На улицах Ясиноватой, находящейся под регулярными обстрелами ВСУ, почти не видно людей, а некоторые микрорайоны и вовсе безлюдные. Так, к примеру, средь бела дня мы полчаса бродили по дворам в районе улиц Орджоникидзе и Школьная, не увидев даже намека на проживание там людей. А вот тот факт, что этот микрорайон не единожды подвергался украинским обстрелам, был совершенно очевидным: в пятиэтажках практически отсутствуют целые окна, балконы повреждены, а между домами – повсюду воронки от прилетов.

«Почему вообще нет людей?», – спрашиваем у возникшего на нашем пути парня. «Ну, так вы же слышите – стреляют! Пойдемте, посмотрите, почему их нет, я вам покажу», – отвечает.

Игорю – 41 год, он проживает в одном из здешних домов. Говорит, что большинство людей отсюда выехали, а оставшиеся выходят с утра за водой к колодцу или в ближайший магазин, единственный работающий на всю округу, после чего сидят либо в обстрелянных квартирах, либо в подвалах. В этих дворах, по его словам, есть и погибшие, и раненые.

«Вот здесь мина упала, несколько человек у колодца стояли, были раненые», – говорит.

Раньше водоснабжение в этих домах было – вода текла тонкой струйкой. Но после очередного обстрела вышла из строя подстанция, расположенная в районе железной дороги, поэтому немногочисленные жильцы пока что остаются без воды: аварийные службы устраняют последствия обстрела.

Возле колодца встречаем пожилую женщину. Татьяне Александровне – 73 года, раньше она работала дежурной по железнодорожному переезду, а теперь находится на пенсии. Живет одна, так как сын уехал из Ясиноватой еще до войны.

«Тяжело живем, – вздыхает пенсионерка. – Трудно говорить, я не могу… Почти все выехали, а мне некуда уезжать. И привыкаешь немножко: страшно, но живем, надеемся, всё думаем – вот подальше отойдут, будет легче…»

Подвал ее дома, в котором проживает всего лишь две семьи, не оборудован и слишком узкий, поэтому, по словам Татьяны Александровны, сейчас туда практически никто не спускается, хотя там есть и свет, и даже газ.

84-летняя Майя Михайловна проживает на соседней улице Школьная. Крепко, говорит, стреляют, вот ждала-ждала, чтобы пойти на рынок, выхожу – и опять как дало! Аж уши закладывает…

Раньше женщина работала товароведом, а сейчас – одинокая пенсионерка. В 2014 году квартира Майи Михайловны пострадала от обстрела, но к этому времени получилось ее отремонтировать. На данный момент жилье, к счастью, целое.

– Что бы вы сказали Зеленскому и украинским солдатам? – спрашиваем.

– Чтобы они уже сдались и получили то, что заслужили от Донбасса! – отвечает.

– А что они заслужили?

– Он заслужил высшую меру, я так считаю!

Слова женщины тонут в звуках очередной стрельбы. «Боже мой, пойдемте отсюда, а то на видном месте стоим!», – говорит Майя Михайловна. И мы расходимся, каждый в свою сторону. С мыслью, что Зеленский и иже с ним заслужили высшую меру наказания…

Оксана Шкода