ГЛАВА СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ РФ АЛЕКСЕЙ КУДРИН НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГОСДУМЫ. ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ГОСДУМЫ / АГН «МОСКВА»

Инициатива Минфина во главе с Антоном Силуановым по повышению планки ликвидной части Фонда национального благосостояния (ФНБ) с 7% до 10% фактически перечёркивает все планы по масштабному инвестированию резервных средств в прорывные проекты развития страны. Однако оставалась надежда, что Государственная дума заблокирует этот вредительский для экономики проект. К сожалению, парламент не оказал никакого сопротивления, а глава профильного комитета Андрей Макаров вообще одобрил предложения финансового ведомства, записав себя в системные либералы.

Не так давно мы писали о том, что министр финансов нашей страны Антон Силуанов нанёс жесточайший удар по отечественной экономике, предложив повысить планку ликвидной части Фонда национального благосостояния с 7% до 10%. Это решение чревато огромными затруднениями для реального сектора – оно фактически ставит крест на всех перспективах форсированного развития индустрии, высокотехнологичных отраслей, оставляет без денежных средств крупные и социально значимые инфраструктурные проекты.

Была робкая надежда на то, что Антону Германовичу дадут бой в Государственной думе – на то они и народные избранники, чтобы защищать интересы народа. Однако решительного сражения в парламенте никто Минфину так и не дал. Напротив, профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил предложение Силуанова о повышении планки ликвидной части ФНБ. Конечно, здесь не обошлось без поддержки со стороны председателя комитета Андрея Макарова, который окончательно взял на себя техническую роль по легализации всех без исключения инициатив Минфина.

Путаница в показаниях

Почему так произошло? Явно не потому, что депутатов убедили аргументы чиновников финансового ведомства. Алексей Лавров, заместитель министра финансов, выступая перед парламентариями, заявил: повышение порога необходимо,

…чтобы позволить увеличить ликвидную часть фонда на случай неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры и одновременно с этим установить в абсолютных размерах допустимый объём использования средств ФНБ в размере 2,5 трлн рублей на три года для реализации финансирования самоокупаемых проектов.

Однако это вряд ли может соответствовать действительности. Нет ни одного более-менее вменяемого и обоснованного прогноза, который подтверждал бы точку зрения силуановского министерства. Наоборот, в краткосрочной и среднесрочной перспективе цены на нефть и природный газ будут находиться на высоком уровне, а значит, в Россию продолжат поступать триллионы нефтегазовых сверхдоходов. Кроме того, даже если ценник упадёт, что очень маловероятно, денег в золотовалютных резервах, мягко говоря, хватит. По последним данным Центрального банка, международные резервы России в конце октября достигли рекордных значений – 623,2 миллиарда долларов, из которых ФНБ – 191 миллиард.

Просто обратимся к истории. В обозримом прошлом у нас было три крупных кризиса – в 2008-2009-м, 2014-2015 и 2020 гг. Тогда внутренний валовой продукт падал на 7,8%, 2% и 3% соответственно. При этом динамика ЗВР в эти годы была следующей:

  • с 1 января 2008 по 31 декабря 2009 г. – падение на 8,4% с 478 до 437,7 миллиарда,
  • с 1 января 2014 по 31 декабря 2015 гг. – падение на 27,5% с 510,5 до 370,2 миллиарда,
  • с 1 января по 31 декабря 2020 г. – рост (!) на 6,2% с 556 до 592,4 миллиарда.

Конечно, в Министерстве финансов могут заявить, что всеми золотовалютными резервами (за исключением ФНБ) распоряжается Центробанк. Но зачем тогда нужны эти резервы, когда они не могут «подстраховать» бюджет в случае непредвиденных кризисов? Минфин и ЦБ должны проводить согласованную политику не только по вопросам изъятия средств из экономики и декларируемой борьбы с инфляцией, а также решать и более насущные проблемы, к которым относится в том числе и формирование резервов России.

ФОТО: CHRISTIAN OHDE / FACE TO FACE / GLOBALLOOKPRESS

Имеющий глаза да увидит. То, что резервов у нас достаточно – очевидный факт. Ровно так же очевидна и потребность национального хозяйства в масштабнейших инвестиционных вложениях, которых попросту негде взять, кроме как в закромах Родины. Этого и не даёт сделать Антон Силуанов со товарищи. Причём обратите внимание на двуличность финансового министерства. Замминистра в парламенте говорит одно, а сам министр незадолго до этого совершенно другое – дескать, ключевая задача ФНБ не выступать в роли подушки безопасности, а не допускать «колебаний» рублёвого курса. Господа с Ильинки явно путаются в показаниях.

Что с того?

Откровенно вредительские манёвры Силуанова, скорее всего, связаны с резким усилением в последнее время влияния Алексея Кудрина. Алексей Леонидович формально является главой Счётной палаты и должен заниматься бухгалтерским учётом уже утверждённых государственных расходов. Но он активно вмешивается в дело формирования бюджета и занимает отнюдь не пассивную позицию в таких вопросах, как, например, повышение планки ликвидной части Фонда национального благосостояния.

Обсуждение минфиновских предложений в парламенте пролило свет на довольно неприятный для всех государственников факт: господин Кудрин распространил своё влияние не только на Минфин, но и на Государственную думу. Если это влияние станет устойчивым, либеральные монетаристы смогут беспрепятственно проводить через высший законодательный орган любые свои проекты. Чем это чревато для русской экономики, полагаем, объяснять не нужно.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