В последнее десятилетие ресторанный бизнес претерпевал не только качественные, но и количественные изменения. Заведений становилось все больше. В крупных городах страны улицы с хорошей проходимостью просто «кишели» всякого рода кафе, ресторанчиками, летними террасами с выносными столиками, кофейнями.

Но у каждого сегмента бизнеса есть период развития, плато и спада. Сильно влияют и внешние условия — пандемия сказалась негативно и на доходах рестораторов, и на количестве заведений. Многим пришлось закрыться, их владельцы не выдержали изменившихся условий. Что же ждет рынок приготовления еды в текущем году и какие прогнозы на будущее?

Сравнение ситуации 2021 и 2022 годов

Пандемия «просадила» ресторанный бизнес на пятую часть, примерно на 20%. Но закрылись не успешные, а убыточные заведения. В целом, такая ситуация оздоровила сегмент, но проблемы для владельцев существующих заведений стали нарастать. Среди них:

  • отток части платежеспособных клиентов в сети фастфуда и заказа готовой пищи на дом;
  • удорожание сырья и сильное сокращение импортного ассортимента продуктов и оборудования;
  • кадровый голод на опытных и креативных сотрудников, готовых работать на достижение результата в сложных условиях;
  • невозможность прогнозировать расширение бизнеса в условиях ограничений, связанных с последствиями пандемии и иными трудностями с логистикой и доставкой, с которыми столкнулись предприниматели в текущем году.

На что рассчитывать тем, кто планирует открыть ресторан в текущем году

Нужно искать нишу, которая относительно свободна и позволит привлечь клиентов или «перетянуть» их от конкурентов.

Из трендов:

  • авторская и национальная кухня;
  • большие порции и разумные цены;
  • полезность еды и упор на качество продуктов;
  • развитие собственных служб доставки или сотрудничество с компаниями, которые наладят логистику процесса.

В качестве примера успешного внедрения связки «полезная еда + удобная доставка» можно читать десятки отзывов пользователей о доставке Бифит в Москве. Фишкой эта компания сделала упор на здоровую еду, а клиенты — люди, которые заботятся о своем здоровье, фигуре и времени. Такой подход, в сочетании со стабильным качеством и еды, и услуг, дает результат — клиентская база растет, «сарафанное радио» позволяет уменьшить расходы на маркетинг.

Общая тенденция рынка — повышение цен, так как стоимость продуктов, их доставки, рабочей силы, аренды растет. Одновременно с этим более высокие расценки уравновешиваются дополнительным набором опций — удобной доставкой, расширением видов рациона (ПП, детокс-меню, блюда для спортсменов и пр.). У рынка готовой еды потенциал есть всегда — главное, найти то уникальное предложение, которое будет интересно ЦА.