В Армении строительство из года в год идет на спад. По итогам 2015г. официальные статистические данные говорят о снижении темпов роста отрасли, составивших всего 0,3%, что почти аналогично тренду трехлетней давности (0,2% — в 2012г). В денежном выражении на строительство было израсходовано 457.2 млрд. драмов, из коих 129.5 млрд. драмов пришлось на строительство 641 жилого здания общей площадью 227 470 кв.м, сократившись в годовом разрезе на 11,6% ( подробнее по проблемам строительной отрасли в Армении на официальном сайте Госстроя Республики- см. http://www.minurban.am/am/ и тут https://www.gov.am/files/docs/4337.pdf ).
Что ждет строительную область в текущем году? Приходится ли ждать ускорения темпов?
Все началось после Спитакского (1988 г.) землетрясения. Спитакское (1988 г.) землетрясение охватило более 40% территории республики и привело к гибели более 25 тысяч человек, около 59 тысяч получили увечья. В общей сложности землетрясением было повреждено около 9,0 млн кв. м жилья, были выведены из строя около 40% промышленного потенциала и сотни объектов различного назначения. Общие потери оцениваются в 9,0 млрд долларов.
Землетрясение сказалось и на психическом состоянии людей, что привело также к демографическим изменениям в стране.
МЫ ЖИВЕМ В СЕЙСМОАКТИВНОЙ ЗОНЕ, А ЗНАЧИТ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ У НАС БУДУТ, и если мы хотим в дальнейшем избежать катастроф, подобных Спитакской, то должны думать о повышении сейсмостойкости существующих зданий и сооружений, создании новых конструктивных решений для вновь строящихся зданий и сооружений, отвечающих требованиям действующих норм сейсмостойкого строительства.
Исторически так сложилось, что, говоря о защите от землетрясений, первенство отдается вопросам прогнозирования их места и времени. К сожалению, сегодня научные разработки по повышению надежности зданий и сооружений, как и теоретико-экспериментальные исследования по разработке новых конструктивных решений, практически не финансируются государством.
Уже давно не секрет, что объемы строительства в республике стабильно сокращаются, что, безусловно, влияет на ситуацию во всем комплексе, сокращается производство стройматериалов и в других смежных отраслях.
Динамика в строительном секторе Армении пошла на спад, и это мы стали ощущать еще со времен мирового экономического кризиса 2008 г. С этого времени и по 2012г. сфера в среднем показывала спад на 10%, вместе с чем и сокращалось число инвестиционных программ, направленных на ее развитие. Если в 2008г. в Армении на строительные работы было потрачено до 850 млрд. драмов, то сегодня – эта сумма составляет чуть более 450 млрд. драмов. А доля в ВВП — с 27% снизилась до 11%. Аналогичную статистику могу отметить и в контексте количества строительных предприятий. Если в республике в 2008г. имелись около 4 тыс. лицензированных организаций, то сегодня эта цифра составляет порядка 2 тыс. То есть, потенциал строительного комплекса сократился вдвое. Снижение объемов было менее ощутимым только в последние три года, но в целом, ситуация продолжает ухудшаться.
Но все же по итогам 2018г. можно сказать, что строительство плавно с минусового тренда переходит на плюсовую динамику.
На фоне спада строительно-монтажных работ на 0,7%, строительный сектор все же показал незначительный рост на 0,3%, но преимущественно за счет международного кредитования, которое в годовом разрезе выросло на 20,5%. Но я не оцениваю данную тенденцию с положительной точки зрения, потому что на фоне неблагоприятных для строительства условий, повышается уровень международного финансирования, что подразумевает собой рост внешнего государственного долга. Получается, что строительные работы осуществляются наряду с увеличением государственной задолженности. И в этом контексте, необходимо активизировать реализацию социальных программ. Вместе с тем, на 1% сократился объем реализованных работ посредством государственного финансирования.
