Движение наблюдателей за Кремлём (Кремлёвский дозор)[1] — это проект, который реализуется уже почти 3 года в рамках усилий по борьбе с российским пагубным влиянием и дезинформацией в Европе

Источник:  che-rehab.ru

Это одно из направлений деятельности чешского неправительственного института в защиту либеральной демократии «Европейские ценности», возглавляемый Якубом Джандой. Данный институт, в свою очередь, входит в европейский кластер неправительственной организации Института государственного управления с центром в Лондоне, занимающейся с 2017 года борьбой с российской дезинформацией под эгидой «Инициативы добропорядочности» (Integrity Initiatives)[2].

В тексте[3] вышедшем в ноябре 2022 года анализируются основные тенденции распространения дезинформации в Чешской Республики (ЧР) и выносятся политические рекомендации, основанные на передовой практике Эстонии и Дании.

Основные нарративы и кол-во упоминаний в чешских СМК:

— Украина – террористическое государство (7);

— Нацистская идеология широко распространена на Украине (6);

— Запад контролирует Украину в своих собственных целях (4).

В ЧР фейковые новости в основном распространяются в Facebook (запрещенной в РФ экстремистской организации), где существует множество групп, питающих пророссийские и антизападные настроения. Дезинформация, распространяемая в этих группах, обычно исходит от прокремлевских СМИ с чешским веб-присутствием, таких как Sputnik News, Aeronet и První zprávy.

Ключевой проблемой, по мнению экспертов, является отсутствие образования в области медиаграмотности (media literacy) в чешских начальных и средних школах, которые не готовят учащихся к критической оценке получаемой ими информации.

Противодействие дезинформации

Стимулирующие мероприятия

Направлены на «повышение компетентности людей в принятии собственных решений». С этой целью следует повысить: дошкольное образование, критическое мышление, медиаграмотность и информационную грамотность.

Подталкивающие меры

Подталкивание — любой аспект архитектуры выбора, который предсказуемым образом изменяет поведение людей, не запрещая никаких вариантов или существенно не изменяя их экономические стимулы[4].

Подталкивание легко реализовать в социальных сетях (например, Twitter теперь спрашивает людей, уверены ли они, что хотят сделать ретвит статьи, если они ее еще не читали), экономически эффективно и в основном ненавязчиво.

Разоблачение

Популярный подход к борьбе с дезинформацией заключается в развенчании заблуждений после того, как они уже распространились. В западном сегменте наиболее известные сообщества Snopes, FullFact, StopFake (так же координируется Integrity Initiatives) и др.

Автоматическая маркировка контента

Общие или конкретные предупреждения о содержании и ярлыки достоверности новостей.

Опыт Эстонии и Дании в противостоянии дезинформации

Эстония: повышение медиаграмотности, развитие стратегических коммуникаций и повышение осведомленности среди государственных должностных лиц.

В 2019 году было опубликовано и доведено до всеобщего сведения руководство по борьбе с информационными атаками, включающим:

а) Оценку угрозы;

б) Подробный общественный отклик (подать инфо под тем углом, под которым требуется);

в) Активная коммуникация (распространение и утверждение своей версии событий всеми доступными средствами коммуникации, включая ЛОМов и поисковой оптимизации запросов);

г) Ответный удар. Варианты: игнорировать (если только дезинформация не распространилась далеко, а воздействие невелико); сообщить в полицию, если были нарушены законы (можно использовать только в том случае, если вы уверены, что это произошло); удалить (следует делать только в том случае, если сообщение нарушило закон или правила платформы — это следует сделать, связавшись с платформой, если это возможно); обнаружить злоумышленника (если злоумышленник известен с уверенностью и потенциальный вред перевешивается потенциальным положительным воздействием).

Дания: важным шагом в борьбе с дезинформацией является (восстановление) доверия между местными и региональными властями и их избирателями. Создание местных демократий, путём вовлечения локальных сообществ в дискуссии и обсуждения проблем.

Заключение

Как в отношении угроз, так и в отношении борьбы с ними, чехи реализуют стандартный принцип формирования общеобязательного идеологического контекста. Объявляются темы-маркеры (Украина, фашизм, терроризм, нацизм и т.д.), затем происходит «разбор» о якобы искусственном происхождении данных сюжетов в информационном пространстве страны – т.е. «Кремлёвская пропаганда», а затем формируется отрицательное отношение обывателя к данным сюжетам. Эта конструкция соответствует ранее рассмотренной формуле: повестка – прайминг – фрейминг или говоря проще: о чём думать – как говорить – как думать[5]. Более того, темы-маркеры имеют ещё одну практическую функцию, входящую в арсенал противоборцев с «русским вмешательством в демократию», — это ментальная вакцинация западного обывателя. Инъекции нацизма, фашизма, украинства вводятся по чуть-чуть, дабы европейский обыватель вырабатывал естественный иммунитет к горькой правде.

Евгений Макаров, специально для News Front

[1] Kremlin Watch Program https://europeanvalues.cz/en/kremlin-watch-reports/ (проверено 3.01.2023)

[2] Briefing note on the Integrity Initiative https://syriapropagandamedia.org/working-papers/briefing-note-on-the-integrity-initiative (проверено 26.12.2022)

[3] Policy brief within kremlin watchers movement project https://europeanvalues.cz/wp-content/uploads/2022/12/REPORT_en_Policy_brief_within_Kremlin_Watchers_Movement_project_November_2022.pdf (проверено 6.01.2023)

[4] Талер Р., Санстейн К. (2018) Nudge. Архитектура выбора, М.: Манн, Иванов и Фербер

[5] Ментальная и когнитивная войны: вопросы определения, цели и средства https://news-front.info/2022/12/14/mentalnaja-i-kognitivnaja-vojny-voprosy-opredelenija-celi-i-sredstva/