После того, как в последние дни СБУ начала обыски и аресты священников Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) в 8, а то и в 10 областях, практически никто уже не сомневается, что на Украине идёт речь об уничтожении канонического православия.

И о приручении православных иерархов УПЦ МП путем посадки их в тюрьму, демонстративного покаяния перед неонацистами-сатанистами и церковными раскольниками или выдавливании из Украины. Не зря же Совет нацбезопасности и обороны (СНБОУ) во главе с Алексеем Даниловым, этим бывшим бандюком-ветеринаром, без должного присмотра психиатров почувствовавшим себя Наполеоном из Луганска, и СБУ маниакального любителя пыток Василия Малюка ввели персональные санкции против священников и, повторяю, начали их вызовы на допросы. Намекая на аресты «за госизмену», если не будет должной и выгодной неонацистам реакции «московских попов».

И это притом, что еще 27 мая 2022 года в Киеве состоялся собор УПЦ МП, который предстоятель церкви митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий готовил как тайное собрание иерархов. И который принял первое судьбоносное решение, повлекшее УПЦ МП на дно: выразил «несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно войны в Украине», принял решение о прекращении поминовения его в качестве предстоятеля УПЦ МП и внес изменения и дополнения в Устав, «свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви».

Это было круто: в тот же день в Москве проходило заседание Священного синода РПЦ, постоянным членом которого, согласно Уставу РПЦ, является предстоятель УАЦ МП митрополит Онуфрий. Но Онуфрий в этот день, как видим, приблизился к очередному расколу православия: кроме обструкции патриарху Кириллу и шагов к независимости, собор УПЦ МП «рассмотрел вопросы церковной жизни, возникшие в результате военной агрессии Российской Федерации против Украины» и даже решил самостоятельно начать «мироварение в Украинской Православной Церкви». Такое право УПЦ МП может предоставить только РПЦ. Но собор Онуфрия даже решил, что на период военного положения епархиальным архиереям предоставляется право самостоятельно принимать решения по вопросам епархиальной жизни. То есть спасаться от наездов неонацистов и патриотов самостоятельно, как бог подскажет в каждой конкретной и безбожной ситуации.

Последнее решение дало основание оптимистам утверждать, что такими угоднически-компромиссными и демонстративно «украинско-патриотическими» решениями митрополит Онуфрий спасает свою церковь от репрессий. Но есть и другие мнения: а) УПЦ МП соглашательство Онуфрия не спасло, как видим; б) упомянутый собор выразил надежду на возобновление диалога с Православной церковью Украины (ПЦУ) во главе с митрополитом Епифанием, созданной в 2018 году и в 2019-м получившей томос об автокефалии из рук Вселенского патриарха Варфоломея.

И знаете, зачем? «Для преодоления раскола». Разумеется, в украинском православии. И, судя по всему, под руководством не патриарха Московского Кирилла, а Вселенского Варфоломея. И несмотря на то, что еще 15 октября 2018 года Синод РПЦ, проведенный в Минске, объявил о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом по всей канонической территории РПЦ, включая Украину и Белоруссию. За то, что Варфоломей вторгается на каноническую территорию РПЦ, не имея на это никаких прав. Тогда же митрополит Волоколамский и глава Отдела внешних церковных связей РПЦ Илларион заявил, что Константинопольский патриархат из-за своих неправовых действий утратил право называться координирующим центром православия.

Более того, патриарха Варфоломея обвинили в «ереси папизма» — стремлении руководить мировым православием так, как это делает в католицизме Папа Римский. Но в католицизме Папа Римский – глава и суверен Святого Престола и, как преемник Святого Петра (первого римского епископа), глава Католической церкви и ее верховный иерарх, а также епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих и т. д. Короче – самый главный по статусу. А вот в мировом православии Вселенский патриарх – хоть и «Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя – Нового Рима», но всего лишь предстоятель Константинопольской церкви. Первый среди равный, но не Папа!

Но в мае этого года процесс трансформации УПЦ МП стартовал, и дело было сделано. Священник этой церкви Андрей Пинчук прямо и откровенно признал: «Все, что связывает УПЦ с Московским патриархатом, удалено из устава».

И теперь перед УПЦ МП действительно открываются три пути. Первый: низовым иерархам и священникам, простым верующим не подчиняться решениям онуфриевского собора и сопротивляться как им, так и репрессиям СБУ, сохраняя верность канонической церкви и ее канонам. То есть фактически стать на путь первых христиан, которые сохраняли веру и пестовали христианство в катакомбах и подполье.

Два других пути – это слияние либо с ПЦУ, которая подчиняется Вселенскому патриарху Варфоломею, либо с Украинской греко-католической церковью (УГКЦ), которой руководит непосредственно Папа Римский. В первом случае это окончательный вывод гонимой сегодня УПЦ МП из-под влияния Московского патриархата. Во втором – это медленное окатоличивание, перевод православия под руку Рима и Папы Римского, как главы католической церкви.

До этого года такая перспектива была у мало кем признанной ПЦУ Епифания. Теперь же, когда УПЦ МП, не исключено, объединится с ПЦУ, то они вдвоем станут силой и то ли будут отбиваться от окатоличивания, то ли согласятся с ним. Лишь бы уйти от Москвы, как того требуют неонацисты-патриоты и их кураторы на коллективном Западе.

О двух других путях «Антифашист» писал в статье «Какой крест на раскольниках украинского православия?» еще в прошлом году: «Это экуменизм — сближение церквей и конфессий. Осталось дело за малым — как это сделать. Намечены два параллельных направления: УГКЦ повышает свой статус до патриаршества (испрашивает разрешение на него у Папы Римского), а патриарх Варфоломей не противостоит попыткам ПЦУ объединиться с УГКЦ и перейти под юрисдикцию Ватикана».

Летом 2019 года действительно заговорили о встрече главы УГКЦ верховного архиепископа Киево-Галицкого Святослава Шевчука с Папой Римским Франциском, на которой униаты и собирались просить себе патриаршество. «Мы просим его об этом на каждой встрече, в частности, когда говорим о том, как мы живем… С нашей стороны мы делаем все для того, чтобы функционировать как патриаршая Церковь. А вопрос признания (не создания или провозглашения) — это вопрос, который предстоит решению Вселенского Архиерея, и мы уважаем свободу его решения», — говорил тогда архиепископ Святослав.

Но папа Франциск в патриаршестве для УГКЦ пока отказал. Равно как, судя по всему, и Вселенскому патриарху Варфоломею, этому этническому греку и бывшему капитану турецкой армии Димитриосу Архондонису, его кураторы на Западе и в ЦРУ не разрешают повышать статус ПЦУ тоже до патриаршества. Потому что хотят, чтобы православие в Украине было окатоличено. То есть фактически уничтожено. На это смотрят на Западе как на самое надежное средство отрыва от России и разрыва последней и самой крепкой духовной скрепы между двумя народами Украины и России.

А между тем опыт патриаршества есть у украинских и православных, и греко-католиков. До сих пор бодается с Украиной 93-летний самопровозглашенный «патриарх» Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет, который первым расколол украинское православие в 1992 году и в 1995 году провозгласил себя патриархом.

В 2018 году УПЦ КП вроде бы слилась с еще одной раскольничьей Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) в единую новую ПЦУ. Но ее предстоятелем избрали, как известно, не Филарета, к тому же патриархом Варфоломеем пониженнного в статусе до митрополита, а его соратника – молодого Епифания. И через год Филарет взбунтовался, объявил томос для ПЦУ «ненастоящим» и занимается сегодня восстановлением УПЦ КП, называя себя «патриархом».

И точно такая же картина была и в УГКЦ сразу после Второй мировой войны, когда ее запретили, а ее предстоятеля, Иосифа Слипого, митрополита Галицкого, верховного архиепископа Львовского, а потом и кардинала посадили в советские лагеря.

Слипый был освобожден из-под стражи в 1963 году, благодаря вмешательству Папы Римского Иоанна XXIII и президента США Джона Кеннеди для участия во Втором Ватиканском соборе в Риме, уехал из СССР и больше туда не вернулся. Зато в 1975 году самовольно присвоил себе титул «патриарха УГКЦ». За это его осудили в Ватикане и новый статус не признали, и тогда он обратился к правительству Украинской Народной Республики (УНР) в изгнании под руководством Николая Левицкого, который своим указом от 4 апреля 1984 года объявил об образовании «Украинского католического патриархата». Рим не признал и этого, но Иосиф Слипый до самой своей смерти 7 сентября 1984 года в Риме именовал себя патриархом и не меньше.

Ватикан, папу Павла VI это, судя по всему, разозлило очень серьезно, и они еще 12 лет не признавали тот факт, что 2 апреля 1977 года кардинал Слипый рукоположил в епископы Любомира Гузара, который и стал его преемником во главе УГКЦ. Признание пришло в 1996 году через 12 лет после смерти Слипого.

Но Гузар себя патриархом уже не называл, довольствовался титулом верховного архиепископа, хотя при нем свершилось главное – униаты перебрались на левый берег Днепра, каноническую территорию православных, куда они не отваживались заходить даже при Адольфе Гитлере. Но при президенте Украины Леониде Кучме, который всех убеждал, что «Украина – не Россия», на левом берегу Днепра в Киеве при Гузаре был построен собор Воскресения Христова, поименованный «Патриаршей резиденцией». А уже 21 августа 2005 года после первого успешного антиконституционного переворота и при президенте Викторе Ющенко на территории это «патриаршего» собора Воскресения Христова состоялась торжественная церемония перенесения престола верховного архиепископа УГКЦ изо Львова в Киев.

Оттуда, скорее всего, и пойдет процесс окатоличивания Украины, если кураторы на Западе дадут отмашку. Или перевода украинского православия под руку Вселенского патриарха Варфоломея. И не так уж и важно, откуда и кому придет даже «печенюшка» в виде патриаршества – ПЦУ или УГКЦ. Тут между ними даже соцсоревнование можно устраивать, кто первым и у кого повышения статуса добьется – в Риме или в Стамбуле.

А Варфоломей, кстати, в последнее время очень активизировался на ниве русофобии и отметился нападками на РПЦ и Патриарха Московского Кирилла, обвинив его в потакании «путинской агрессии России в Украине». «Невозможно, чтобы все церкви не осуждали насилие, войну. Русская церковь нас разочаровала. Я не хотел, чтобы русская церковь и брат патриарх Кирилл были этим трагическим исключением. Я не знаю, как он может оправдаться перед своей совестью. Я ожидал, что брат Кирилл выстоит в этот решающий исторический момент. Если нужно, пожертвовать своим троном, сказать Путину: «Господин президент, я не могу с вами согласиться, я ухожу в отставку», — разглагольствовал он в недавнем интервью, которое транслировалось по греческому государственному телевидению ERT.

И, видимо, правы-таки в Московском патриархате: ересь папизма – вещь сильная и заразная: хочет, очень хочет и Варфоломей порулить, как папа Франциск…

Владимир Скачко