Часть 1

В настоящее время начался процесс перехода добровольческих подразделениях Донецкой и Луганской народных республик в состав Министерства обороны РФ. Однако при этом следует признать тот факт, что за 8 лет войны на Донбассе сформировался особый воинский дух и профессиональная подготовка местных кадров, требующая более вдумчивого и не шаблонного подхода.

Итак, за годы войны на Донбассе и Луганщине сформировались особые воинские коллективы (1-й, 2-й, 3-й Армейские Корпуса, подразделения Союза Добровольцев Донбасса, БАРСов). Численность называть по понятным причинам не буду, скажу лишь, что это умеющие воевать и заточенные на Победу опытнейшие бойцы. Большинство из них — местные, потерявшие здесь близких и друзей, знающие местность и обстановку, не оторванные от родного дома, готовые защищать свою землю до конца. Ни в какой дополнительной мотивации эти люди не нуждаются. В добровольческих подразделениях крайне высок авторитет местных командиров, завоеванный в кровопролитных боях. Растворять их в составе воинских частей Минобороны будет большой ошибкой. Не надо ломать то, что хорошо работает. Вхождение добробатов в состав МО РФ повлечет ротацию руководящего звена и смещение местных командиров с должностей. В лучшем случае, они окажутся на вторых ролях. Это повлечет отток наиболее боеспособного личного состава, т.к. большинство добровольческих подразделений основано на принципах землячества, родственных либо дружеских отношениях. Эти люди росли вместе, знают родственников своих сослуживцев, здесь сильны понятия чести и братства.

Особого подхода требуют добровольческие подразделения, сформированные по этническому принципу. Представители добровольцев Северного Кавказа (абхазы, осетины, чеченцы, ингуши, народности Дагестана и другие), сформированные здесь в отдельные подразделения (например, Интернациональная бригада «Пятнашка») должны иметь возможность продолжить служить вместе, т.к. национальная сплоченность у них в крови. Этому способствуют религиозные и культурные особенности наших северокавказских братьев. Аналогичный подход должен распространяться и на добровольцев, сформировавших свои подразделения по земляческому принципу (пример – добровольческий отряд «Кубань», воюющий под обозначением «БАРС-11»).

Как показал анализ хода СВО, и опыт двух т.н. «чеченских войн», и опыт войны в Сирии, приобретенный отдельными подразделениями Вооруженных Сил России, здесь малоприменимы. Это абсолютно иная война с высокотехнологичным врагом, хорошо обученным и мотивированным, натасканным иностранными инструкторами в течение всего периода бесплодных «Минских соглашений» и снабжаемым самым современными разработками ведущих стран-членов НАТО. Но именно местные кадры научились с ним успешно справляться при минимуме тяжелых средств вооружения и при снабжении, как говорится, «по остаточному принципу».

Часть 2

Ставку в новых условиях предлагаю делать на гвардию ДНР и ЛНР и добровольческие батальоны, как на показавших свою высокую эффективность и выдержку за 8 лет боев. Их не надо менять, переподчинять либо трансформировать, их надо только укреплять, в том числе мобилизованными с других субъектов Российской Федерации. Это резко повысит эффективность мобилизации, быстро адаптирует свежие силы к особенностям нынешней военной кампании, сбережет сотни и тысячи жизней наших мужиков. Именно на основе Армейских корпусов ДНР и ЛНР, русских и интернациональных добробатов и добровольческих БАРСов возможно формирование Добровольческих штурмовых дивизий (полков) по аналогии с полноценными БТГр с приданием им необходимой тяжелой техники и материально-технических средств. В состав таких «Диких дивизий» (полков) должны войти штурмовой и мотострелковый батальоны, танковый батальон, артиллерийский дивизион, противотанковый дивизион, зенитно-ракетный дивизион, отряд специального назначения, подразделения боевого обеспечения, подразделения технического обеспечения и тыла.

Таким подразделениям должны быть приданы либо гармонично интегрированы в их работу и научно-технические центры (по аналогии с возглавляемым мною НТЦ «Царские волки»), включающие спецов в области БПЛА, программирования, РЭБ, РЭР, связи, а также систем управления огнем на поле боя, включая контрбатарейную борьбу. Подобные научно-технические центры должны иметь возможность комплектования за счёт добровольцев соответствующей квалификации. В них также должны быть широко задействованы гражданские специалисты-волонтеры, в том числе представляющие частные инженерные компании.

Формирование Добровольческих дивизий  (полков) по аналогии с легендарной «Дикой Дивизией» в Российской империи должно  строиться на следующих принципах:

а) идеология добровольного и бескорыстного служения Отечеству;

б) принцип территориального (земляческого) комплектования на основе местных кадров с включением устоявшихся этнических и земляческих подразделений;

в) возможность заключать в ходе СВО краткосрочные контракты (до 3 месяцев и по отдельным должностям до полугода) для рядовых бойцов и длительных (до 2 лет) для офицерского состава.

Почему предлагаем предусмотреть 3-месячные контракты? Отвечу: боец-доброволец должен иметь одну привилегию – возможность навестить родной дом, привести родственникам своих добровольцев-сослуживцев весточку с фронта, отдохнуть в кругу семьи и друзей, собрать из родственников и земляков и забрать с собой пополнение для добровольческого подразделения. Как правило, подписавший 3-месячный контракт доброволец возвращается в родное подразделение и возобновляет службу. Это уже дело чести. Ведь для командира и бойца добробата все их сослуживцы – это братья, чью жизнь и здоровье они стараются беречь. И этот фактор необходимо учитывать!

г) самодостаточность для ведения боевых действий за счёт укомплектования необходимым тяжелым вооружением, военной техникой и средствами разведки на всем участке ответственности подразделения. Самостоятельность в выборе наиболее оптимального способа и тактики достижения результата в соответствии с поставленной командованием задачей;

д) формирование руководящего звена из местных опытных кадров, вплоть до комдивов. В то же время штаб подразделения должен, как правило, формироваться за счет кадровых офицеров Минобороны РФ.

е) непосредственное подчинение Дивизий (полков) Командующему объединенной группировкой (штурмовой резерв).

Считаю, что подобный подход способен сохранить всё лучшее, что накоплено местными воинскими подразделениями за 8 лет войны, и существенно усилить авторитет политического и военного руководства страны в условиях сохраняющейся крайне непростой оперативной обстановке на ТВД.

 

Источник


Дмитрий Рогозин поднимает очень важный вопрос (https://t.me/zhivoff/7517) — интеграция НМ ДНР в вооруженные силы России.

Интеграционные процессы нужны. В первую очередь потому, что обеспечат бойцов НМ ДНР более высокими зарплатами и социальными гарантиями. Немаловажно и единоначалие федерального законодательства.

Однако проводить интеграционные процессы нужно очень аккуратно, не сломав то хорошее, что есть в донецкой армии: сплоченность, боевой дух, выучка.

Дончане, например, за долго до МО РФ научились пользоваться беспилотниками, и эффективно применять их в бою. Хорошо помню рассказ одного артиллериста морпеха: «Подошли к Мариуполю, заняли позиции, буссоли вот это все. Подходят донецкие и говорят: «вы что с ума сошли, хохлы Вас через 15 минут срисуют с БПЛА и размотают». А мы воевали как в 1941».

Кроме прочего правовой статус НМ ДНР позволяет без бюрократии передавать и обкатывать в донецких войсках новейшие виды вооружений, что крайне затруднительно в МО РФ.

Лучшей формой интеграции сейчас будет сращение структур на формальном уровне, без распространения административно-управленческих практик МО РФ в Донецком ополчении.

@zhivoff