ФОТО: FRANTIC00 / SHUTTERSTOCK.COM

Турция создаёт авиационную компанию специально под перевозки туристов из России. Таким образом, в условиях американских и европейских санкций турки рассчитывают не допустить снижения русского туристического потока, традиционно очень большого. Препятствовать этому не стоит, однако Москве следует поставить своё железное условие: все самолёты должны быть исключительно русскими, хотя бы в долгосрочной перспективе. Любое действие мы должны обращать на пользу собственной экономике, в первую очередь её реального и высокотехнологичного сектора.

В 1955 году по инициативе США и Великобритании был создан военно-политический блок СЕНТО – так называемый Багдадский пакт, фактически попытка некоей реинкарнации «Ближневосточной Антанты» 1930-х. Новое объединение включало в себя Иран, Ирак, Пакистан, Британию и Турцию и просуществовало формально до 1979 года. Участники блока являлись преданными союзниками Соединённых Штатов, их опорой в регионе. Но со временем всё начало разваливаться: Тегеран охватило пламя исламской революции, Багдад оказался в руках Саддама Хусейна, после распада социалистической системы «отвалился» Исламабад, сблизившись с Китаем, но кое-что казалось незыблемым – хорошие отношения между Вашингтоном и Анкарой.

Недолго музыка играла

Между тем это была лишь иллюзия. Турецкое государство значительно усилилось, набрало вес и захотело самостоятельности. Можно по-разному относиться к Эрдогану, но факт есть факт: именно при нём взят курс на суверенитет. Турция, страна-член НАТО с 1952 года и кандидат на вступление в ЕС с 1999 года, не ввела санкции против России и ограничилась лишь словесным осуждением действий нашей страны на Украине, при этом выразив готовность стать площадкой для переговоров. Можно сказать, им просто экономически выгодно взаимодействие с Россией – и это правда. Но разве Германии или Италии оно невыгодно? Руководство Турции просто обладает большей долей суверенитета и сильнее печётся об интересах собственных граждан.

Товарооборот между Россией и Турцией за 2021 год вырос на 57% и составил 33 миллиарда долларов, причём импорт вырос на 27,4%, а русский экспорт – на 66,4%. Значительную долю занимают поставки отечественного природного газа, от которого Анкара зависит на 45%. Несмотря на санкции и непростое социально-экономическое положение, можно ожидать роста и в 2022 году, ведь целая номенклатура ввоза и вывоза из Евросоюза теперь для нас закрыта. Помимо этого Малая Азия может стать перевалочной базой для нас в деле обхода западных санкций. Турки – деловой народ и деньги считать умеют. Сотрудничество с Россией имеет множество преимуществ для турецких предпринимателей и, конечно, в первую очередь в том, что касается туристического бизнеса.

В 2017 году Турецкую Республику посетило 7 миллионов туристов из нашей страны, в 2021-м, учитывая ковиды-расковиды, 5 миллионов. Это огромные деньги для бюджета, поэтому неудивительно, что Эрдоган изыскивает все возможности, чтобы турпоток ни в коем случае не сократился. Никаких ограничений не вводится, они, напротив, сокращаются, заработала платёжная система «Мир». Но самое интересное – то, как турки пытаются наладить стабильное авиасообщение. Они уже заявили, что создадут отдельную авиакомпанию, которая будет заниматься перевозкой русских туристов на берега Средиземного и Эгейского морей. Ранее, напомним, основной груз брали на себя отечественные авиаперевозчики. Однако в связи с жесточайшими рестрикциями Белого дома и Еврокомиссии возможности наших фирм существенно сузились.

На данный момент в Турцию летает ограниченное число авиакомпаний из России, а именно: «Ираэро», Red Wings, «Азимут» и «Россия». Перелёты осуществляются самолётами Sukhoi Superjet 100. Впоследствии, вполне возможно, будут летать также имеющиеся в наличии Boeing и Airbus. Тем не менее перевезти собственными силами русские компании могут лишь 500 тысяч пассажиров за оставшиеся месяцы текущего года. Ещё 1,5 миллиона перевезут Turkish Airlines. То есть всего около двух миллионов человек – это 28,5% от уровня допандемийного 2019 года.

Что с того?

Таким образом, совершенно логично для турок создать отдельного авиаперевозчика, заточенного исключительно на Россию (и, возможно, на Белоруссию, также находящуюся под санкционными ограничениями коллективного Запада). Однако здесь видится турецкая выгода, где же профит для нашего государства? Туристы, отдыхающие на турецком побережье, если говорить с прагматичной точки зрения, – это недополученная прибыль Крыма, Краснодарского края, Кавказских Минеральных Вод (в долгосрочной перспективе – русских Мариуполя и Бердянска), а также вывод денежных средств из русской юрисдикции.

Безусловно, ограничивать собственных граждан и директивно определять, где им проводить свой отпуск, нельзя. Но можно заставить турок, к примеру, использовать для авиационных перевозок наши самолёты. Не сейчас, поскольку нам нужно удовлетворить свои насущные потребности в условиях возрастающего давления извне, – позже. Заключить соглашение, в соответствии с которым новая турецкая фирма будет обязана перейти на выпускаемые предприятиями России Sukhoi Superjet 100, ТУ-214 и новые авиалайнеры отечественного производства через 7-10 лет. И взять авансовый платёж. Тогда выгодополучателем от этой истории будет не только Турция. Здесь на горизонте – прямая выгода русского авиастроения, крайне высокотехнологичной области, о важности развития которой мы уже ранее не раз писали в своих статьях.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