ФОТО: PETROV SERGEY/GLOBALLOOKPRESS

Реджеп Тайип Эрдоган нашёл лазейку в санкциях ЕС. Многоходовку России и Турции раскрыл политолог Андрей Перла. Он объяснил, почему Москве важно сохранять партнёрские отношения с Анкарой, несмотря на то что дружбы между нашими странами нет.

Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган на днях провёл публичную встречу с руководителем Минюста страны Йылмазом Тунчем и в присутствии прессы озвучил сенсационную новость, указал политический обозреватель телеканала Царьград Андрей Перла в эфире программы «Скрытые смыслы».

Президент сообщил о рейде, который проходил в столичных полицейских участках. Результатом стал арест порядка 500 правоохранителей. Их подозревают в организации военного госпереворота.

Это означает, что заговорщики планировали скинуть легитимного президента. И Эрдоган также намекнул, что понимает, как, впрочем, и вся страна, кто является заказчиком этого провалившегося путча. Никаких имен, однако, он так и не назвал.

Андрей Перла в прямом эфире «Первого русского» рассказал, почему турецкого лидера хотят скинуть, и объяснил, как это затрагивает интересы России.

Ещё одна сенсация от Эрдогана

Возникает соблазн обвинить во всём ЦРУ: дескать, власти США хотят свергнуть Эрдогана и устроить в стране демократическую революцию, чтобы жёстче поставить её в стойло НАТО.

Но если внимательнее посмотреть на ближневосточный театр военных действий, то обнаруживается, что, наверное, прямо сейчас американцы если и виноваты, то косвенно, а прямо виноваты другие люди,

– предположил эксперт.

Так, политолог заметил странное совпадение, если это, конечно, совпадение. Он обратил внимание на то, что предшествовало попытке госпереворота в Турции:

Буквально за два дня до того, как она произошла, Эрдоган сделал очень шокировавшее всех на Ближнем Востоке заявление. Он сказал, что тысяча боевиков ХАМАС, раненных в Газе, сейчас лечатся в Турции. Подчеркнул, что гордится этим и считает правильным. Более того, он принял у себя как равного, как руководителя государства одного из лидеров ХАМАС, хотя эту организацию никто — ни Анкара, ни Москва, ни кто-либо ещё в мире – официально государством не считает.

Кроме того, не так давно Эрдоган ввёл торговые санкции против Израиля, обрубив поставки турецких товаров в страну на сумму около 100 миллионов долларов. Это не очень много и израильская экономика не рухнет, но со стороны Анкары это был явный политический жест.

Дело в том, что на Ближнем Востоке происходит борьба за лидерство в масштабах этой огромной территории, этого десятка стран. Турция занимает очень странное положение в мусульманском мире. Турки, конечно, сунниты. Но они не арабы. И арабские страны, помня о том, как угнетали их османы во времена величия Османской империи, не хотели бы признавать лидерство турок в мусульманском мире точно так же, как они не хотят признавать лидерство персов, то есть Ирана. Но коль скоро у мусульманского мира сейчас есть один главный враг, с которым никак не удаётся справиться (и речь о Тель-Авиве), а Турция занимает бескомпромиссную позицию по поддержке мусульман Газы и против Израиля, именно Анкара вырывается вперёд в этом соревновании,

– констатировал Перла.

АНДРЕЙ ПЕРЛА ПРЕДПОЛОЖИЛ, ЧТО ЕСЛИ США И ПРИЧАСТНЫ К ПОПЫТКЕ СВЕРЖЕНИЯ ЭРДОГАНА, ТО ЛИШЬ КОСВЕННО. ОН УКАЗАЛ НА НЕОДНОЗНАЧНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТУРЦИИ В БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ. ФОТО: ЦАРЬГРАД

«Что с того России?»

Обозреватель Царьграда отметил, что Анкару вряд ли можно назвать другом России, но партнёрство с ней нам чрезвычайно выгодно, потерять эти отношения сейчас стало бы ударом для нашей страны как с экономической, так и с политической точки зрения.

