ФОТО: КИРИЛЛ ЗЫКОВ / АГН «МОСКВА»

Началась новая «омикрон»-неделя. Несмотря на то что теперь можно оформить больничный по ковиду прямо по телефону, не вызывая врача, у поликлиник и больниц продолжают выстраиваться длинные очереди. Отмечаются случаи, когда повторное заражение «омикроном» происходило всего через две недели. Получается, что к этому штамму коронавируса не вырабатываются антитела?

В Европе ждут пика распространения штамма «омикрон» в середине февраля, но власти и в ЕС, и во многих других странах продолжают смягчать антиковидные меры. Всё менее актуальными становятся COVID-пропуска, некоторые страны и вовсе снимают все ограничения.

А в России, наконец, определились с официальным статусом обладателей антител. С 21 февраля медицинский сертификат о вакцинации или перенесённом заболевании дополнят информацией о наличии антител к коронавирусу. QR-код можно будет получить по результатам теста на антитела. Те, кто контактировал с заболевшими ковидом, теперь не уходят на изоляцию, а переболевшие – не сдают повторный тест, если заболевание продолжалось более семи дней.

В соответствии с новой редакцией приказа Минздрава России, с 6 февраля гражданам с признакам ОРВИ, гриппа или коронавируса больничный лист на семь дней будет оформляться по результатам дистанционной консультации.

О текущей эпидситуации глава Роспотребнадзора Анна Попова доложила на заседании Координационного совета по борьбе с коронавирусной инфекцией:

Я бы хотела отметить, что продолжающийся эпидподъём обусловлен не только ковидом. Это микст ковида и других респираторных вирусов, рост которых мы сегодня видим. Превышение эпидпорогов по ОРВИ и гриппу, по сумме, сегодня наблюдается в 73-х субъектах Российской Федерации, это также почти вся территория Российской Федерации. Мы уже около полутора лет ведём мониторинг вирусного пейзажа у здоровых. И мы видим, что треть положительных находок вирусов приходится на ковид, а треть приходится на риновирусы. И еще 14% – на аденовирусы. Всё вместе – микст двух эпидемических подъёмов – создаёт, конечно, чрезвычайно высокую нагрузку на медицинскую сеть. При мониторинге изменчивости и выявлении непосредственно штамма вируса, хочу отметить, что на сегодняшний день «омикрон» составляет более 60%, и «дельта» – 35%.

Эволюция упрощает вирус

Все эти нововведения в программе «Вакцина правды» ведущая Елена Афонина обсудила с доктором медицинских наук, профессором кафедры патофизиологии Первого МГМУ им. Сеченова Антоном Ершовым и доктором биологических наук Алексеем Одинцом.

Елена Афонина: Минувшая неделя отметилась определённым прорывом – «омикрон» вносит какие-то свои особенности в эту историю с коронавирусом. Почему стали отмечаться случаи повторного заражения ковидом с разницей в пару недель? И в это же время начинают сниматься ограничения. Что происходит?

Антон Ершов: На примере «омикрона» мы увидели ожидаемую картину: эволюция любого вируса заключается в его упрощении. Ни одному вирусу не интересно убивать человечество, как ареал своего существования. Ему интересней с человечеством «подружиться». Поэтому вирус становится проще, его легче переносить, им легче болеть. Именно это мы сейчас и наблюдаем.

Если раньше коронавирус проваливался в лёгкие, то сейчас он не опускается глубже носоглотки, ротоглотки или трахеи. Из-за этого болезнь протекает легче. С другой стороны, количество людей, познакомившихся с вирусом тем или иным способом – либо вакцинированных, либо переболевших – становится всё больше и больше.

И вот эти два фактора – более простой и безопасный вирус, с одной стороны, и увеличивающееся число людей, иммунологически познакомившихся с этими антигенными структурами – пришли друг другу навстречу, и сейчас мы видим то, что видим. Мы легче болеем, быстрее выздоравливаем, уменьшается процент госпитализированных, но из-за того, что количество заболевших очень большое, в абсолютном выражении и больных госпитализируют довольно много.

Естественно, и ситуация в системах здравоохранения во всём мире, в том числе, и в нашей стране, смягчается. Во многих странах сейчас даже отменяют ПЦР при наличии вот этих явлений ОРВИ.

– Алексей Глебович, вам тот же самый вопрос. Почему выявляются повторные случаи заражения ковидом с разницей буквально в две недели, и это тот же самый «омикрон». Что происходит, не вырабатываются антитела к этому штамму?

Алексей Одинец: Здесь два фактора столкнулись. С одной стороны – «антигенный дрейф». Вирусы всё время меняются. Если они будут одни и те же, то организм быстро приспособится и болезней не станет.

Одинец

ДОКТОР БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК АЛЕКСЕЙ ОДИНЕЦ. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Но из-за постепенных небольших изменений в гемагглютинине и нейраминидазе возникают штаммы вируса, настолько отличающиеся от предыдущих вариантов, что наша иммунная система распознаёт их как новые. Примерно, как если кубик Рубика всё время можно крутить, так же меняется антигенная структура. И это естественный процесс.

– То есть нет антител?

А.О.: Есть, но немного не от того. Представьте, допустим, что на нас нападёт НАТО, а мы начнём стрелять, но не совсем по ним, а чуть-чуть в сторону. И что с нами будет?

Антитела при «омикроне» вырабатываются, но «не те»

– Но если человек повторно заразился «омикроном», почему у него нет антител к этому штамму? Они же должны были появиться?

