ФОТО: KEYSTONE PRESS AGENCY / GLOBAL LOOK PRESS

Ровно год назад, 9 августа 2020-го, в союзной Белоруссии прошли президентские выборы, едва не закончившиеся для Александра Лукашенко и всего белорусского народа аналогом украинской трагедии 2014 года.

Я сама минчанка, живу тут 50 лет. Дочь председателя колхоза. Просто поверьте, у нас не всё так однозначно… Никто не голосовал за Бацьку и не хочет Союзное государство, усе хочуць у Польшчу і Еўразвяз!

Помните «крымчанку, дочь офицера» периода Русской весны 2014-го? Шесть лет спустя ситуация практически повторилась в другой братской постсоветской республике, Белоруссии. Сначала как информационный фарс («дочь председателя колхоза», конечно же, не более чем ирония). Потом как трагедия. С неизбежными в таких случаях кровью и слезами. Ситуация была накалена до предела и едва не привела к самой настоящей гражданской войне.

Ровно год назад, 9 августа 2020-го, уже в первые часы после завершения белорусских президентских выборов, стало ясно: «наши западные партнёры» пытаются реализовать украинский сценарий февраля 2014 года. Причём не только в Минске, но и в большинстве крупных городов Белоруссии. Твёрдой волей властей и правоохранителей, опирающихся на пусть не столь активное, но очевидное большинство граждан республики, братоубийственной войны тогда удалось избежать. Александр Лукашенко вновь сохранил свой пост. Но сделал ли надлежащие выводы? И застраховал ли свою землю и народ от возможных рецидивов событий 2020 года? Давайте разбираться.

Лукашенко не Янукович?

За несколько дней до белорусских выборов автор этих строк высказал несколько тезисов относительно накалявшейся ситуации. Так, уже в июле 2020-го в Минске, Гродно и нескольких других городах и весях Белоруссии прозападная оппозиция начала отрабатывать «евромайданный» сценарий. Разжигая протестные настроения среди молодёжи, интеллигенции и части трудовых коллективов, в той или иной степени недовольных социальной ситуацией в республике.

Разумеется, на социально-экономических проблемах играет любая оппозиция, но в данном случае было очевидно: в Белоруссии под предвыборными страстями закамуфлирована геополитическая игра. Объединение оппозиции вокруг безликой и косноязычной Тихановской – это сценарий, навязанный извне… Итак, к тезисам июля 2020-го:

1) Лукашенко – не Янукович. И на этот раз он свой «Евромайдан» одолеет. Здесь никаких сомнений нет. Однако важен не только сегодняшний момент;

2) как ни пытался Бацька заигрывать с Западом и играть в умеренное «лицвинство», это у него не получилось. Но «коготок» давно «увяз». И здесь он, скорее, Янукович, поскольку сам же практически полностью зачистил русское патриотическое движение в Белоруссии, при этом дав возможность наращивать силы либерально-западническим «националистам»;

3) в большинстве своём эти «националисты» – никакие не националисты, но банальные либеральные русскоязычные русофобы («дзержавную мову» в Белоруссии знают считаные проценты населения, а в повседневной жизни оной пользуются вообще единицы);

4) последнее не должно успокаивать. В перспективе феномен русскоязычной русофобии опасен ничуть не меньше укронацизма. Причём не только в Белоруссии, но и в самой России (точнее, Российской Федерации, поскольку Белоруссия – искусственно оторванная часть исторической России);

5) значительная часть белорусской интеллигенции, включая церковную, постепенно дрейфует к умеренной (пока) русскоязычной русофобии. И в этом тоже изрядная доля ответственности Бацьки и его окружения последних лет;

6) Белорусский экзархат Русской Православной Церкви в значительной степени поражён неообновленчеством и либерализмом (сам митрополит Минский и Заславский Павел к этому причастен в наименьшей степени, это его беда, а не вина). Да, пока подспудно и без активного автокефализма, но тоже с изрядной степенью антимосковских, а следовательно, русофобских настроений. Увы, вода камень точит. И точит куда быстрее, чем хотелось бы;

