ФОТО: PATRIARCHIA.RU

31 мая состоится награждение лауреатов очередного сезона Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. О задачах премии и сегодняшнем состоянии русской литературы в своей статье, написанной специально для Первого русского телеканала Царьград, размышляет председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета митрополит Калужский и Боровский Климент.

Преемство русской литературы

Основой русской литературы являются духовные ценности, она взращивалась на идеалах Православия. Около десяти веков назад она возникла как литература христианская. И сохранила свою суть неизменной. В ней появлялось больше светского на уровне тем, жанров, языковых средств. Но она, не изменяя себе, напоминала читателю о христианской нравственности, о подлинных ценностях.

Настоящий писатель – это дар Божий и много труда. И вот эта основа писательского гения (дар Господа, а не личные заслуги и достижения) предполагает ответственность автора за созданное им. Перед ним всё время стоит вопрос: как ты используешь дар, данный тебе Господом? Трудишься ли, работаешь ли, развиваешь ли свой дар? Требователен ли ты к себе? Осознаешь ли, что должен использовать свой дар во благо людям, для служения добру, а не распространения сомнительных или вредных идей? Понимаешь ли, сколь велико влияние художественного слова? Помнишь ли, что созданные тобой произведения могут надолго пережить тебя и продолжать влиять на читателей после твоей смерти?

Осознание, понимание всего этого приводило к тому, что писательский труд становился служением добру и свету. Подлинная литература не позволяла человеку забыть о вечных ценностях, она звала его к размышлениям, к поиску ответов на самые важные вопросы. Она не давала заснуть совести в человеке, звала его к прощению, покаянию, делам милосердия.

Эти свойства подлинной литературы остаются неизменными почти тысячу лет. Думаю, вызовы нашего времени в конечном итоге тоже не смогут её изменить или поставить под сомнение её существование и высокие цели. Русская литература возникла как средство христианского просвещения. Высокая цель – её неотъемлемое свойство с самого начала. Художественные достоинства в ней важны не сами по себе, не как самоценность, а в единстве, в совокупности с этической составляющей, с нравственными идеалами.

Русская литература появилась как литература христианская, как подлинное искусство, воспитывающее души и сердца людей, зовущее их к христианскому совершенствованию. И эти идеалы, пришедшие из Древней Руси, продолжали жить в произведениях В.А. Жуковского, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, С.Т. Аксакова, Ф.М. Достоевского, И.С. Шмелева, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Отрыв человека от Бога

Прошлый век оказался временем, когда значительная часть людей отошли от веры. Официальный атеизм, безбожие, отказ от веры, попытки жить так, как будто бы Бога нет и всё зависит от самого человека, – всё это черты двадцатого столетия. Стремление отрицать то, что казалось незыблемым веками, привело к тому, что человек и себя как создание Бога отрицал. Снимал с себя ответственность за содеянное перед Творцом, слишком верил в свои собственные силы, возможности и права.

Это не могло не отразиться в искусстве и, в частности, в литературе. Самоценность яркого, необычного образа или новой формы, преобладание их над смыслом меняли всю суть русской литературы, в которой этические критерии были всегда важны.

В нынешнем веке некоторые тревожные тенденции века прошлого, к сожалению, стали ещё активнее. Стремление сказать или сделать новое в искусстве, в том числе в литературе, становится самоцелью. При этом новое – это не что-то более глубокое или более ценное. Новое – это форма, которой ещё не было, или совершенно другое восприятие известного произведения. Правильнее будет сказать даже так: не другое восприятие произведения, а фантазии на какую-то из его тем, поскольку нередко современное «видение» с оригиналом не имеет ничего общего.

Нынешний автор нередко не ищет своего настоящего пути в искусстве, не совершенствует долгим трудом и упорством свой дар, а старается удивить чем-то внешним, непривычным, эпатировать читателя, слушателя, зрителя. Всё это свидетельствует об отсутствии у таких авторов настоящих творческих идей, о профессиональном творческом кризисе, корнем которого является нравственная опустошённость.

