Ровно 166 лет назад, 26 февраля 1857 года, в Индии впервые зафиксировали слух о новых патронах, хранящихся в упаковке, пропитанной свиным и коровьим жирами. Случилось это в 34-м Бенгальском полку сипаев — туземной пехоты, состоящей как из индусов, так и из мусульман.

Речь шла о новой более современной дульнозарядной винтовке «Энфилд», которая шла на смену знаменитой «Бурой Бесс («Браун Бесс»), лучшей винтовке XVIII века, которая и помогла установить владычество Британии во всех ее колониях, но к средине века XIX морально и технически устарела и заменялась новым оружием.

И вот среди сипаев пошел слух, что патроны к винтовке «Энфилд», которые следовало разрывать зубами, были пропитаны смесью говяжьего и свиного жиров: а по вере первое было недопустимо для индуистов, а второе – для мусульман. Корова была священным животным, а свинья – нечистым, харамным.

На самом деле бумага в основном обрабатывалась смесью пчелиного воска и знакомого индийцам топленого масла гхи или же бараньим жиром. Но сипаи обоих религий англичанам не поверили. Да и не могли поверить, потому что обстановка в Индии тогда уже была «беременна» бунтом, который и вылился в восстание уже в апреле 1857 года. Индийская империя Великих Моголов, формальных правителей страны, доживала последние дни, ее предводителю Бахадур Шаху II было 82 года, и он уже не мог ничего сделать для сдерживания погрязшей в коррупции, мздоимстве и прочих злоупотреблениях властью Ост-Индской компании, которая от имени Лондона и королевы Виктории тогда и управляла Индией.

На службе Ост-Индской компании и находились более 300 тысяч сипаев – туземцев, которых британцы набрали в войска, всему своему обучили и всем вооружили. И с помощью которых не только поддерживали порядок и повиновение многочисленного местного населения в огромной разноплеменной и разноконфессиональной стране, но и проводили многочисленные колониальные захватнические войны в регионе.

Для местных – что индусов из высших каст кшатриев и брахманов, что мусульман, дворян и недворян, которые теряли работу и статус при дряхлеющей империи Великих Моголов – наем в сипаи, военное сословие, был выходом из плачевного состояния и тем, как сейчас сказали бы, социальным лифтом, который обеспечивал и заработок, и политико-общественный статус.

Однако появление таких военных прослоек и целых каст в человеческой истории и в разных странах свидетельствовало: они могли восстать и посягнуть на верховную власть, как только ущемлялись какие-то, в основном материальные или социально-нравственные интересы и устои. При упадке центральной власти. Преторианцы в Древнем Риме свергали законных императоров и ставили своих. Мамлюки в Древнем Египте даже создали почти на 300 лет свой Мамлюкский султанат. Янычары в Турции свергали султанов и делали правителями тех, кто им нравился. В последний раз они в 1808 году привели к власти султана Махмуда II, который, понимая, кому он обязан, укрепил власть и первым делом 1826 году полностью вырезал янычар с помощью других частей армии и населения.

Да что там Африка и Восток! В России созданная Петром I гвардия на протяжении почти 100 лет в «галантном» и блистательном XVIII веке приводила к власти двух императриц – Елизавету и Екатерину II, а также императора Александра I.

И средине XIX века сипаи решили избавиться от Ост-Индской компании и британцев. И попросили престарелого Великого Могола Бахадура Шаха II взять всю полноту власти в свои руки. Тот согласился. Но за почти два года восстания британцы победили, подавили «первую борьбу Индии за независимость» (так это восстание сейчас иногда именуют) и расстреляли двух сыновей и внука незадачливого правителя.

Однако восстание сипаев имело и другое последствие: после его разгрома английским парламентом был принят Акт о лучшем управлении Индией, согласно которому Ост-Индская компания с 1858 года передавала свои административные функции британской короне, а ее войска переводились на службу престолу. Власть Моголов окончательно упразднялась, а в 1874 году была ликвидирована и сама Ост-Индская компания. И в 1876 году королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. До появления там Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру уже в ХХ веке.

Восставших же сипаев наказывали, расстреливая из пушек. Так циничные британцы тоже примиряли мусульман и индусов в посмертном будущем – тела разрывало, и ни индусы, ни мусульмане не могли свершить над ними надлежащие погребально-поминальные мероприятия. Вот так вот по-британски и называлось «чтобы никого не обидеть»…

А напомнил я об индийских восставших сипаях потому, что нечто похожее на тогдашние события в Индии сейчас происходит в Украине. Тамошняя власть президента Владимира Зеленского в процесс неоколонизации страны коллективным Западом во главе с США становится все более формальной, исполняющей приказы извне, от внешних кураторов и спонсоров, а ВСУ все больше и больше становятся «украинскими сипаями» – армией на службе не Украины и ее интересов, а этих вот западных кошельков, которые дают деньги, оружие, статус и заставляют воевать с Россией. Сейчас в Украине самый надежный заработок и самые надежные рабочие места – служба в армии. Но там же – и гарантированная смерть на поле боя. Потому что западные спонсоры приказали – вести войну до последнего украинца. И власть Зеленского ее ведет.