7) никакого иного пути, кроме интеграции с Россией в единое государство (пусть пока «союзное», потом «конфедеративное», но в итоге именно единое), у Белоруссии нет. Точка. Хотя для большинства белорусов это, увы, уже не очевидность;

8) возродить в простых белорусах русофильские интеграционные настроения, к сожалению, уже очень непростая задача. Хотя и вполне решаемая. Была бы воля;

9) главная ошибка властей Российской Федерации относительно Белоруссии в том, что многие годы последняя, с одной стороны, воспринималась в духе «Да куда она денется!», с другой же ничего не делалось, чтобы опровергнуть тезис «Беларусь – не Расія». И на сегодняшний день это наша серьёзная общерусская цивилизационная проблема;

10) возвращаясь к Бацьке. То, что «других писателей у нас нет», тоже наша общерусская проблема. Но таки да, «других нет». И поддерживать будем его. Как говорится, «не хочется, а надо»…

Да, в волевом смысле Лукашенко оказался не Януковичем. И его прошлогоднее позирование с автоматом, как и облёт на вертолёте минского «Евромайдана», зримые тому доказательства. Нет никаких сомнений, поведи он себя подобно Януковичу, Белоруссия очень быстро бы оказалась под таким же внешним западным контролем, как и Украина. И вопрос военной базы НАТО под Смоленском был бы делом очень скорого времени.

Благо этого не случилось, Александр Григорьевич остался в своём кабинете. И в течение последнего года с удивительной регулярностью посещает Владимира Владимировича. Какие дорожные карты интеграции уже согласованы на высшем уровне, а какие согласовываются, можно только гадать. Однако в гуманитарном и, если угодно, идеологическом отношении многие проблемы пока остаются прежними.

Тайны русской дипломатии: Белоруссия станет Россией

ФОТО: KREMLIN POOL / GLOBALLOOKPRESS

Так, ещё с конца 1990-х – начала нулевых годов Александр Лукашенко неожиданно для многих его поклонников в России стал проповедником мантры «Белоруссия – не Россия». Нет, книги с подобным названием, в отличие от Леонида Кучмы, он не написал. За него это сделал историк-русофоб Владимир Орлов (из ненависти к собственной великорусской фамилии везде подписывающийся как Арлов). Богато иллюстрированный фолиант «Страна Беларусь» вышел немалыми по нашим временам тиражами на русском, английском и белорусских языках. И стал одной из основ антироссийской «литвинской» идеологии, в радикальной форме пропагандируемой маргинальными националистами-змагарами, а в мягком варианте взятой на вооружение и официальной пропагандой «Республики Беларусь».

Если коротко, эта теория сводится к тому, что единой древнерусской народности никогда не существовало, а «старобелорусская» в Средние века стала основой Великого княжества Литовского (о том, что полностью оно именовалось Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским, обычно умалчивается). «Литвины» будто бы веками сражались против и в этническом, и в генетическом, и в религиозно-культурном отношениях «отличавшихся» от них «московитов». Неоднократно «побеждали», но в результате имперской политики XVIII века при разделах Речи Посполитой попали под российский «гнёт». И потому даже Отечественная война 1812 года в белорусских учебниках истории «Отечественной» не именуется.

Наиболее радикальные сторонники этой теории даже отрекаются от имени «белорусы», в умеренном же её виде предполагается, что русские и белорусы, конечно, родня, но довольно дальняя. Словом, «Белоруссия – не Россия», не «потомок Орды». Но «суверенная европейская держава» со своей валютой, своим языком, своим национальным самосознанием. Правда, без нефти и газа. Но зато «нейтральная»: мол, в НАТО не просится, а за это подайте нам углеводороды по внутрироссийским ценам. Сябры мы или не сябры?

Именно такая идеологическая эквилибристика, жонглирование, с одной стороны, «литвинством», с другой – «славянским братством», долгие годы приносила Лукашенко вполне весомые политические и экономические дивиденды. Пока в августе 2020 года чуть не ударило историческими граблями по лбу да прямо между глаз. Надо отдать должное, Александр Григорьевич не робкого десятка, иначе сидеть бы ему сейчас где-нибудь в Ростове-на-Дону или, в лучшем случае, в Подмосковье. В политическом убежище. Но власть Лукашенко таки удержал, хотя его трон год назад шатался с небывалой амплитудой. Словом, действительно «не Янукович». Но идеологически долгие годы он в чём-то был и Янукович. И Кучма тоже.

