ФОТО: СКРИНШОТ КАДРА РЕКЛАМНОГО РОЛИКА ВТБ / YOUTUBE.COM

Чего только не сделаешь за деньги! ВТБ снял двух знаменитостей в странной рекламе: широко известные в разных кругах люди на камеру сделали вид, что активно коммуницируют и понимают друг друга. Результат получился спорным. Но банк фактически «купил» оркестр Курентзиса и теперь «заказывает музыку».

Какофония кадра

Банк ВТБ уже давно и активно носится, как с красной тряпкой, с идеей социальной ответственности и неравнодушия к судьбам искусства.

Раньше это проявлялось в нелепейших представлениях в стиле «Звёздных войн» или «Гарри Поттера», но там хотя бы художественная задумка соответствовала уровню исполнения (на арене были глава банка Андрей Костин и его ближайшие подчинённые).

Но теперь банк захотел выйти в настоящее искусство – и вляпался в скандал.

В социальных сетях финансового гиганта вышли предновогодние рекламные тизеры, повергшие в шок поклонников академической музыки. Рекламная кампания, похожая на низкобюджетное кино, представляет собой мешанину из оперы, балета, симфонических опусов и героев ментовских сериалов и авторов матерных песен. Вишенка на торте – Дед Мороз, исполняющий желания, легендарный дирижёр Теодор Курентзис и комик Слепаков в одном сюжете. Отдельный разговор о монтаже: в ролике не закончена музыкальная фраза, что дополнительно раздражает людей, хоть немного знакомых с музыкой Чайковского.

Скриншот страницы nepotrebki / instagram.com

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ NEPOTREBKI / INSTAGRAM.COM

В кампании «засветились» Борис Эйфман и Светлана Ходченкова, Анна Нетребко со своим вездесущим мужем Юсифом Эйвазовым, Сергей Бурунов и другие яркие персонажи. Интересное наблюдение: объединяет всех участников этой странной PR-акции то, что её фигуранты в той или иной степени скандальны и любят демонстрировать себя с разных, порой не самых выигрышных сторон.

Ария заморского гостя

В одном из видео, как мы уже говорили, снялся и известный дирижёр греческого происхождения, гражданин России, всеобщий любимец Теодор Курентзис. Резидент Зальцбургского фестиваля и обладатель огромного числа фанаток снисходительно показывает «простому парню от сохи», представителю «от народа», воспитаннику КВН и резиденту Comedy club Семёну Слепакову, как правильно исполнять главную тему из первого фортепианного концерта Петра Чайковского – флагманского сочинения, фактически визитной карточки русской музыки. И, что характерно, буквально за пару кадров автор нецензурных песен осваивает сложнейшее сочинение и выступает как солист со знаменитым оркестром MusicAeterna.

Вывод ролика прост, как три копейки: берите кредиты в ВТБ – и будете так же круты, как дирижёр и комик. Музыкальный мир России затрясло от скандала. Утопический и даже постыдный сюжет обслуживает давнишнюю идею популяризации искусства очень ходульным способом: в лоб, бескомпромиссно, насильно, он низводит репутацию академического музыканта до запредельно низкого уровня.

Вечный сюжет о том, как затащить в филармонию чумазого работягу, – сладкий сон, которому не суждено сбыться. Игра на грани фола, испанский стыд – вот лишь неполный перечень ощущений, с которыми можно столкнуться, имея тонкую духовную организацию и просмотрев предновогодние видеоролики ВТБ. Фабула рекламных тизеров сводится к противопоставлению низовой, простой, массовой культуры и культуры «высокой», недоступной большинству простых русских людей. Недоступной в том числе и с лёгкой руки ВТБ: во многом благодаря «поддержке» банка и по совокупному сложению разных обстоятельств билеты на всевеликого дирижёра Теодора взвинчены до запредельно высокого уровня.

Скриншот сайта оркестра Посетить – musicAeterna,

СКРИНШОТ САЙТА ОРКЕСТРА ПОСЕТИТЬ – MUSICAETERNA, ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ НА КОНЦЕРТ «СТРАВИНСКИЙ: ЖАР-ПТИЦА, ПЕТРУШКА», 27 ДЕКАБРЯ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Похоже, креативщики ВТБ где-то по дороге потеряли чувство вкуса и чувство меры и сняли рекламу, построенную на заигрывании с искусством. Это было выполнено настолько кричаще, что некоторые представители музыкальной общественности наперебой кинулись искать оправдание дирижёру, вынужденному потакать пожеланиям «барина» в лице генерального спонсора оркестра.

Скриншот страницы voislavaotravilamladu / instagram.com

СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ VOISLAVAOTRAVILAMLADU / INSTAGRAM.COM

Годами выстраиваемый бренд Теодора, точное следование определённой эстетической концепции и полный разрыв в одном ролике,

– пишет один из пользователей Instagram.

Бедный Чайковский, знал бы, кто ему уготовлен в солисты,

– комментирует пользователь Facebook.

Справедливости ради стоит сказать: Теодор Курентзис – весьма подходящая фигура для амбассадора такой богатой структуры, как ВТБ: законопослушный житель России, представитель элитарной культуры, при этом настоящая звезда, вроде бы готовая к экспериментам.

Возникает вопрос к авторам ролика – почему Слепаков? Почему именно автор скабрёзных песенок составил дуэт знаменитостей в ролике с дирижёром симфонического оркестра? Вопрос, который наверняка останется без ответа, будоражит умы общественности. Да и сам Слепаков почему-то не стал размещать его в своих социальных сетях.

Богатый барин

Банк ВТБ, позиционирующий себя благодетелем, дарующим обнищавшей после карантина культуре шанс на вторую жизнь, похоже, перешёл некую черту. Интересно, что ВТБ уже давно спонсирует искусство и значится в партнёрах у крупнейших культурных учреждений, таких как Мариинский театр или Эрмитаж. Некоторые из поддерживаемых ВТБ структур не могут пожаловаться на недостаток государственного финансирования, и в этом случае банк, скорее, делает одолжение самому себе. Да и довольно сложно представить себе снимающихся в дешёвой рекламе Гергиева и Пиотровского, впрочем – чем чёрт не шутит.

Но с оркестром Курентзиса всё сложнее и тоньше: после расставания с Пермью, где грек был буквально на Олимпе, возглавляя местный театр оперы и балета и в некотором смысле культовый Дягилевский фестиваль, он оказался, похоже, в явной зависимости от спонсорской благодетели. Теодор и товарищи ушли в свободное плавание, создав частное учреждение культуры: в конце пермского периода Курентзиса местный минкульт и губернатор высказали своё «фи» капризному худруку, и сейчас он присутствует на местной карте только как как приглашённый высокий гость. Судя по всему, теперь многочисленные оркестранты, административный персонал и сам маэстро вынуждены вести себя так, как пожелает генеральный спонсор – банк ВТБ. Возможно, Теодор Курентзис, известный своими попытками выйти за рамки традиционного представления о профессии дирижёра, не считает этот опыт неудачным, да и его известная пророссийская риторика рифмуется с рекламным слоганом кампании.

В 2022 году мы хотим пожелать вам не терять веру в чудо и быть уверенными в своих силах. Наши новогодние ролики посвящены великой русской культуре и вере в себя,

– поясняют представители банка в социальных сетях. 

Фото: Скриншот рекламного ролика ВТБ / youtube.com

ФОТО: СКРИНШОТ КАДРА РЕКЛАМНОГО РОЛИКА ВТБ / YOUTUBE.COM

Всё не впервые

Если окинуть беглым взглядом массовую отечественную и зарубежную культуру, можно убедиться в том, что попытка использовать образ дирижёра в непривычном и слегка сниженном контексте встречалась и раньше. К примеру, персонажи Иннокентия Шниперсона и его брата-близнеца Васьки Кроликова из комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли», пронизанные глубочайшей народностью и сатирой. И опять мы встречаем попытку человека «от народа» выйти на сцену Большого зала консерватории и устроить там настоящий музыкальный дебош и цыганщину.

Скриншот кадра из кинофильма

СКРИНШОТ КАДРА ИЗ КИНОФИЛЬМА «ШИРЛИ-МЫРЛИ» / YOUTUBE.COM

Также невольно возникают параллели и с популярным сериалом «Моцарт в джунглях», главный герой которого, дирижёр Родриго де Суза, списан с ещё одного одиозного худрука – Густаво Дудамеля. Одна из сюжетных линий, завязывающих фабулу сериала, показывает противостояние дирижёра и менеджера оркестра, заставляющей маэстро участвовать в бесконечных попойках с потенциальными меценатами.

Cкриншот кадров из сериала

CКРИНШОТ КАДРА ИЗ СЕРИАЛА «МОЦАРТ В ДЖУНГЛЯХ»/ YOUTUBE.COM

Что с того?

«Ты играешь классику?» – несколько снисходительно спрашивает Курентзис у Слепакова, как бы давая понять, что Семён в этом ролике – человек не его круга, ведь слово «классика» в среде музыкантов считается практически непристойным, но ведь откуда об этом знать простому среднестатистическому человеку.

У поддержки культуры богатыми людьми давняя история. У того же вышеупомянутого Петра Ильича Чайковского была меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк. Бывало и такое, что меценаты прошлого – особенно венценосные – заставляли благополучателей участвовать в скоморошеских игрищах, растаптывая собственное достоинство. Но уже в Древнем Риме это считалось развлечениями дурного толка, бросая тень не столько на жертву, сколько на инициатора подобных затей.

Уроженцы Пятигорска и Афин сыграли в четыре руки Чайковского на рояле, заставив задуматься о природе спонсорства: ведь где-то должна включаться меценатская этика, не позволяющая требовать от спонсируемого плясать под дудку богатого благотворителя. Меценат, по задумке, должен работать на перспективу, вкладываться в развитие социально важных проектов и структур и не ждать быстрых дивидендов. Чего мы не можем сказать о банке ВТБ, пожелавшем дешёвого хайпа и сомнительной славы. И пока ВТБ играет в благотворителя такими художественными средствами, мы вряд ли сможем в ближайшее время в полный голос вести разговор о возрождении института и культуры меценатства.

АНТОН ПЛОТНИКОВ