ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

10 июня в Православной Церкви празднуется великий двунадесятый праздник Вознесения Господня. Этот день, всегда приходящийся на четверг 6-й седмицы по Пасхе (шестой недели после Светлого Христова Воскресения), не является постным.

Вознесение Господне. В самом центре Москвы, на Большой Никитской улице, находятся сразу несколько старинных храмов, два из которых, исторически именуемые Малым и Большим Вознесением, посвящены одному из самых главных христианских праздников. Торжеству, совершающемуся на 40-й день после Пасхи и завершающему празднование Светлого Христова Воскресения.

Согласно книге Деяний святых апостолов, Спаситель после Своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся ученикам, говоря о Царствии Божием, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав: «Вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». После чего «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».

Сегодня именно храм Вознесения Господня у Никитских ворот – «Большое Вознесение», в котором (а если быть точнее, в храме, который был прежде на его месте) в 1831 году венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова, – является самой известной русской святыней, посвящённой этому великому двунадесятому празднику. Сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно посещал эту церковь и совершал здесь торжественные богослужения. В том числе в день Вознесения Господня.

МОСКОВСКИЙ ХРАМ «БОЛЬШОЕ ВОЗНЕСЕНИЕ». ФОТО: RUSLAN MERINOV / SHUTTERSTOCK.COM

Так, в одном из своих Первосвятительских слов, произнесённых в стенах этого храма, Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул значимость события Христова Вознесения для всех нас:

Имеет огромное значение для всего рода человеческого, что Господь тело Своё вознёс в Божественную жизнь, и через Его тело мы связываемся с Ним. Совершенно неслучайно, что именно тело Своё Он приносит в заклание и что тело Своё Он даёт нам в заклание через таинство Святой Евхаристии. Когда, причащаясь тела и крови Спасителя под видом хлеба и вина, мы соединяемся с Его прославленным телом – тем самым телом, которое в тайне Святой Троицы пребывает на Божественном престоле…

И в праздник Вознесения Господня, приходящийся на конец весны или начало лета, всем православным христианам стоит забыть о повседневных заботах и постараться посетить храм. Чтобы в молитвах и Таинствах соединиться с Вознесшимся на Небеса Спасителем.

* * *

Духовный отец русского единства. Святитель Алексий Московский. Церковный календарь на 2 июня

ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU

Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца. Честные останки этого великого русского святого XIV столетия обретены спустя полвека после его блаженной кончины – в 1431 году от Рождества Христова. Святитель Алексий был удивительным угодником Божиим, чей жизненный путь сочетал архипастырское служение и деяния государственного масштаба.

Будущий Московский Первосвятитель родился на рубеже XIII-XIV веков в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. В 1320 году от Рождества Христова будущий святитель вступил в число братии Московского Богоявленского монастыря, где более 20 лет провёл в строгих иноческих подвигах. Только после долгого монашеского испытания отец Алексий был призван к церковному руководству: в 1352 году возведён в сан епископа Владимирского, а два года спустя взошёл на Московский Митрополичий престол.

Святитель Алексий сделал всё, чтобы в условиях внешних вызовов сохранить русский духовный суверенитет. Так, в 1357 году именно он отправился в Орду, где исцелил ханшу Тайдулу от слепоты. За это Русская Церковь была освобождена от ордынских поборов и притеснений, что было особенно важно в условиях непрекращающейся католической экспансии в западнорусских землях. Митрополит Алексий почил в 1378 году. Ему не удалось увидеть триумфальной победы своего воспитанника, великого князя Димитрия, на Куликовом поле. Но именно этот великий святитель сделал всё, чтобы русские осознали единство и право на свободу своей земли и веры.

* * *

Мученики Фалалей, Александр и Астерий Эгейские. Раннехристианские святые, пострадавшие за Христа и Его Церковь в годы правления императора-язычника Нумериана, царствовавшего в Римской империи в 283-284 годах от Рождества Христова.

Мученик Аскалон Антиохийский. Современник святых Фалалея, Александра и Астерия, принявший мученический венец несколько позже, в годы, когда в Римской империи воцарился император-язычник Диоклетиан, трагически прославившийся особенно лютыми гонениями против христиан. Святой Аскалон был казнён около 287 года от Рождества Христова.

Преподобные Завулон и Сосанна. Эти святые III-IV столетий прославились своей благочестивой жизнью и тем, что именно от них родилась равноапостольная Нина, ставшая просветительницей Грузии.

Благоверный князь Довмонт (в Святом Крещении – Тимофей) Псковский. Литовский князь-язычник, переселившийся в Псков, где принял православное христианство и был избран местным князем. Совершив множество подвигов, благоверный князь значительно укрепил Псковские земли, защитив их от внешних захватчиков, и вместе с тем отличался исключительным благочестием и глубиной принятой им христианской веры. Отошёл ко Господу в 1299 году от Рождества Христова.

Довмонт

БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДОВМОНТ (В СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ – ТИМОФЕЙ) ПСКОВСКИЙ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

* * *

Поздравляем православных христиан с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