Путь в Крым. Наш и ваш Крым

За прошедший год многое изменилось. Одно то, что уже в августе 2020-го белорусский президент заявил: «Вы знаете, вот мы всё-таки, как тут в этой ситуации сказать, славяне. Славяне – не славяне, можно сказать, русские люди», уже многого стоит. С тех пор Александр Лукашенко с исключительной регулярностью стал посещать Россию и встречаться с Владимиром Путиным. Порой, будем откровенны, выглядя подобно губернатору одного из российских регионов на докладе у Начальника.

Принципиально важными и знаковыми стали относительно недавние слова пресс-секретаря главы государства Российского, адресованные белорусскому президенту: «Россия ждёт президента Белоруссии в Крыму». И это ожидание не просто очередная дорожная карта нашей интеграции, но важный идеологический и ценностный момент. Так «славяне – не славяне» или всё-таки «русские люди»? Если последнее, то Крым не только наш, но и ваш. И вообще, вы – это мы, а мы – это вы. А если мы – один народ, одна семья, то к чему тогда пытаться селиться по отдельным квартирам?

Да, в своей недавней статье «Об историческом единстве русских и украинцев» Владимир Путин признал принцип «один народ – два (или даже три) государства». Приведя в пример Германию и Австрию, а также США и Канаду. Наверное, временно, как некий образный «путь в Крым», это не просто возможно, а неизбежно. Но подобно тому, как та же Германия или Италия в XIX веке стали едиными государствами из множества разрозненных и немного отличающихся в языковом, культурном, а порой и религиозном отношениях земель, также и современная Россия, Украина и Белоруссия должны пройти по тому же пути. В противном случае сохранение русской идентичности даже в главном осколке исторической России, Российской Федерации, остаётся под вопросом.

Но каким должен быть этот «путь в Крым» и лично для Александра Григорьевича, и для всех белорусов? Для начала крайне важно осознание исторического единства. А для этого велика роль как государственной пропаганды (в Белоруссии она всё ещё достаточно действенна), так и образования. Из тех же белорусских школьных учебников необходимо с корнем вырвать любые намёки на «литвинство». Необходим элементарный общерусский «исторический ликбез». И не менее важен религиозный момент.

Святая Церковь Белой Руси

Важно оговориться: никакого разделения на «белорусское» и «русское» (или «великорусское») Православие для абсолютного большинства православных верующих Белоруссии не существует. Как и для большинства священнослужителей Белорусского экзархата Русской Православной Церкви, ничем не отличающихся от батюшек российской глубинки. Однако для относительно небольшой группы прозападно (а соответственно, антироссийски) настроенной церковной интеллигенции отличная от русской белорусская идентичность – это и политическая позиция, и ключевой маркер «свой/чужой», а зачастую и источник дохода (не секрет, что западные НКО десятилетиями активно вкладывались в «белорусизацию белорусов»).

По сути, единственным историческим основанием для выделения белорусов из единого русского народа является то, что на протяжении нескольких столетий западнорусские области (территория современной Белоруссии) входили в состав Речи Посполитой. Притом что до Люблинской унии 1569 года (федеративного договора между Королевством Польским и уже упомянутым Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским) Литовская Русь в значительной степени сохраняла русскую идентичность, а большинство её населения не подвергалось полонизации и оставалось православным.

Однако в XVII-XVIII веках, вплоть до разделов Речи Посполитой и воссоединения западнорусских земель с Российской Империей, значительная часть христиан этих земель были отторгнуты от Русской Церкви, оказавшись в греко-католической унии. И только в 1839 году на Полоцком соборе бывший униатский епископ (а впоследствии православный митрополит) Иосиф (Семашко) возвратил в лоно Русской Церкви свыше 1600 греко-католических приходов и миллионы верующих. В честь этого великого события была отчеканена памятная медаль с надписью «Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовию (1839)».

АРХИПАСТЫРЬ-ВОССОЕДИНИТЕЛЬ ИОСИФ (СЕМАШКО). ФОТО: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ БОБРУЙСКОЙ ЕПАРХИИ

И таких русских православных подвижников Белой Руси, как митрополит Иосиф, было немало. Это и архиепископ Минский и Бобруйский Михаил (Голубович), прекрасно знавший польский язык и сделавший очень многое, чтобы в середине XIX столетия вернуть в Православие подвергшихся полонизации русских людей Северо-Западного края. Во многом благодаря ему, а также русским историкам белорусского происхождения (самый известный – Михаил Коялович) в то время возникло целое течение «западнорусизма», сторонники которого выступали не только за воссоединение западнорусских греко-католиков с Православием, но и за уже упомянутое возрождение общерусского единства.

Но в последние годы и вплоть до августа 2020 года в Белорусском экзархате Русской Православной Церкви стали насаждаться откровенно антирусские настроения. Так, должность председателя Синодального информационного отдела (!) экзархата несколько лет занимал выпускник польской католической Chrześcijańska Akademia Teologiczna протоиерей Сергий Лепин. По свидетельствам белорусского издания «Телескоп», твёрдо отстаивающего идеи общерусского единства, отец Сергий известен «своими либерально-националистическими убеждениями, которые успел неоднократно проявить публично».

Немало либеральных русофобов было и в Гродненской епархии Белорусского экзархата. Вплоть до того, что клирики этой епархии в августе 2020-го активно поддержали попытку переворота. И даже публично исполняли псевдохристианский гимн белорусских коллаборационистов «Магутны Божа», написанный в годы Великой Отечественной войны на оккупированной гитлеровцами территории сотрудницей нацистской «Беларускай газэты», супругой главы белорусских полицаев Франца Кушеля Натальей Арсеньевой.

Многое изменилось 25 августа 2020 года, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение назначить Патриаршим Экзархом всея Белоруссии владыку Вениамина (Тупеко). Истинного молитвенника и аскета, твёрдо держащегося святоотеческого Православия и верного церковному единству. Уроженца Белоруссии, который никогда не отделял её от исторической Руси, а в своих церковно-исторических трудах многие годы исследовал жизнь и служение священномученика Иоанна Восторгова, одного из лидеров православно-патриотического монархического движения в Российской Империи начала XX века.

ВОЗВЕДЕНИЕ ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА ВСЕЯ БЕЛОРУССИИ ВЛАДЫКИ ВЕНИАМИНА (ТУПЕКО) В САН МИТРОПОЛИТА. СЕНТЯБРЬ 2020 ГОДА. ФОТО: PATRIARCHIA.RU

Как только митрополит Вениамин возглавил Белорусский экзархат, он призвал усугубить пост и молитву за Белую Русь. В полном соответствии со святоотеческими духовными заветами. И нет сомнений, именно это повлияло на умиротворение ситуации в Белоруссии куда больше, чем любые политтехнологии. В течение последнего года в Белорусском экзархате началась серьёзная «чистка кадров», увольнений с высоких иерархических должностей русофобствующих сторонников автокефализации и белорусизации богослужений (ещё и ещё раз повторимся, что в полностью русскоязычной Белоруссии нет ни единого населённого пункта, где хотя бы четверть населения говорила на белорусском языке).

Что с того?

В начале августа 2021 года белорусское государственное телевидение выпустило 5-серийный документальный фильм «2020» о попытке либерального переворота в августе прошлого года. Снятый очень качественно при непосредственном участии пресс-службы Александра Лукашенко, КГБ и МВД Белоруссии. Всё было разложено по полочкам, включая непосредственное участие пресловутых «западных партнёров» в попытках белорусского «Евромайдана».

Не хватило только одного главного вывода. Пока Великая и Белая Русь не станут единым (пусть для начала конфедеративным) государством, рецидивы этой антирусской (а соответственно, и антибелорусской) болезни неизбежны. Но этого воссоединения не может быть без чёткого осознания нашего общерусского единства. Основанного на культурной и, главное, духовной общности, заложенной ещё святым равноапостольным Великим Князем Владимиром в годы Крещения Руси.

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