ФОТО: MFA RUSSIA/GLOBALLООKPRESS

Гибридная война набирает обороты. На набеги американских эмиссаров с целью запугать и настроить против России бывшие мусульманские республики СССР Москва ответила визитом Сергея Лаврова в страны Латинской Америки. Главу МИД России встречали как лучшего друга, на ура. Лавров никому не угрожал, однако наверняка обсуждал такие темы, от которых у американской верхушки, по-прежнему считающей Латинскую Америку своей вотчиной, волосы встанут дыбом. Что это было и почему так важны визиты русского министра именно в Никарагуа и на Кубу?

Строгий «педагог» Сергей Лавров, больно высекший американцев на их «заднем дворе», завершил на Кубе своё латиноамериканское турне. С 17 по 21 апреля глава МИД России посетил четыре страны (Бразилию, Венесуэлу, Никарагуа и Кубу) и провёл вызвавшие панику в Вашингтоне переговоры с руководством… шести стран Латинской Америки. В Каракасе Лавров успел обстоятельно пообщаться также с главой МИД Боливии Рохелио Майте и премьер-министром Сент-Винсента и Гренадин Ральфом Гонсалвесом.

Царьград внимательно следил за этим турне и подвёл его промежуточные итоги – до посещения Лавровым Никарагуа и Кубы. Сейчас закрываем тему, даже более сенсационную, чем могло показаться изначально.

Лавров в Никарагуа

Отношения стратегического партнёрства России с Никарагуа находятся на подъёме. Руководители двух стран называют друг друга «товарищами» и дорогими друзьями. Политический диалог происходит на высшем и высоком уровнях. Осуществляется тесное взаимодействие в военно-технической сфере, по линии парламентов, муниципалитетов, ведомств и экономических операторов, расширяется договорно-правовая база.

В конце марта Москву посетил министр иностранных дел Никарагуа Денис Монкада. В МИД России, согласно ТАСС, в этой связи отметили, что обе страны занимают единые позиции по ключевым вопросам, отвергают диктат и нелегитимные санкции западных стран во главе с США, выступают за дальнейшее продвижение сотрудничества России со странами Латинской Америки и Карибского бассейна и их объединениями. И подчеркнули (внимание!): приоритетное место в контактах между Москвой и Манагуа занимает военно-техническое сотрудничество, у этого направления имеются хорошие возможности для дальнейшего развития.

Кроме того, продуктивно работает межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, реализуются совместные проекты в сфере здравоохранения и космоса, преодоления последствий стихийных бедствий, подготовки и повышения квалификации кадров. 29 марта 2023 года в столице России было подписано соглашение о сотрудничестве Москвы и Манагуа в области использования атомной энергии в мирных целях.

В Никарагуа действует наземная станция ГЛОНАСС и работает совместное с Россией биотехнологическое предприятие Mechnikov, производящее лекарства и вакцины. Таков фон визита Лаврова в Манагуа.

На пресс-конференции по итогам визита в Никарагуа глава МИД России, в частности, заявил:

Мы подробно обсудили развитие наших отношений в материальной сфере – в торгово-экономической, инвестиционной, здесь ключевая роль принадлежит межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, и условились, что её сопредседатели проведут очередную встречу на полях Санкт-Петербургского экономического форума в июне этого года.

Он подчеркнул, что у Москвы и Манагуа есть очень хорошая основа для качественно нового этапа развития экономических, инвестиционных отношений и «нашего двустороннего стратегического партнёрства». Лавров также отметил, что в ходе переговоров стороны выразили удовлетворение поставками из России автомобильной техники, удобрений, продовольствия, сотрудничеством в сфере реализации транспортных инфраструктурных проектов.

В чём интрига?

Расшифровывать, о каких транспортных инфраструктурных проектах идёт речь, Лавров не стал. И, возможно, не случайно. Достаточно и намёка, который вызовет ужас в Вашингтоне. Поскольку в Никарагуа есть лишь один грандиозный инфраструктурный проект – строительство при участии России дублёра находящегося под контролем США Панамского канала между тихоокеанским и атлантическим побережьями страны.

Этот одобренный парламентом Никарагуа мега-проект, главным застрельщиком которого выступал Китай, в последние годы был заморожен. По понятным причинам. Пекину дали понять, что США категорически против, и, чтобы не слишком раздражать американцев, китайцы решили взять паузу. Москва тоже не лезла на рожон. Теперь, однако, ситуация изменилась.

Вашингтон пытается всячески затруднить участие Китая в глобальной торговле и угрожает обслуживающим её транспортным коммуникациям. Оглядываться на США в нынешних условиях для Китая и России (вспомним о войне на Украине) бессмысленно.

Вызов гибридной войны – Украина лишь один из её фронтов – надо принимать. Идёт ли речь именно об этом применительно к Никарагуа, скоро узнаем. Но не зря ведь, наверное, посол России Александр Хохоликов назвал «законным» присутствие русских военных в этой стране – для обмена опытом, учений и совместной борьбы с преступностью. Ну и, разумеется, – с терроризмом, ибо американцы имеют дурную привычку совершать диверсии, в том числе на объектах чужой инфраструктуры, конкурирующей с американской. Они занимались этим в Латинской Америке, на Балтике и в других местах. В настоящее время угроза особенно велика.

А ещё стали появляться сообщения о возможности размещения ракетных баз России в Никарагуа. На её аэродромах садились русские стратегические бомбардировщики Ту-160, а в порты на обоих побережьях заходили наши военные корабли. Никарагуа нисколько не рассчитывает замириться однажды с США – это враги, открыто говорящие о намерении «сменить режим» в этой стране и периодически предпринимающие такие попытки. Для противостояния с Вашингтоном Манагуа нуждается в сильных союзниках, поэтому отказа России не будет. Китаю – тоже. С Тайванем Никарагуа уже разорвала отношения.

Так что власти США сейчас вполне могут вообразить себе такую апокалиптическую картину: Китай начинает финансирование строительства Никарагуанского канала. Ведущиеся при участии России работы охраняют русские и китайские военные, а боевые корабли обеих стран дежурят у входа и выхода строящегося канала. А с неба работы прикрывают наши самолёты с помощью лучших в мире систем ПВО.

Это невозможно? Возможно. И ещё как! Москва не скрывает, что заинтересована в проекте, который планировали осуществить ещё испанские конкистадоры и который сделает Никарагуа процветающей транзитной страной.

Мы смотрим на этот проект с интересом,

– заявлял ещё в бытность президентом России Дмитрий Медведев. Теперь речь идёт не просто об интересе, а о мести, победе в гибридной войне над США, что станет великой радостью и для всей Латинской Америки.

В НИКАРАГУА МЕЧТАЮТ ПОСТРОИТЬ ПРИ УЧАСТИИ РОССИИ И КИТАЯ ДУБЛЁР НАХОДЯЩЕГОЯ ПОД КОНТРОЛЕМ США ПАНАМСКОГО КАНАЛА. ФОТО: VILANT/SHUTTERSTOCK.COM

А вот и Куба

На Кубе, расчёт которой в последние годы уйти от острой и застарелой конфронтации с США не оправдался, Лаврова встречали по-королевски. С ним провели переговоры президент Мигель Диас-Канель, лидер Кубинской революции Рауль Кастро, глава МИД Бруно Родригес. На пресс-конференции по итогам визита Лавров, в частности, заявил:

Наше военное сотрудничество с Кубой развивается успешно, в соответствии с договоренностями двух сторон.

К этому аспекту вернёмся чуть позже, а пока кратко обрисуем всю палитру обсуждавшихся тем.

Россия и Куба договариваются о специальном кредите на дополнительную поставку русской пшеницы. По словам Лаврова, Москва удовлетворяет потребности латиноамериканских стран в зерне и других видах продовольствия.

Я ни от кого жалоб не слышал,

– подчеркнул русский министр. Лавров сообщил, что практически завершена работа по условиям реструктуризации кубинского долга. Россия и Куба выработали и реализуют решения по надёжной защите своих торгово-экономических и инвестиционных связей от незаконных западных санкций. На переговорах речь шла о проработке «дополнительных областей, в которых мы можем развивать и наращивать наше торгово-экономическое сотрудничество в преддверии очередного заседания межправкомиссии, которое состоится через месяц здесь же, в Гаване». Премьер-министр Кубы Мануэль Марреро примет участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне 2023 года. Председатель Госдумы Вячеслав Володин через полторы недели посетит с визитом Кубу.