И если подобное не пресечь, если на этом пути не остановиться, все тревожные тенденции будут только усугубляться. Нецензурная лексика в литературных произведениях, романтизация разврата, наркомании, даже педофилии и других извращений – всё это, к сожалению, в наши дни в современных, претендующих на художественность текстах не редкость. Понимаем ли мы, что пропаганда перечисленного мной – это угроза самому существованию человечества? И никакого преувеличения в моих словах нет.

МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Нравственность и творчество

Если человек сам ведёт безнравственную жизнь, если его убеждения далеки от христианских, то и созданные им тексты (фильмы, картины, мелодии) будут соответствовать по моральному уровню своему создателю. Если писатель не знает, где свет, а где тьма, не ориентируется, где добро, а где зло, что он может дать читателю? Какие ценности? Какие идеи и убеждения? Какие мысли? Какой опыт?

Подлинная русская литература на вопрос о соотношении нравственности и таланта ответила давно: гений и злодейство – две вещи несовместные. Поэтому настоящее творчество не только не противоположно нравственности и совместимо с ней. Оно без неё немыслимо. Художественная литература – не нравоучение в самом прямом смысле слова. Но подлинный писатель лирой пробуждает чувства добрые, а не толкает к сомнительным идеям и поступкам.

Подлинные нравственные нормы – это нормы христианские, их нельзя свести к юридическим законам, придуманным людьми. Настоящие христианские ценности и идеалы вечны. Они не могут устареть или измениться. Заповеди верны и актуальны сегодня не меньше, чем века назад. И то, что построено на христианских ценностях, тоже не теряет актуальности. Потому и нисколько не устареют ни жития святых, написанные во времена Древней Руси, ни «Капитанская дочка» Пушкина, ни «Лето Господне» Шмелёва.

Юридический закон может быть изменён по самым разным причинам: что-то устарело и ушло из жизни, изменились реалии и так далее. Нравственные же нормы не меняются из-за того, что сейчас другой век. Воровство по-прежнему остается воровством, разврат развратом, а милосердие милосердием. И пытаться сделать вид, что с изменением каких-то жизненных реалий воровство перестало быть преступлением, а разврат – следованием порочным склонностям и желаниям, значит, обманывать себя и других. А создавать произведения, где романтизируются разврат и воровство, – это звать за собой на ложный, опасный, тёмный путь множество потенциальных читателей, в том числе юных.

Подлинная русская литература немыслима без милосердия, доброты, любви к родной земле, уважения к предкам и их памяти. Подчеркну: и в прошлом, и в нынешнем веке подлинная литература никуда не пропала. И Издательский совет Русской Православной Церкви делает очень много, чтобы поддерживать интерес к современной книжной культуре.

ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Патриаршая литературная премия – 2023

Уже совсем скоро, 31 мая, в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя состоится избрание и награждение лауреатов XII сезона Патриаршей литературной премии. Среди номинантов этого года два автора из Минска: прозаик Вячеслав Бондаренко и поэт Анатолий Аврутин, а российскую литературу представляют публицист протоиерей Владимир Вигилянский, историк Александр Дворкин, поэты Светлана Кекова и Геннадий Иванов, а также прозаики Алексей Солоницын, Игорь Смолькин и Валерий Хайрюзов.

Всех этих писателей объединяет верность лучшим традициям русской литературы. И нам бы очень хотелось привлечь внимание читателей к их именам. Собственно, в этом и есть главная задача Патриаршей литературной премии, которая была учреждена Святейшим Патриархом Кириллом в 2009 году. Желаю всем её номинантам помощи Божией, а современных читателей настоятельно призываю обратить внимание на имена этих авторов. Их труды – это всегда очень интересное, а главное, вдумчивое чтение.

МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