У гетмана Ивана Брюховецкого были все основания считать себя баловнем судьбы, ухватившим фортуну за хвост. К сожалению, многочисленные удачи ослепили его, заставив поверить в собственную значимость. Следуя путем Ивана Выговского и Юрия Хмельницкого, гетман всё потерял и ничего не приобрёл. Его гибель стала закономерным итогом очередной нелепой попытки поднять восстание против Москвы, заранее обречённой на провал.

Как это часто бывает в малороссийской истории, Брюховецкий по рождению не был малороссом и казаком. Он родился в семье львовского дворянина и члена городского совета Мартина Хамеля, имевшего обширные владения в польском королевстве. Примечательно, что родители будущего гетмана были католиками, а сам он учился в Иезуитском коллегиуме во Львове.

Львов в середине XVII века был не только крупным городом, но и столицей Русского воеводства Речи Посполитой. В его облике и культурной жизни очень сильно ощущалось польское, немецкое и еврейское влияние. В отличие от Киева, Львов по своей сути не был малороссийским, он с полным основанием мог считаться польским городом с местным колоритом. Именно по этой причине все попытки Богдана Хмельницкого поднять Русское воеводство против Речи Посполитой не увенчались успехом.

К моменту начала восстания 1648 года Иван Брюховецкий был уже взрослым двадцатипятилетним мужчиной с хорошими карьерными перспективами. Образование и происхождение позволяли ему занимать высшие должности при польском дворе. Кроме того, молодой шляхтич был очень богат.

Очевидно, что никаких симпатий к казакам и их восстанию такой человек иметь не мог. Необходимо учитывать это, прослеживая дальнейшую судьбу Брюховецкого в стане Хмельницкого.

Львов. Литография 1618 года
Львов. Литография 1618 года

Войска Речи Посполитой оказались не готовы к казачьему выступлению и достаточно быстро были разгромлены мятежниками. Не помогла даже пресловутая гусарская конница, которая столько раз одерживала победы на полях битв.

Уже в 1648-м году Хмельницкий осаждал Львов. Как известно, осада не была успешной, однако в казаки и союзные им татары основательно разграбили окрестности столицы Русского воеводства.

Неизвестно, при каких обстоятельствах Иван Брюховецкий попал в плен к людям Тугай-бея. Вероятно, он принимал какое-то участие в обороне города. Как и у многих иных пленников, у шляхтича были все перспективы оказаться на невольничьих рынках в Крыму.

В этот момент судьба улыбнулась Брюховецкому. Вероятно, знатных пленников татары изначально выделяли в особую группу, которая могла рассчитывать на выкуп. Так и произошло – казаки вызволили молодого шляхтича из неволи.

Плен перечеркнул всю прошлую жизнь будущего гетмана, который отныне вынужден был связать свою судьбу с казачьим станом. Как и Выговский, в душе он оставался поляком, лишь случайным образом примкнувшим к мятежникам.

Запорожские казаки. Художник Брандт
Запорожские казаки. Художник Брандт

Образованных людей в кругу Богдана Хмельницкого было очень мало, поэтому даже люди с сомнительным прошлым достаточно быстро пробивались в казачью верхушку. Очень скоро Брюховецкий принял православие, оказачился, а потом и взял себе новое имя от села Брюховичи, которым владел его отец. В 1648 году он был записан в гетманскую Чигиринскую сотню и состоял в реестре Запорожского войска.

Брюховецкий при Хмельницком изначально занимал должность ближнего слуги, выполняющего тайные поручения. Впрочем, ум и образованность шляхтича довольно быстро были отмечены казаками, которые стали доверять ему более важные дела.

Внешняя преданность Хмельницкому также принесла свои плоды. Гетман посчитал, что бывший пленник окончательно разорвал связи с прежним миром и теперь годится для выполнения дипломатических поручений. Всегда нуждаясь в союзниках, он в 1656 году отправил Брюховецкого к трансильванскому князю Дьёрдю ІІ Ракоци.

То, что Иван не дезертировал из казачьей армии, говорит о том, что он принял решение строить свою карьеру при гетманском дворе. У Хмельницкого и в последующем были все возможности проверить своего слугу, однако всякий раз бывший шляхтич оказывался вне подозрений.

