Визит Пелоси на Тайвань нельзя назвать разумным шагом, считает редакция The Washington Post (США). Было бы лучше, если бы Байден отговорил её лично. Теперь же администрации Белого дома придётся реагировать и импровизировать.

В успешной внешней политике сочетаются высокие принципы и умное и своевременное исполнение. Начавшийся во вторник как демонстрация солидарности визит спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань показал первое — но не второе. Предсказуемая реакция Китая, который считает Тайвань своей непослушной провинцией, последовала незамедлительно. Среди прочего, он объявил о проведении провокационных учений ВМС с боевой стрельбой в территориальных водах этого острова после завершения визита Пелоси. Президент Байден обязан ограничить непосредственный ущерб от этого визита и воспротивиться возможному долговременному усилению китайского давления на Тайвань.

Конечно, мы разделяем позицию Пелоси, которая активно поддерживает демократический Тайвань и осуждает китайскую коммунистическую диктатуру. Свои убеждения она изложила на страницах Washington Post: «Важно, чтобы Америка со своими союзниками чётко заявила, что мы никогда не уступаем диктаторам». Но нам непонятно то упорство, с которым она демонстрирует свою поддержку именно таким способом и в это самое время, хотя руководство её собственной партии предупреждало, что геополитическая ситуация сейчас очень неспокойная. Как бы ни хотелось 82-летней Пелоси совершить знаковый поступок на посту спикера перед вероятной победой республиканцев в ноябре, которая поставит крест на её карьере, поездка на Тайвань сейчас, когда китайский председатель Си Цзиньпин готовится остаться на третий срок, является неблагоразумным шагом.

По всеобщему признанию, Байден сам допустил ошибку в этой ситуации, проговорившись о том, что военные были против визита Пелоси. Из-за такой оплошности ей стало труднее менять свои планы без ущерба для репутации, а Си стало сложнее ужесточать свою ответную реакцию, когда она решила, что поедет. Было бы гораздо лучше, если бы президент с глазу на глаз, лично и недвусмысленно заявил Пелоси, что так поступать нельзя.

Сейчас у США другой высший глобальный приоритет. Это российская военная операция на Украине и её последствия для мировых рынков продовольствия и энергоресурсов. Администрации Байдена непозволительно отвлекаться на другие дела, а уж тем более повторять кризис в Тайваньском проливе 1995—1996 годов, который многие американцы уже забыли, хотя он длился восемь месяцев и два дня. Всё началось с китайских ракетных пусков у берегов Тайваня в качестве возмездия за символический жест, каким стал визит тайваньского президента в Корнельский университет. Кризис ни в коей мере не ослаб после того, как администрация Клинтона направила туда огромную военно-морскую армаду в качестве меры сдерживания и устрашения.

В конечном итоге Китай отступил. Теперь администрации Байдена остаётся надеяться, что она точно так же сумеет поддержать мир и территориальную целостность Тайваня в противостоянии с Китаем, который намного сильнее, чем четверть века тому назад, и которым руководит не осторожный Цзян Цзэминь, а агрессивный Си Цзиньпин. Официальные лица в Вашингтоне и Пелоси заявляют, что её визит не повлечёт за собой никаких изменений в американской политике «одного Китая». А президент в качестве меры сдерживания направил к восточным берегам Тайваня авианосную группу.

Соединённые Штаты ни в коем случае не должны жертвовать своими принципами и поддаваться на китайские угрозы. Тем больше у них причин тщательно продумывать, где и когда вступать в противостояние с Китаем. А теперь из-за поступка Пелоси администрация Байдена будет вынуждена реагировать и импровизировать.

Редакционная статья The Washington Post, США