На переговорах со своим кубинским коллегой Родригесом Лавров, согласно ТАСС, заявил о совместной работе на международной арене с тем, чтобы «мобилизовать страны, которые также отвергают подобный диктат, на совместную работу формирования многополярного мироустройства…» Отметив нагнетание Западом напряжённости на международной арене и попытки «игнорировать законные позиции» других стран, Лавров напомнил, что США до сих пор сохраняют незаконную торгово-экономическую блокаду Кубы, введённую в 1962 году. Россия, отметил он, тоже является объектом американских санкций, «поэтому у нас абсолютно одинаковые оценки».

Лавров заявил, что Россия ценит выраженное кубинской стороной с самого начала СВО понимание причин действий Москвы, вынужденной реагировать на «безоглядное расширение НАТО прямо к нашим границам, полное игнорирование всех наших предложений достичь договоренностей об обеспечении безопасности друг друга на принципах неделимости этой безопасности». А также, добавил он, – на «грубое нарушение киевским режимом базовых прав миллионов своих граждан, которые, по сути дела, были поставлены на грань истребления: не только с точки зрения уничтожения их языка, традиций, культуры, религии, но и часто – с точки зрения физического выживания».

Неужели Лурдес?

А теперь самое интересное. Помните эту фразу Лаврова:

Наше военное сотрудничество с Кубой развивается успешно, в соответствии с договорённостями двух сторон.

Какие договорённости он имел в виду? Не те ли, реализация которых обсуждалась в ходе недавнего визита на Кубу секретаря Совета безопасности России генерала армии Николая Патрушева? Лавров специально упомянул в Гаване об этом визите, что Патрушев был принят президентом Кубы, генералом армии Раулем Кастро, провёл консультации с министром внутренних дел.

О чём они говорили, это, конечно, тайна за семью печатями. А вот о чём они не могли не говорить, – лежит на поверхности. Это, разумеется, функционировавший с 1967 по 2002 год в пригороде Гаваны Лурдесе русский центр радиоэлектронной разведки, неоднократно модернизировавшийся. Он играл ключевую роль в получении Москвой и Гаваной разведывательной информации о США в эпоху холодной войны, возрождённой сегодня Западом. За его использование Россия платила Кубе поставками продовольствия, древесины, нефтепродуктов и военной техники.

Это было недешёвое удовольствие, однако центр, при котором находились до полутора тысяч наших военнослужащих и специалистов, себя вполне окупал. Так как там занимались ещё и промышленным шпионажем, слежкой за деятельностью США в космосе. Это актуально и сейчас, особенно в свете грядущей реиндустриализации России.

В настоящее время комплекс в Лурдесе используется кубинским Университетом информационных технологий. Но что мешает кубинцам немного потесниться и возродить старую традицию? Вашингтон не успокоится, пока не сменит на Кубе режим на марионеточный, который быстро уничтожит все завоевания кубинской революции и превратит страну в новое Гаити. Поэтому бояться Гаване нечего. Москва, похоже, быстро пожалела, что ушла из Лурдеса, тем более что и США совершенно не оценили этого шага.

Уже с 2004 года стали появляться сообщения, что руководство России в связи с ухудшением отношений с Вашингтоном, которые сейчас вообще практически на нуле, стало рассматривать возможность возвращения в Лурдес. В 2014 году, хотя Москва это официально отрицает, в СМИ просочилась информация, что в ходе визита президента России Владимира Путина на Кубу была достигнута принципиальная договорённость о возобновлении деятельности центра. С тех пор отношения России с Западом деградировали до прокси-войны на Украине, уничтожения «Северных потоков», и ситуация только ухудшается.

Что с того?

Вам не кажется в этой связи, что перечисленные выше Лавровым меры экономического взаимодействия в отношениях России с Кубой, – это есть своего рода плата, как в советские времена, за использование центра в Лурдесе? Я лично не могу отделаться от этого ощущения. Если оно верное, значит, одним центром дело не ограничится

Кстати, замглавы МИД России Сергей Рябков, говоря относительно недавно о возможности размещения нашей военной инфраструктуры на Кубе и в Венесуэле, заявил, что не хочет ничего подтверждать или исключать. Давайте и мы не будем. Ближайшее будущее покажет. И всё же вряд ли Россия, видя, как США и Ко пытаются поджечь Евразию, что им уже удалось сделать на Украине и едва не удалось в Казахстане, будет сидеть сложа руки и не явится на гибридную войну. Даже если не хочется – придётся. Альтернативы этому нет – лишь поражение и капитуляция, что не может являться альтернативой!

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