Но самое страшное – не только это истребление украинцев, но и то, что они, украинцы, не бунтуют. Даже если и случаются инциденты с выступлением против командиров и начальства или дезертирство, то связано все это не с нежеланием воевать и убивать, а всего лишь с недостаточным обеспечением. То есть с нехваткой патронов, оружия, снаряжения, техники, в конце концов, зарплат.

Спецвоенная операция (СВО) России по приведению Украины в антинеонацистское состояние длится уже больше года, но просвета в войне не видать. Украина катится в состояние неоколонии, а ее армия продолжает умирать за это. Слухи же о том, что в армии зреет недовольство и что она готова стать чем-то вроде украинских сипаев и возвысить свой голос за будущее Украины и за свое мирной будущее, остаются, увы, лишь либо слухами, либо разрозненной информацией, цена которой – копейка в базарный день, как говорится.

Например, 2 февраля 2023 года офицер Народной милиции Луганской народной республики (ЛНР) подполковник в отставке Андрей Марочко, как передает интернет-ресурс Ura.ru, заявил, что украинские военные стали переходить на сторону России. Более того – изъявлять желание воевать против Киева, что может очень помочь российским войскам. В той же денацификации и демилитаризации Украины. По его словам, многие украинцы-солдаты, увидев то, что происходит на линии соприкосновения, хотят взять оружие и «идти уже в обратном направлении, на Киев».

Однако сам же Марочко рассказал: «Сейчас это реальный шанс для украинских военнослужащих остановить все то, что происходит, и даже сохранить себе жизнь, поскольку их бросают, словно в мясорубку». И в этих словах главное: желание сохранить свою жизнь, а не освобождать свою страну от неонацистов движет сдающимися в плен. Но и в плену они не хотят воевать против неонацистского Киева. Из них не создаются подразделения раскаявшихся и осознавших бедственное положение Украины добровольцев, готовых умирать за обновление Родины. И это самый печальный, даже прискорбный факт.

Не особо много желающих сохранить обновленную Украину и среди жителей так называемых новых территорий» – Запорожья и Херсонской области. Если население Донбасса (ЛДНР) воюет за российский статус на фронтах СВО, то на двух других территориях только создан батальон имени Павла Судоплатова, который сейчас насчитывает порядка 600 человек и только первая рота его полностью подготовлена к боям.

Эти данные 22 февраля сего года обнародовал врио губернатора Запорожья Евгений Балицкий. Он и рассказал, что в Запорожской области батальон ежемесячно пополняется на 150 человек и что первая рота уже участвует в боях, а вторая и третья роты сейчас проходят боевое слаживание и в ближайшее время тоже отправятся на передовую. В эфире телеканала «Россия 24» Балицкий поведал: «Первая рота – 144 человека – сейчас находится на линии боевого соприкосновения. Уже получила боевое крещение. Слава Богу, все живы. Один есть «трехсотый», но он «небоевой» – человек сломал ногу. …Если говорить о том, какое у нас сегодня пополнение, то в месяц порядка 150 человек к нам приходят добровольцев. Это и сербы, есть и турки, скандинавы, есть люди, которые отслужили даже в ЧВК «Вагнер». Вот и все «украинские сипаи».

А ведь в годы Великой Отечественной войны на территории СССР из пленных и беженцев создавались национальные части из поляков, чехов и словаков, которые влились в Красную армию и били гитлеровцев. Были французский полк «Нормандия – Неман», югославский сухопутный батальон Марко Месича, созданный из уцелевших в Сталинградской битве бойцов Хорватского легиона.

Известно также, что уже 25 июня 1941 года вблизи Киева приземлился немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88» из второй группы немецкой 54-й эскадры, а его экипаж в составе четырех человек решил перейти на сторону Красной Армии. Все четверо не хотели воевать против жителей СССР и, будучи отправленными на задание, сбросили все бомбы в Днепр, приземлились недалеко от Киева и сдались встреченным крестьянам. А потом все подписали обращение «К немецким летчикам и солдатам», в котором призвали: «Братья летчики и солдаты, следуйте нашему примеру. Бросьте убийцу Гитлера, переходите сюда, в Россию!».

Сотни немцев из числа пленных и перебежчиков работали в антифашистском комитете «Свободная Германия». И один из них – граф Генрих фон Эйнзидель, по матери правнук самого Отто фон Бисмарка. Он тоже попал в плен и в 1943 году составил открытое письмо, где процитировал слова прадеда: «Никогда не ходите войной на Россию».

В конце войны против Гитлера повернули свое оружие румынская и болгарская королевские армии, до того союзники нацистов и фашистов.

В современной Украине с этим, как видим, не густо. Ее ВСУ пока не разгромлены. Но слава Богу, хоть кто-то освобождающийся от скверны все же есть. И хочется только верить, что процесс отрезвления в ВСУ пошел.

Владимир Скачко