ХРАМ АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА В МАРИУПОЛЕ. ФОТО: ВОЕНКОР ЦГ ДАРЬЯ АСЛАМОВА

Мариуполь – горячая точка Донбасса. Неонацисты зубами вцепились в «Азовсталь» и продолжают жёсткое сопротивление. Под обстрелы попадают простые жители города. Здесь уже тысячи пропавших без вести. Люди в панике ищут своих близких. И таких историй – сотни. Как и рассказов о том, что укронацисты без жалости расстреливают машины с белыми флагами и надписями «Дети».

Военкоры Царьграда все эти тревожные и тяжёлые недели находятся в Мариуполе. Они своими глазами видят всех этих несчастных людей, которые потеряли, как кажется, всё – своих близких, свои дома…

«Он вот так пошёл и больше не вернулся…»

Сухонькая пожилая женщина подходит к журналистке Дарье Асламовой и просит помочь ей найти внука:

Ревро Андрей Сергеевич, сегодня восемь дней как он пропал. Ушёл, а потом подбросили его паспорт. Он стоял возле подъезда. Я выхожу, а говорят – Андрюша куда-то пошёл, если бы я могла, я бы его догнала. А он вот так вот пошёл и больше не вернулся. У него нет ни матери, ни отца – одна я у него.

Дарья обещает сообщить всем про внука – может, кто-то и откликнется. А потом спрашивает, как у них тут с водой, с едой дела обстоят – сейчас полегче? Старушка признаётся – за водой ходить далеко, но соседи помогают. Колодца нет, приходится брать воду в речке.

Окна в её квартире на первом этаже все побитые, пришлось заколачивать. Что касается еды, признаётся женщина, пытаясь утереть слёзы, то ей ничего не надо, она о еде и не думает даже, главное, чтобы внук нашёлся.

Мы же не знали, что белые флаги нельзя, – по ним стреляют

Бойцы интернационального батальона «Пятнашки» вывели две машины из-под обстрела украинских снайперов. Одна из спасённых, девочка Даша, рассказала режиссёру и актёру Георгию Тесля-Герасимову, что эти трусливые гадины выгнали людей из домов и засели в их квартирах, откуда и открыли огонь. Девочку ранило, а вот её мама погибла.

Мы выезжали с Ильичёвского района на четырёх машинах. «Окна поснимали, написали «Дети», вывесили белые флаги», – говорит Даша. – А оказывается, этого делать было нельзя – Украина запрещает белые флаги, но мы же не знали, связи у нас не было. Поехали по центральной улице. Проезжали завод, и тут либо с завода, либо с соседних четырёхэтажек начали стрелять. Там жили люди, но снайперы пришли, всех повыгоняли и засели в их квартирах.

Машина, в которой ехала Даша, вырвалась вперёд, но обстрел продолжался. Пуля отсекла палец девочке, легко ранило подругу, водитель получил ранение в голову. Машина, потеряв управление, врезалась в столб. Двери заклинило, но пассажирам удалось выбраться и спрятаться за деревом. В машине остались трое убитых.

Девочки добежали до здания почты, решив переждать опасный момент там. Из четырёх машин остались целыми только две. Кое-как люди смогли заехать во дворы, но обстрел начался снова. Пришлось всем прятаться в подвал. Потом им объяснили, какой дорогой они смогут попасть на территорию ДНР.

Мама девочки погибла, а бабушка с дедушкой остались в Мариуполе, судьба их сейчас неизвестна – связи с ними никакой нет. «Говорят, что там сейчас самое пекло», – добавила Даша.

Они не люди, а звери – женщинами прикрывались…

Самая окраина Мариуполя. У разрушенного храма стоит девочка в жёлтой куртке. За спиной – рюкзачок, на руках – крохотная такса. Рядом с подростком измученная бабушка.

«В подвале еда кончилась. Осталась только пыль. Мы выбрались и побежали», – девочка рассказывает, что так они скитаются уже три дня. Всё время молились. Спасение пришло – их увидели русские военные.

Поедите каши горячей, попьёте горячего чаю, – успокаивает девочку водитель машины. – Довезём, куда надо. Там и медики есть, если бабушке какая-то помощь нужна.

Девочка обрадовалась, когда узнала, что в общественной приёмной, куда они сейчас едут, можно увидеть списки тех, кто уже эвакуировался, узнать и даже связаться с родными. «Вот видите, к храму только подошли – и сразу Божья помощь», – говорит один из сопровождающих военных.

«Мы жили около стадиона, а там разбомбили всё, – рассказывает бабушка, – всё черное». А девочка продолжает: «Квартиры теперь тоже нет».

Не верится, что добрались. Мы были прямо в эпицентре, возле «Азовстали». Две с половиной недели ни умыться, ни руки не помыть, ни гигиены, ничего… В подвале, в пыли жили. И ели пыль. Хотя бы предупредили, чтобы запаслись едой, водой.

Водитель отвечает: «Кто же знал, что эти вояки будут, прикрываясь людьми, держаться за этот завод? Думали, что они сложат оружие, и всё закончится. А они прикрываются женщинами, детьми и бабушками». Девочка добавляет: «Люди, которые там жили, это звери».

Истории этих мужественных людей войдут в документальный фильм Георгия Тесля-Герасимова. Премьера состоится на телеканале Царьград.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА