь бегство из партии умершего миллиардера усилится.

«Правоцентристские избиратели в Италии разделяют фундаментальный набор ценностей по большинству вопросов и по мировоззрению, — сказал Лоренцо Прельяско из избирательного агентства YouTrend. — Они определили самое сильное руководство в этой области и проголосовали за то, кто смог лучше всего выразить их интересы. Сначала это был Берлускони, затем Сальвини, теперь Мелони».

Медиамагнат Берлускони основал «Вперёд Италия!», когда пришёл в политику в 1994 году. Партия всегда полагалась на его харизматическое лидерство, но в последние годы её поддержка уменьшилась, поскольку проблемы со здоровьем ограничили его политическую активность.

«Это монархия, которая заканчивается вместе с королём», — сказал о партии Джулиано Каццола, бывший депутат, избранный в парламент вместе с Берлускони.

«Я ожидаю, что „Братья Италии‟ будут привлекательны для членов „Вперёд, Италия!‟», — сказал Лоренцо Де Сио, профессор политологии в римском университете LUISS.

Впрочем, радоваться Мелони пока рано. Аналитики не исключают, что политический преемник Берлускони может, в конце концов, всё же явиться из его семьи, что усложнит усилия Мелони закрепить своё лидерство. Речь идёт о его дочери Марине.

«Она будет конкурировать с Мелони. Ключевым вопросом является желание семьи защитить свои компании, которые будут без Берлускони под угрозой», — сказал Ди Сио.

56-летняя дочь Марина, с 2005 года возглавляющая холдинг Берлускони «Фининвест», может стать главным претендентом на лидерство в партии, если семья решит оставаться активной в политике. Аналитик Де Сио считает, что Марина Берлускони может выйти на поле, чтобы сберечь влияние семьи в итальянской политике. Кажется, политика в Италии скоро станет действительно женским делом.

Андрей Булатов