Богдан Хмельницкий, в конечном счёте, настолько стал доверять Брюховецкому, что поручил ему воспитание собственного сына. Вероятно, наставник имел сильное влияние на своего ученика, так как сын предал дело своего отца.

Войска Речи Посполитой славят Богородицу перед битвой. Художник Йозеф Брандт
Войска Речи Посполитой славят Богородицу перед битвой. Художник Йозеф Брандт

Не надеясь сразу обрести верховную власть в Гетманщине, Брюховецкий присмотрел для себя тёплое место в Запорожской Сечи, где в скором времени и обосновался. Играя на настроениях казаков, он в 1659-м году стал кошевым гетманом Сечи. С этого момента началась его самостоятельная карьера в стане казаков.

Брюховецкий подружился с главным московским воеводой Ромодановским и епископом Мефодием, считавшимся блюстителем митрополичьего престола. Это сделало его в глазах Москвы желательным кандидатом на должность гетмана Левобережья. После этого назначение было лишь делом времени.

Звездный час Брюховецкого настал в 1663-м году. 17 июня на Чёрной раде (всеобщей) он был избран гетманом Левобережья и обосновался в городе Гадяче. Одновременно произошло уничтожение его противников в казачьем стане, а менее опасные враги были сосланы в Сибирь. Новый гетман всячески демонстрировал преданность Москве, в том числе в письмах царю Алексею Михайловичу. Он даже женился на московской боярыне из рода князей Долгоруких.

Личная преданность была подкреплена также военными успехами. В 1664 году казачье войско не только отразило большой поход войск короля Речи Посполитой Яна Казимира, но и разгромило их в Пироговской битве. Это стало одним из самых важных успехов Брюховецкого на военном поприще.

Дальше – больше. В 1655 году гетман по собственной воле подписал так называемые Московские статьи, которые серьезно урезали его власть в Гетманщине. Очевидно, что при этом Брюховецкий сознательно укреплял свое положение, не считаясь с тем, в каком положении окажутся его преемники.

Украинская марка с изображением Брюховецкого
Украинская марка с изображением Брюховецкого

Возникает резонный вопрос – что же побудило гетмана, который пошёл на значительные уступки ради заветной гетманской булавы, восстать против своих хозяев?

Главной причиной смены его настроений стало Андрусовское перемирие. В 1667 году стало ясно, что Речь Посполитая удержит за собой правобережье Малороссии, и у гетмана нет никаких шансов возглавить все малороссийские земли. С этих пор у него возникла идея создания собственного государства, по виду независимого как от Московского царства, так и от Речи Посполитой.

Как и его предшественники, Брюховецкий совершенно не рассчитал собственные силы и недооценил желание Москвы удержать за собой Малороссию. В 1668 году он поднял восстание против московских воевод и призвал своих соратников уничтожать русские гарнизоны в городах и сёлах.

Главным союзником гетмана выступал пресловутый Петр Дорошенко, который обещал ему серьёзную поддержку от татар и турок. Свое обещание он выполнил лишь частично. Войска действительно пришли на помощь Брюховецкому, однако потребовали от того передать власть Дорошенко. Во время личной встречи двух предводителей Брюховецкий был коварно схвачен и забит людьми Дорошенко до смерти.

Так бесславно закончилась жизнь изменника, который сначала изменил Речи Посполитой, а потом аналогичным образом поступил и в отношении Москвы. Нет никаких сомнений в том, что Брюховецкий был циничным и подлым человеком, готовым пойти на любую низость ради достижения власти. Его тщеславие оказалась выше благоразумия, так как гетман имел возможность дожить до глубокой старости в богатстве и почёте. Есть какая-то странная закономерность в судьбе многих малороссийских гетманов XVII столетия: имея в своих руках все возможности, они из-за личных амбиций шли на глупый риск, ломавший их судьбы. Стоит ли жалеть о том, что они выбрали такую судьбу? Наверняка нет, так это было их осознанным выбором.

Аркадий ВЕРТЯЗИН