ФОТО:GROUND PICTURE/SHUTTERSTOCK.COM

Всем сегодня ясно, что в зоне СВО совсем скоро начнётся большое наступление. ВС России перехватывают инициативу, несмотря на сопротивление врага. Но дальше, уверен генерал Липовой, нас ждут куда более серьёзные события.

Главной темой последних дней остаются кадровые назначения, произведённые в Минобороны России. Командующим группировкой войск назначен генерал армии Валерий Герасимов. Эксперты отмечают, что это решение серьёзно повышает статус спецоперации. Вторая ключевая тема – повышение призывного возраста в рамках срочной службы.

О сути кадровых перестановок в деталях мы уже рассказывали. Но напомним. Генерал Сергей Суровикин, главком Сухопутных войск генерал армии Олег Салюков и замначальника Генштаба генерал-полковник Алексей Ким назначены заместителями Герасимова.

В Минобороны увеличение уровня руководства СВО объяснили возросшим масштабом боевых задач и необходимостью более плотно координировать действия различных видов и родов войск.

Что касается идеи повысить призывной возраст, то с ней военное руководство выступило ещё в конце минувшего года. По словам парламентария Андрея Картаполова, предложенная в декабре 2022 года кампания по повышению призывного возраста в России может начаться уже в этом году.

Инициатива касается изменений в возрасте призывников – с 18–27 лет на 21–30 лет. Не исключается, что первые шаги в этой реформе могут случиться уже в рамках весеннего призыва.

Эти важные и, безусловно, взаимосвязанные темы в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с председателем президиума Общероссийской организации «Офицеры России» генерал-майором Сергеем Липовым.

Вспомните опыт Великой Отечественной войны

Юрий Пронько: Давайте начнём всё-таки с кадровых изменений. Согласны ли вы с мнением ваших коллег, которые говорят о том, что сейчас не просто повышается статус специальной военной операции, а мы уже находимся в преддверии серьезной активизации действий Вооружённых сил нашей страны по освобождению территории.

Сергей Липовой: Я полностью поддерживаю своих коллег, которые выразили и мою точку зрения об усилении командования группировкой, участвующей в СВО.

По опыту, который даёт нам история Великой Отечественной войны, мы знаем, что в канун больших наступательных операций на фронт всегда выезжали первые лица руководства Генштаба. Всегда создавалась оперативная группа, а все видные полководцы собирались в единую группу.

Всё это говорит о том, что наступает время решительных действий, которых ждёт всё наше общество. Поэтому с нашей стороны это поддерживается, с нашей стороны это приветствуется.

СЕРГЕЙ ЛИПОВОЙ: «ПО ОПЫТУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ МЫ ЗНАЕМ, ЧТО В КАНУН БОЛЬШИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ФРОНТ ВСЕГДА ВЫЕЗЖАЛИ ПЕРВЫЕ ЛИЦА РУКОВОДСТВА ГЕНШТАБА».

Когда это начнётся? Не будем загадывать – завтра или послезавтра. Но все признаки говорят о том, что в наступление наши пойдут в ближайшее время, как только позволят погодные условия. Потому что в данной ситуации погода тоже влияет на ход ведения боевых действий, особенно наступательного характера.

Не ведитесь на вбросы – против нас работает армия информационных диверсантов

– Противник неоднократно, даже с начала этого года, вбрасывал информацию о том, что со дня на день начнётся очередной этап мобилизации в России. Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что подобная информация вбрасывается через Telegtam-каналы и другие информационные ресурсы и не надо переоценивать значение этих сообщений.

На ваш взгляд, учитывая и кадровые изменения, и заявления представителей стран НАТО, и поставки тяжёлого вооружения, есть ли необходимость во втором этапе частичной мобилизации?

– Давайте сначала отделим мух от котлет. Мы говорим о вбросах, о возможной активизации, обо всём остальном. И самое главное, кто это делает.

Когда мы слышим заявления киевского режима о том, что не сегодня-завтра Россия начнёт наступать, понятно, что это делается для того, чтобы выклянчить очередную подачку со стороны Америки, со стороны НАТО, чтобы получать очередные транши, вооружение и так далее.

Боеприпасов им сегодня катастрофически не хватает. Но когда был занят Соледар, выяснилось, что у них там подвалы забиты боеприпасами и вооружением. И всё это они бросили и убежали.

Не надо забывать, что против нас работает целая армия информационных диверсантов, которые специально вбрасывают фейки с целью расшатывания нашего общества. В данной ситуации, я полагаю, надо больше доверять нашим официальным средствам массовой информации, чем соцсетям.

Соцсети – это информационная помойка, куда сливают информацию все, кому не лень. И не стоит этим публикациям придавать значения и принимать их за правду.

В 18 лет молодые люди ещё не сформировались как личность

– А что вы скажете о реформе, о повышении призывного возраста до 30 лет? Вы, как профессионал, понимаете, о чём идёт речь. Насколько это необходимо?

– Всё познаётся в сравнении. Я первый раз погоны надел в 17 лет и был уже тогда на голову выше подготовлен к серьёзным испытаниям, к службе в армии. Мне доверяли и вооружение, и боевую технику, в том числе и авиационную.

Сегодня молодёжь совсем другая. Это не те молодые люди, которые прошли советскую школу, советскую начальную военную подготовку. Их призывают в 18 лет, а они даже ботинки не могут правильно зашнуровать или форму надеть. И то, что сейчас возраст призыва хотят повысить, говорит о том, что специалисты принимают взвешенное решение, что они проанализировали все изменения, произошедшие за последние 15–20 лет.

Изменение законодательства говорит о том, что у нас введено очень много различного рода законов, которые зачастую не стыкуются между собой, идут вразрез с нашей жизнью, с жизнью нашего общества. Когда призывают в армию в 18 лет, то молодым людям иногда даже не дают окончить школу.

С чего началась дополнительная реформа призывного возраста? С понимания того, что когда юношу призывают в 18 лет, он ещё не сформировался как сознательный человек.

Когда призывают в 21 год, то это уже более подготовленный, имеющий жизненный опыт, которому можно доверять службу. А то, что сейчас идут разговоры ещё и об увеличении срока службы в армии, это тоже оправдано.

За год военнослужащий успевает один-два раза взять автомат в руки, раз пять стрельнёт из него. Он не успевает распаковать чемодан, как ему приходится собирать его обратно. Всё-таки опыт службы в советской армии говорит о том, что за два года можно подготовить солдата к ведению реальных боевых действий, как это показал Афганистан и другие точки локальных конфликтов. Теперь же боец ничего не успевает освоить, но уже демобилизуется. А сейчас этих солдат, которым сейчас по 25–30 лет, приходится учить заново в учебных центрах. Навыки полностью отсутствуют.

А верхняя планка призыва в 30 лет тоже понятна. К этому возрасту молодой человек успевает получить среднее или высшее образование, успевает сформироваться как гражданин, как личность. И армия получает более качественный состав, который после прохождения срочной службы сразу можно будет переводить на контракт.

Так что от всех этих реформ наша армия только выиграет, получив более качественный призыв и личный состав.

– Вы допускаете, что уже весной этого года, в весенний призыв, эти поправки могут вступить в силу?

– Да, я это допускаю. Потому что времени на раскачку у нас нет, у нас сейчас предвоенное положение. Поэтому нужно как можно быстрее начинать готовить солдат к возможным, не буду говорить к каким событиям.

Но все понимают, что мы стоим на пороге более серьёзных событий, которые сейчас происходят у нас в зоне проведения СВО. И все эти действия  предпринимаются уже с перспективой на будущее.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА