ФОТО: JOHN AND LISA MERRILL / GLOBALLOOKPRESS

Регион может вырваться из-под влияния США, если страны начнут тесное сотрудничество.

28 июля официально вступил в должность президента Перу Педро Кастильо.

Мало кто обратил внимание на то, что партия «Свободное Перу», от которой выдвигался Кастильо, называет себя марксистско-ленинской, что случай для Перу и самой Латинской Америки беспрецедентный. Что немаловажно, новый президент является противником абортов и однополых браков, что нетипично для левых Латинской Америки. Избрание новой фигуры явно отражает чаяние масс по поводу более суверенной и справедливой политики. Теперь вопрос в том, чтобы Кастильо оправдал доверие и начал интенсивное сотрудничество с коллегами из других стран, которые разделяют взгляды на независимость и достойное будущее для своих народов.

С учётом текущей обстановки на континенте складывается весьма интересная ситуация. Из наследия левого поворота начала 2000-х в бою против американской гегемонии выстояла только Венесуэла, и то с трудом. Боливия на время была выбита из игры, но смогла вернуться в строй после последних выборов президента. Отвалился Эквадор, а ещё ранее Гондурас. В Аргентине после неолиберала Маурисио Макри вернулись к власти перонисты. Есть шанс, что в Бразилии левые смогут вернуть свои позиции. На региональных выборах в конце прошлого года они получили большинство мест. Мексика также следует прагматичному суверенному курсу, при этом понимая необходимость формального взаимодействия с США. Добавим к этому Кубу, которая фактически является форпостом сопротивления гегемонии США. В итоге складывается геополитическая ось, члены которой противятся доминированию Вашингтона и стремятся заново запустить интеграционные процессы, которые были заторможены или ослаблены внешними силами и внутренними противоречиями.  

Кризис ОАГ и возвращение региональной интеграции

Накануне инаугурации Педро Кастильо президент Мексики Лопес Обрадор подверг жёсткой критике действия США и их марионеточную структуру под названием «Организация Американских Государств» (ОАГ). Президент открыто заявил, что направит на Кубу гуманитарную помощь, несмотря на блокаду США. Действия Вашингтона были названы «бесчеловечными и варварскими». Что касается ОАГ, то изначально она являлась инструментом влияния США на территории стран американского континента. Панамериканский союз, который являлся предшественником ОАГ, был создан для реализации стратегии «Доктрины Монро». Штаб-квартира ОАГ находится в Вашингтоне, что недвусмысленно указывает на гегемонистскую позицию США. Как и отжившие свой век многочисленные структуры типа СЕАТО и СЕНТО, ОАГ также не имеет смысла в своём существовании, кроме как продолжать являться проводником интересов Белого дома. Поэтому предложение президента Мексики Лопеса Обрадора своевременно и актуально. В набирающей силу многополярности нужен новый механизм для политического полилога в Северной, Центральной и Южной Америке.

Директор Американских региональных учреждений и механизмов Министерства иностранных дел Мексики Эфраин Гуадаррама прокомментировал слова президента Мексики следующим образом:

Речь президента Лопеса Обрадора отразила реальность, в которой мы живём в нашем полушарии. В настоящее время у нас есть Организация Американских Государств, которая фокусируется только на спорных и разделяющих нас вопросах. Это недопустимо и является явным симптомом того, что ОАГ не работает и не соответствует обстоятельствам.

На вопрос СМИ о перспективе восстановления региональной интеграции в Латинской Америке и Карибском бассейне Гуадаррама сказал, что «это, безусловно, позитивная и обнадёживающая картина. Когда Мексика заняла временное председательство в СЕЛАК в январе 2020 года, различия между государствами-членами были явно очевидны. С другой стороны, на этой последней встрече министров иностранных дел мы увидели, что абсолютно все страны пришли с позициями, основанными на сотрудничестве, сосредоточившись на решении общих проблем, стоящих перед нами как регионом, главным образом из-за пандемии. Пандемия вынудила нас сесть за стол и искать региональные стратегии, чтобы справиться с этой ситуацией, поэтому наши самые важные программы сотрудничества во главе с СЕЛАК основаны на гораздо более справедливом распределении вакцин. Это помогло нам принести пользу для семи стран с помощью вакцин – и пользу многим другим странам при помощи ИВЛ; наш анализ показывает, что более 50% правительств блока выиграли от наших программ сотрудничества во время пандемии».

Кризисная ситуация из-за пандемии настроила государства Латинской Америки на возвращение к кооперации и сотрудничеству.

Перспективы

В ноябре пройдут выборы президента в Чили, которые также будут иметь важное значение для Южной Америки. Главным проводником интересов США остаётся Колумбия, которую многие месяцы потрясают многочисленные протесты и беспорядки. В Никарагуа в ноябре также состоятся всеобщие выборы – и уже известны факты вмешательства Вашингтона и их агентуры (как и продолжающиеся попытки организации бунтов на Кубе). В целом текущая ситуация внушает оптимизм. Подключение «оси добра» (по выражению Уго Чавеса), т. е. Ирана и КНДР, а также поддержка со стороны России и Китая могут послужить дополнительными факторами для скорейшего создания ибероамериканского геополитического полюса.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА КАТЕХОН