А.Е.: Потому что «омикрон» у нас останавливается на уровне слизистой, практически не проваливаясь дальше. Антитела вырабатываются, но это секреторный иммунитет, который есть на слизистых. Он дальше, вглубь практически не проваливается.

Поэтому антитела вырабатываются, но это так называемый секреторный иммунитет, который у нас есть на слизистых, а не тот, который мы проверяем по крови. Поэтому мы и не видим антител – они локальные.

Так что далеко не у каждого после «омикрона» вырабатываются антитела, если только человек не переболел очень сильно. Но таких людей, тяжело переболевших, становится всё меньше.

– Информация не самая приятная. Ведь у нас в сертификат о вакцинации теперь будут вносить информацию об антителах. Даже если их уровень минимален, QR-код всё равно можно будет получить. Но если, как вы говорите, при «омикроне» антитела не вырабатываются, то как тут быть?

А.Е.: Антитела против коронавируса держатся три-четыре месяца, хорошо – если дольше. Но для организма эволюционно это нецелесообразно, потому что ни организм, ни эволюция не воспринимают коронавирусную инфекцию как тяжёлую. К этому мы сейчас все дружно и идём.

Кроме того, антитела – это только один из способов получения QR-кода. Если человек переболел или вакцинирован, тест по антителам можно уже не получать. Кроме того, можно будет получить QR-код, если у человека есть медотвод.

Вакцинация – это хорошо, но антитела вырабатываются не у всех

– На минувшей неделе лидер ЛДПР оказался в ЦКБ с серьёзным поражением лёгких. При этом он вроде бы сделал восемь прививок. Можете объяснить, как это произошло?

А.Е.: Едва ли он мог восемь раз вакцинироваться. Рекомендованные до последнего времени перерывы между вакцинацией и ревакцинацией составляют шесть месяцев. То есть Жириновский должен был вакцинироваться в течение четырёх лет. У нас что, вакцинация начиналась ещё до того, как появился коронавирус?

Если говорить серьёзно, то люди действительно вакцинируются, и у них вырабатываются антитела. Но, конечно, тут многое происходит индивидуально. Я сам вакцинировался, антитела у меня могут продержаться полгода-год. Но, как показывает полученный опыт, примерно у 5% людей антитела вообще не вырабатываются. Понятно, что они, столкнувшись с тем же «омикроном», могут заразиться.

– Тогда в чём смысл сертификатов о вакцинации и перенесённом ковиде?

А.О.: Я думаю, вероятностный процесс. Если вы переболели, то снижается вероятность того, что вы переболеете ещё раз. Но нужно понимать, что самое главное – это укреплять иммунитет. Потому что люди коморбидные, с сочетанными заболеваниями – высокое давление, сахарный диабет, хронические воспалительные процессы, высокий холестерин  такие люди переносят заболевание гораздо тяжелее.

– Многие люди, вакцинировавшись, получили психологическую защиту, для них это важно. А теперь мы слышим: «омикрон мутирует». Это чем-то чревато?

А.Е.: На самом деле ничем это не чревато. Не все даже знают, сколько штаммов успело появиться с начала пандемии, с «уханьского» штамма. На самом деле все эти изменения в S-белке не такие уж критично серьёзные.

А вот антитела, которые будут нас защищать от тяжёлого течения заболевания – они действительно важны. А получаем мы их или в результате заболевания, или после вакцинации.

Как мы уже говорили, «омикрон» показывает, как происходит упрощение вируса. И мы сейчас идём к тому, что вызванная им инфекция превращается либо в банальное сезонное ОРВИ, либо исчезнет полностью.

Ершов

ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ПЕРВОГО МГМУ ИМ. СЕЧЕНОВА АНТОН ЕРШОВ. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

Как не ошибиться, получая тест на коронавирус

– У нас ещё получается полная неразбериха с тестами, которые сдают люди. Почему так сильно могут различаться результаты экспресс- и ПЦР-тестов? Сдали, допустим, экспресс-тест, результат отрицательный, потом сдают ПЦР-тест – ответ положительный. И это – буквально с разлётом в один-два дня.

А.Е.: Они могут быть различными даже в разлёте нескольких минут. То есть у человека взяли экспресс-тест и тут же взяли ПЦР… Ответ по экспресс-тесту бывает готов через 15 минут, а ПЦР делается несколько часов. Надо понимать, что экспресс-тест определяет антиген вируса, а ПЦР определяет РНК вируса, генетический аппарат. А если зондиком, которым берётся ПЦР-тест, поводить немного не там, где живёт вирус, результат получим отрицательный. А вирус-то есть.

Тут же мы берём экспресс. Мы же не можем поводить там же, где в первый раз, значит, водим зондом в другом месте. И результат получился положительный. Вся загадка и все минусы ПЦР, ну, ПЦР, экспрессов именно в этом состоит. Поэтому мы можем получать тут же положительный, тут же отрицательный.

– Интересно, а какие результаты в статистику попадают, не знаете? Вот эти отрицательные, положительные результаты… Попадает-то что в статистику?

А.Е.: Считается ПЦР. Именно в этом и беда. В аптеке купили экспресс-тест, сделали в домашних условиях – дальше никто не хочет идти из-за этих же карантинных мероприятий. Поэтому эпидемиологическая картина там, наверху, у государства, не складывается. И у нас числа сильно не совпадают с реальностью, с фактом, потому что многие даже не обращаются к врачам.

Как себя вести человеку, если он получил один положительный вариант, другой отрицательный? Нужно вести себя по положительному результату. Тем более, как мы теперь понимаем, это уже не грозит членам вашей семьи изоляцией на неделю.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА