ФОТО: СЕРГЕЙ КИСЕЛ`В / АГН «МОСКВА»

Когда речь заходит про кризисную ситуацию с государственной корпорацией «Роснано», всех собак сразу вешают на Анатолия Чубайса. Действительно, Анатолий Борисович в первую очередь несёт ответственность за катастрофические итоги, к которым пришла компания за 12 лет работы. Но не следует забывать и тех, кто санкционировал провальную финансовую стратегию «Роснано» – людей во властных кабинетах. Прямое отношение к проблемам упомянутой структуры имеет бывший заместитель председателя медведевского правительства Аркадий Дворкович.

Всё плохое, что происходит со страной, происходит из-за меня,

– заявил Анатолий Чубайс, вклинившись в интервью, которое взяла у его супруги Авдотьи Смирновой «светская львица» Ксения Собчак. Анатолий Борисович никогда не слыл сентиментальным человеком, не изменил он себе и на этот раз. Результаты работы реформатора из «лихих 1990-х» просто чудовищны, какую сферу ни возьми: разрушил экономику при Ельцине, довёл до ручки РАО ЕЭС, по сути обанкротил госкорпорацию «Роснано». Но ему смешно. Вместо покаяния мы видим абсолютную невозмутимость и ехидство. Поистине циничный человек с девизом «После нас хоть потоп».

Итоги неустанного труда Чубайса приходится разгребать другим. Новое руководство компании «Роснано» пытается не мытьём, так катаньем вытащить структуру из долговой ямы. По данным РБК, госкорпорация обратилась к трём коммерческим банкам с претензиями о недействительности ранее заключённых кредитных договоров. Правление считает долговые обязательства результатом злоупотребления правом. Речь идёт, скорее всего, про долги перед «Совкомбанком», «Промсвязьбанком» и «Ак Барсом».

Вряд ли банкиры пойдут на попятную, ведь деньги терять не хочет никто. Министерство финансов пытается договориться о реструктуризации долга – выплате средств за счёт федерального бюджета, но с существенным дисконтом. Денежно-кредитные организации, в свою очередь, такая постановка вопроса решительно не устраивает. Так или иначе, Минфину следует дожимать коммерческие банки в данном вопросе, поскольку «Роснано» – важная госкорпорация, она имеет стратегическое значение для развития реального сектора нашей экономики. При Чубайсе это была клоака, сожравшая 404 миллиарда казённых денег. Сейчас же, с приходом людей из «Ростеха»,  есть надежды на лучшее, о чём говорят хотя бы улучшившиеся показатели.

Во всём виноват не только Чубайс

Впрочем, не следует вешать всех собак на Анатолия Борисовича. Он лукавит, говоря, что «всё плохое» происходит только из-за него. Без подельников творить такое крайне тяжело. А подельником в избиении «Роснано» выступал не кто иной как Аркадий Дворкович – медведевский кадр, долгое время (2012–2018 гг.) являвшийся вице-премьером и главой совета директоров госкорпорации. Сейчас, когда у всех перед глазами пример присевшего экс-министра «открытого правительства» Михаила Абызова, к слову, близкого друга Аркадия Владимировича, Дворкович явно суетится. Чубайсу ничего не будет – и не такое прокатывало, у него есть иммунитет, который ему обеспечивает глобалистская заокеанская элита. А вот экс-вице-премьер может стать крайним. Поэтому приходится заранее продумывать пути отступления и вырабатывать собственную позицию.

Отрицательный баланс компании во многом является только следствием модели финансирования, где венчурные проекты финансируют за счёт банковских кредитов, причём очень дорогих. И процентные выплаты по этим банковским кредитам, особенно в кризисные годы, сразу после 2014 г., например, были запредельными. Для нормального финансирования этих инновационных проектов, венчурных проектов, нужны были вложения в капитал, а не кредиты. И тогда всё бы нормально сработало,

– заявил Дворкович в интервью РБК.

Оправдания, мягко говоря, слабенькие. Фактически это признание: а) тотальной некомпетентности бывшего руководства «Роснано», б) полной неадекватности старой финансовой модели госкорпорации, в) халатности лично Дворковича, который обязан был по своему положению следить за тем, чтобы государственные деньги не улетели в трубу. Ему ничего не стоило настоять, скажем, на прекращении бурной инвестиционной активности Чубайса и сконцентрировать усилия на реализации текущих проектов. Однако сделано ничего не было, и за это кто-то должен отвечать.

Что с того?

Вполне вероятно, у правоохранительных органов уже есть толстенная папочка материалов о деятельности «эффективных менеджеров» чубайсовской команды «Роснано». И компромат ждёт своего часа. Будем надеяться на то, что карающий меч правосудия настигнет тех, кто довёл до дефолта весьма перспективную и инновационную корпорацию. Если не самого Главного Фигуранта, то хотя бы пособников. А сама структура должна быть, вне всяких сомнений, сохранена. Государство обязано расплатиться по займам, которые обеспечивало, а также способствовать реструктуризации остальной части задолженности. С дисконтом или без – вопрос сугубо технический.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