Африка, похоже, становится невестой на выданье, выбирающей жениха из нескольких конкурентов

Источник фото: ic.pics.livejournal.com/mansch

Каждая страна, стремящаяся к глобальной политике, считает необходимым периодически проводить с Африкой ежегодные саммиты. Исторически случилось так, что США в африканской гонке несколько поотстали от Китая и России, не говоря уже о Японии и ЕС. В Белом Доме поняли этот недостаток и стремительно бросились навёрстывать упущенное впервые за 8 лет.

В середине декабря США собрали 49 африканских государств плюс один представитель Африканского союза под самым лучшим девизом: накормить, наконец, голодную Африку, протянуть туда интернет и сделать её жизнь богатой и счастливой. Это чем-то напоминает «Тайный Союз Меча и Орала», созданный якобы ради помощи бездомным детям, а на самом деле собиравший деньги для двух мошенников. Буквально так: продовольственная помощь США Африке «поможет гарантировать, что детям и семьям не придется ложиться спать голодными» (Д. Байден, президент США).

Если без иронии, США три дня обхаживали африканских представителей, чтобы банально пообещать им денег и посулить ввести их в приличное общество белых джентльменов (G-20), и даже принять одну из африканских стран (без уточнения, какую) в Совет Безопасности ООН – в случае, если он когда-нибудь будет реформирован – в обмен на их отказ от Китая и России.

Сюжеты Ильфа и Петрова про Нью-Васюки, обещание жениться на простодушной вдове и приглашение в гости одним из героев другого героя, причём, адреса приглашающий так и не назвал, — просто напрашиваются сами собой. Иногда большая политика буквально дословно напоминает комедийные романы. Евроньюс саркастически выразился — операция «Соблазнение». США принялись соблазнять Африку как старый ловелас бедную девушку – деньгами, посулами и скрытыми угрозами.

На самом деле все прекрасно понимают, что США пытаются встроить африканских лидеров в фарватер американской внешней политики. За 55 миллиардов долларов. Ну и за возможность иногда обедать с белыми джентльменами в высоких собраниях. Америка обрисовала свою стратегию перехвата Африки у конкурентов: создавать там «открытое общество», получая «дивиденды от демократии», решать проблемы континента типа голода, разных эпидемий, и строить зелёную энергетику. И конечно, контролировать их рынки и определять их внешнюю политику.

Уже одного перечисленного достаточно, чтобы понять – США намерены внедриться в социальную среду Африки, чтобы создавать там свои НКО и пятые колонны, управлять цветными революциями (в специфике Африки — дворцовыми переворотами и племенными войнами), коррумпировать местных вождей, стравливать их друг с другом и науськивать на своих врагов. А, главное, присвоить местные ресурсы и контролировать демографию. В сторону уменьшения численности населения, разумеется. Ничего в политике англосаксов в отношении аборигенов не в состоянии измениться. Те же пробковые шлемы, стеклянные бусы, «огненная вода» и заражённые оспой одеяла.

Самый главный порок этой американской стратегии не в том, что она стара как мир и шита белыми нитками. И не в том, что она бесполезна: местные вожди давно уже научились извлекать выгоду из многовекторности и прямо говорят, что не станут попадать в зависимость ни от каких благодетелей, даже таких «умных и красивых», как американские банкиры и коммерсанты. США по-прежнему не уважают своих контрагентов и не понимают, что для них власть дороже денег, и продавать её американцам африканцы не станут.

Но порок американской стратегии не только в том, что они не могут делать ничего другого, кроме раздачи денег нескольким африканским вождям. Никто ещё не сумел преодолеть африканскую племенную и религиозную рознь. Тем более непосильно сейчас замахиваться на Африку американцам, обанкротившимся в Афганистане.

Но даже не в этом главный недостаток США. Главный порок их африканской стратегии в том, что она впервые сформулирована как «гонка за лидером». Лидером США считают, конечно, себя, но в Африке им стал, несомненно, Китай. И Америка начинает с Китаем конкурентную войну. Определив при этом секторы, в которых, как кажется американцам, они смогут создать свои процессы, вытесняющие Китай из соревнования по перекупке африканских элит.

Проблема, однако, заключается в том, что африканцы и деньги возьмут, и американцам не дадут того, чего они хотят. Потому что стратегия США определена неверно. Ведь что говорят американские учебники по конкурентоспособности? Они учат не сражаться с конкурентом, отслеживая его ходы и блокируя своими контрдействиями, а сконцентрироваться на своей привлекательности для клиента, повышать своё качество и улучшать свой сервис.

Что вместо этого делают США? Они поступают ровно наоборот и вступают в борьбу с конкурентом — Китаем. Кстати, о своей привлекательности американцы также думают превратно. Они решают не проблемы местных вождей, для которых главное не ликвидация голода или получение взяток от США, а укрепление личной власти. И продвигают свои интересы, ограничивая власть этих вождей и сталкивая их с теми, с кем они могут торговать. А, кроме того, выстраивая за их спинами свои связи с их врагами. То есть не укрепляют власть африканской элиты, а прямо ей угрожают. Россия и Китай делают всё ровно наоборотОни не покушаются на власть местных вождей, а помогают им её укреплять.

Технологии не являются для африканцев сверхценностью, а деньги им и так есть откуда взять. Впустить же в свой властный огород такого козла, как США – это поступок самоубийцы. Среди африканских вождей есть всякие, даже были людоеды, но там нет самоубийц и дураков. И играть с Америкой в их игры в ХХI веке в Африке желающих мало. Американская помощь – это данайцы, дары приносящие, что африканцы прекрасно понимают.

США же, пытаясь догнать лидера – Китай, стараются не себя подать с лучшей стороны, а как на аукционе перебить его цену своей и тем победить. Но Африка – не аукцион. Там давно уже ужин с президентом США не считается условием победы над внутренними соперниками. ЧВК «Вагнер» намного привлекательнее для африканских вождей, чем американский закон «Об обеспечении роста и возможностей в Африке» (African Growth and Opportunity Act, АGОА). А есть ещё ЕС и Япония. Едва ли в Африке найдутся желающие продать первородство за чечевичную похлёбку. Непонимание этого и есть главный порок африканской стратегии Байдена.

Никакой аукцион щедрости не может скрыть главного: США догоняют в Африке Китай. Догоняют! В итоге США потратят деньги, Китай и Россия останутся на своём месте, а Африка станет сильнее. Весь мир это видит, и это самое худшее, что могло случиться с прежним гегемоном в новом столетии – он стал смешным. Он предлагает себя, а африканцы выбирают и принимают решение. Дальше будет только хуже.

Елена Панина, директор института РУССТРАТ