Общаясь с российскими коллегами из РОИС, мы поинтересовались как обстоит ситуация с бюджетным финансированием сферы в РФ. В рамках наших переговоров, российские партнеры отметили, что госфинансирование составляет 50%. На самом деле, это высокий показатель, который говорит о финансовой состоятельности отрасли, даже несмотря на кризис. В Армении же доля бюджетного финансирования составляет всего 13-14%. А в текущем году из госбюджета на финансирование строительства предусмотрено на 15% меньше, следовательно, и объемы строительства сократятся на столько же.
Государство на самом деле очень обеспокоено продолжительной тенденцией снижения объемов строительных работ. Уже на протяжении двух лет мы активно ведем переговоры с правительством относительно текущих проблем. В результате длительных обсуждений нами были выдвинуты конкретные предложения, направленные на развитие сферы, соответственно увеличение показателей по росту.
В рамках наших встреч с правительственными структурами, заданием первой важности был определен фактор безопасности населения, в частности был поднят вопрос о снижении сейсмических рисков. Учитывая географические расположение нашего государства, а Армения – это подверженная угрозе землетрясений территория, и связанных с ними бедствий, приоритетным в решении данного вопроса стало обеспечение сейсмоустойчивости зданий и сооружений. Сегодня это стало стратегической проблемой страны, которую мы в обязательном порядке должны реализовать посредством господдержки, придавая особую важность сооружениям, построенным до независимости Армении, и что важно, согласно старым сейсмическим нормам. И в этом контексте Национальный университет архитектуры и строительства Армении, разработал регламент, направленный на повышение сейсмостойкости жилого фонда, в том числе других зданий и сооружений. Недавно данный вопрос был представлен руководителю Правительства РА со стороны председателя Союза строителей Армении. Уже сегодня образовательные и другие объекты социального назначения при капитальном ремонте, в обязательном порядке будет осуществлено и конструктивное усиление зданий.
Второе, что было предложено нами для содействия росту сферы — это смягчение условий ипотечного кредитования, предоставление его на более длительный срок. Учитывая то, что в общем объеме строительства львиная доля приходится именно на жилищные комплексы, Правительство приступило к серьезным шагам по реализации данной программы. Но существенных результатов мы не увидели, так как преимущественная часть населения, которая нуждается в жилье, социально несостоятельна для оформления ипотечного договора даже по нулевой процентной ставке. Некоторые результаты, конечно же, имеются, по итогам 2020 года есть ощутимый скачок в контексте увеличения ипотечного кредитования, которая превысила сумму 92,0 млрд АМД ( примерно -180,0 млн. долларов США).
В целом, процесс, направленный на комплексное развитие сферы, хромает. Но такая программа нуждается в крупных инвестициях.
Пару слов и по ситуации с инвестиционными программами в строительном секторе Армении.
На самом деле, республика нуждается в благоприятном инвестиционном климате. В частности необходимы инвестиции именно в строительный сектор, так как именно данная сфера является первым звеном в развитии экономики республики. Без осуществления строительных работ не могут быть созданы промышленные и другие структуры, которые и способствуют продвижению и оздоровлению реального сектора. Из чего следует, что развитие строительства прямо пропорционально росту экономики страны. Поэтому, задачей первостепенной важности для правительства должно быть создание привлекательного инвестиционного поля. Говорить в этом контексте о каких-либо прогнозах — сложно. Ведь мы являемся общественной организацией, деятельность которой направлена на защиту интересов, обобщение усилий и стимулирование потенциала строительного сектора. Но в годовом разрезе будет видно, какие перспективы откроются перед сферой в плане инвестиций. На официальном сайте Правительства Армении выложены подробные отчеты по проделанной работе в этом направлении и о планах развития до 2025 года, см. https://www.gov.am/am/annual-events/ и тут —
https://www.gov.am/files/docs/1322.pdf .
Участие в ЕАЭС посодействует строительным компаниям Армении в реализации проектов, соответственно и увеличению объемов. Что даст строительной сфере Армении членство в ЕАЭС?
Продолжение следует.
Араик Саргсян, академик, Член РОИС, член Инженерной Академии Республики Армения, академик, Президент Академии Геополитики.