Что с того России? Почему мы вообще это обсуждаем? Почему это для нас важно? А это для нас важно по целому ряду обстоятельств. Во-первых, у нас военная база в Сирии, она там не потому, что нам ужасно приятно её там иметь, а потому, что влияние на Ближнем Востоке, в нефтеносном регионе, для России жизненно важно – это действительно зона наших приоритетных интересов,

– пояснил политолог.

Во-вторых, Турция расширяет своё влияние в Закавказье, она стремится быть сильнее, чем Россия, в Грузии, в Армении и, само собой, в Азербайджане.

Мы не можем не наблюдать самым внимательным образом за тем, что там происходит. В-третьих, мы никак не должны позволить, чтобы нашего партнёра, который и сам рассматривает взаимоотношения с Россией как жизненно важные, скинули и поставили на его место марионетку, которая займётся тем, что последовательно будет Турцию от России отрывать, наши отношения портить, воевать, возможно, с нами в Сирии,

– указал Перла.

СИРИЯ. ФОТО: HUMMAM SHEIKH ALI/GLOBALLOOKPRESS

И снова не совпадение?

Есть и ещё одно обстоятельство. Турция является одним из ключевых участников схем параллельного импорта и серого экспорта, способствующих ввозу в Россию всех необходимых товаров, которые пока не удаётся заменить отечественными, и продолжает зарабатывать на своих поставках вопреки санкциям.

Буквально в тот же день, когда и Эрдоган выступил с заявлением о попытке переворота (это, конечно, совпадение, хотя и очень характерное), европейские информационные агентства стали друг друга цитировать: мол, огромный, самый большой на Средиземном море танкер с грузом газойля, то есть бензиново-дизельной смеси, из Турции пришёл в Грецию. Там разгрузился, и эта смесь пошла по всей Европе,

– обратил внимание эксперт.

Это импортный товар, Европа сама в таком количестве топливо не производит. Формально по бумагам это турецкий экспорт через Грецию в Евросоюз. Понятно, что Эрдоган нашёл лазейку в санкциях ЕС. Политолог раскрыл многоходовку России и Турции:

И все СМИ, начиная с Bloomberg, подчёркивают, что всё законно. При этом, пишут они, у нас, мол, нет никаких подтверждений этому, но на самом деле это русская смесь, которую Эрдоган, используя лазейки в европейских санкциях против России, перепродаёт в ЕС. И Турция, отмечает западная пресса, является стратегически важным хабом для поставок русского топлива в Европу, которых формально как бы нет, потому что действуют санкции.

РЕДЖЕП ТАЙИП ЭРДОГАН. ФОТО: KREMLIN POOL/GLOBALLOOKPRESS

В реальности же, как утверждается в СМИ, ЕС уже заплатил Москве только в текущем году 3 миллиарда евро за эти поставки через Турцию, и совершенно непонятно, что с этим делать.

Потому что если это совсем прикрыть, то на чём, простите, машинки будут ездить? И на чём теплостанции будут работать? А если не запретить, то понятно, что де-факто будет продолжаться обход санкций против русской нефти и в особенности против русских нефтеперерабатывающих заводов. Обход при молчаливом согласии самого Брюсселя. Это ответ на вопрос о том, почему для нас на самом деле очень важна позиция президента Турции Эрдогана и почему для нас было бы неприемлемо, если бы в результате вооружённого переворота кто-то его сверг,

– подчеркнул Перла.

Он также ответил на популярные комментарии, которые интернет-пользователи оставляют к программам:

Часто пишут: неужели вы считаете, что Турция нам друг? Ещё раз подчеркну: мы так не считаем. Турция – друг самой себе. Эрдогану не так важно, хорошо ли русским или нет. Ему хочется, чтобы хорошо было туркам, а для этого ему очень удобно быть передаточным звеном между частью русского экспорта и остальным миром. Он не «про дружбу», он «про деньги». Но в тех моментах, которые я перечислил, наши с Турцией интересы совпадают, Россия тоже является бенефициаром, поэтому и мы в данном случае думаем в первую очередь о себе, а не об Анкаре.

Подробнее о несостоявшейся попытке свержения Эрдогана – в видеоверсии программы «Скрытые смыслы».

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА