ФОТО: ТИХОНОВА ПЕЛАГИЯ/АГН «МОСКВА».

Чиновники Минфина после испуга, который у них был от реакции общества на прошедшую пенсионную реформу, всё-таки решились и представили новый проект программы долгосрочных пенсионных накоплений.

По сути, «слуги народа» решили переложить ответственность за старость на самих граждан. Однако данный факт будет упакован в привлекательную обёртку: граждане смогут забрать у государства свои пенсионные накопления и перевести их в негосударственную систему пенсионного обеспечения. Сразу возникают как минимум три ключевых вопроса:

  1. Есть ли деньги у граждан, чтобы откладывать на свою старость?
  2. Кто гарантирует приемлемую доходность, которая покроет инфляцию?
  3. Надолго ли новые пенсионные правила, если предыдущие чиновниками с лёгкостью были отправлены в урну?

Если проанализировать проект, разработанный Минфином и ЦБ, то можно сделать следующие выводы: российские граждане смогут забрать и перевести свои «замороженные» накопления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Смогут продолжить формировать свою «подушку безопасности» в преклонном возрасте через свои добровольные взносы. Получить денежные средства человек сможет, выйдя на пенсию или долгосрочно, например, при серьёзных заболеваниях или потере трудоспособности.

«Слуги» подчёркивают, что участие в программе добровольное. Кроме того, предусмотрены фискальные стимулы. Например, налоговый вычет на их сумму до 400 тысяч рублей, а также ежегодное софинансирование в пределах 36 тыс. рублей. Государство готово гарантировать сохранность личных пенсионных накоплений граждан, включая доход от их инвестирования, но не более суммы в 2,8 млн руб.

Принципиальный момент во всей этой истории – это то, что пенсионные накопления становятся собственностью человека, а не государства. Речь идёт о весьма существенных денежных ресурсах. Так, по данным российского ЦБ, на конец прошлого года пенсионные накопления, которые были размещены в НПФ, составили более 3,1 трлн рублей. Кроме того, в ВЭБ ещё 2,2 трлн рублей так называемых молчунов. Чтобы реанимировать этот рынок – мотивировать к участию в новой пенсионной схеме человека, которого государство уже неоднократно, простите, надувало, необходимо приложить максимум усилий.

Главная проблема нового этапа пенсионной реформы – тотальное недоверие граждан к тем предложениям, которые инициируют чиновники. Однако и это не все. Даже если «слуги» смогут убедить народ российский в новой схеме пенсионных накоплений, открытым становится вопрос источников финансирования.

За минувшие десять лет реальные располагаемые доходы граждан падали. И эта проблема станет ключевой. При этом желание государства запустить новую систему накоплений очевидна – отечественной экономике необходимы длинные инвестиционные ресурсы, а пенсионные средства – это как раз самый оптимальный вариант. Новая пенсионная схема даст мощный стимул рынку госбумаг, однако эффективная доходность для потенциальных участников клиентов не столь очевидна. После того как НПФ заберут свою комиссию за управление активами, доходность может оказаться ниже инфляции. Если анализировать эти показатели за неполный 2022 год в НПФ, то чистые показатели доходности почти в три раза уступали инфляции. Доходность у «молчунов» была лучше, но также ниже даже официальной инфляции. Причина – консервативные портфели инвестирования и неразвитость этого сегмента российской экономики.

Более того, после зачистки рынка негосударственных пенсионных фондов на нём практически нет конкуренции, что моментально сказывается на доходности. Необходимо, на мой взгляд, расширить перечень тех игроков, кто сможет предложить новые финансовые планы для тех, кто готов формировать свои пенсионные накопления. Это могут быть банки, страховые и управляющие компании. Однако прежде чем реализовывать новый этап пенсионной реформы, необходимо исправить ошибки предыдущей – вернуть доверие граждан, а с этим сейчас, согласитесь, очень большие проблемы.

ЮРИЙ ПРОНЬКО