В это сложно поверить, но американский сервис YouTube, принадлежащий корпорации Google, начал блокировать видеозаписи с гимном России. Причина: якобы появление у гимна нашей страны правообладателя в США. Как такая дикость вообще возможна? Но ответ прост: транснациональным корпорациям писан только тот закон, который им же выгоден.

Наверное, каждый житель России изумился бы, узнав о том, что правами на гимн нашей страны якобы обладает некая американская компания Broadcast Music, Inc. (BMI). Ведь именно такую принадлежность одному из атрибутов нашей национальной гордости приписывает американский же видеосервис YouTube. На самом деле сложно представить себе что-то более хамское.

Но как это могло случиться с творением Александра Александрова и Сергея Михалкова? Неужели пресловутое международное право, а также российские законы не защищают наш гимн? Защищают, однако Google и YouTube живут по законам собственным. Сейчас американский IT-гигант, владеющий популярным видеохостингом, снял свои претензии по правообладанию гимном России, но неясно, когда и по отношению к чему такие претензии возникнут снова.

Никакого стеснения

Одним из первых на блокировку видео с гимном России обратил внимание российский блогер Юрий Хованский. Он попытался разместить в YouTube видеозапись, где гимн России звучал «нота в ноту».

Вы знали, что вы не можете петь гимн России на YouTube, потому что он принадлежит неким BMI – Broadcast Music, Inc? Вот эти ребята владеют правами на гимн,

– заявил он на своём Telegram-канале.

Именно об этом ему и сообщил YouTube, пометив контент как «спорный». Более того, YouTube стал наказывать пользователей, разместивших видео с гимном России, удаляя их ролики из поисковой выдачи и рекомендаций. Ещё одна карательная мера – изъятие всех доходов от видео, где в том или ином виде звучит гимн, в пользу той самой BMI.

За гимн России немедленно вступился Роскомнадзор. В ведомстве потребовали снять ограничения на публикацию материалов, содержащих гимн, наложенные видеохостингом YouTube.

Блокировка платформой YouTube гимна России – это неприкрытое и недопустимое хамство в отношении всех граждан нашей страны. Обращаем внимание российских владельцев каналов, размещающих свой контент на данной платформе, на целесообразность перехода на российские видеохостинги,

– заявил Роскомнадзор.

Согласитесь, невозможно себе представить обратную ситуацию, при которой YouTube объявил бы правообладателем гимна США некую российскую компанию и начал бы блокировать видео с отчислениями в пользу этого владельца прав. К случившемуся с гимном России имеют отношение и алгоритмы YouTube, и то, как умело ими воспользовалась компания BMI. Разберёмся по порядку.

Что такое BMI?

Broadcast Music, Inc – это американская компания, которая занимается управлением авторскими правами на музыку и лицензированием. Её деятельность схожа с той, которую в России осуществляет, например, Российское авторское общество (РАО). Если объяснять самыми простыми словами, то РАО в России следит за тем, чтобы воспроизведение любых авторских произведений не осуществлялось без договора, по которому идут отчисления сначала в РАО, а затем от него – авторам.

На своём сайте BMI пишет, что компания была основана ещё в 1939 году как общество по дистрибьюции прав музыкантов, исполняющих джаз, блюз и кантри. За годы работы профиль организации несколько изменился, и теперь она пишет о себе так:

BMI – это мост между авторами песен и организациями, которые хотят публично воспроизводить их музыку. BMI, мировой лидер в области управления музыкальными правами, отстаивает ценность музыки, представляя более 17 миллионов музыкальных произведений, созданных и принадлежащих более чем 1,1 миллиона авторов песен, композиторов и музыкальных издателей.

Как впоследствии мы узнали от самой корпорации Google, блокировка гимна России началась после обращения из BMI, которая написала письмо о том, будто бы именно она является правообладателем гимна России и его воспроизведение якобы невозможно без разрешения от правообладателя. Абсурд и провокация, скажете вы? И будете правы. Но давайте посмотрим, как Google отреагировала на обращение Роскомнадзора и как вообще американская компания могла прибрать к рукам гимн России, который по определению не может быть объектом авторских прав.

Досадное недоразумение?

Сначала о главном. После обращения Роскомнадзора напрямую в Google там согласились и назвали претензию BMI необоснованной.

«Мы рассмотрели претензию BMI и определили, что она должна быть отозвана. Отпечаток Content ID, связанный с этой претензией, был настроен в нарушение наших правил», – ответили в Google.

Получается, что Google свалила всё на BMI. Мол, во всём виновата эта компания, которая некорректно настроила систему Content ID, распознающую в автоматическом режиме ту или иную композицию по цифровому «отпечатку». Интересно, что если исполнить гимн России не в той тональности или фальшиво, то YouTube «ругаться» не будет. А вот за официальную корректную версию приходит так называемый «страйк», в чём мы убедились, попытавшись загрузить на видеохостинг файл именно в оригинальном виде. Это доказывает, что BMI совершенно сознательно настраивала «отпечаток» именно на официальную версию гимна России.

Музыкальный журналист, юрист, специалист по авторским правам Павел Сурков объяснил, как BMI могла сделать это. По его словам, компания просто могла использовать уже имевшуюся ранее запись гимна России, принадлежащую ей, и на основании этого «присвоить» себе все остальные варианты корректного исполнения гимна.

Когда-то была сделана запись гимна, просто его сыграл какой-то оркестр. Есть фонограмма, которая была записана, и права на эту фонограмму ушли какому-то фонографическому обществу. У этого фонографического общества есть права на эту фонограмму, и он как держатель этой фонограммы накладывает этот запрет,

– пояснил он.

Специалист по информационной и компьютерной безопасности Сергей Вакулин проверил это утверждение и обнаружил, что в видеозаписи исполнения гимна России группой «Любэ» на YouTube правообладателем указана не только пресловутая BMI, но даже певец Джастин Бибер. Вакулин призвал обращаться с жалобой напрямую в YouTube, чтобы видеохостинг навёл порядок со своим алгоритмом распознавания музыки и авторских прав, а также пресёк подобные провокации.

Необходимо уже обращаться напрямую к YouTube, чтобы в дальнейшем уж точно распознавалось всё корректно. А YouTube должен уже по этому запросу работать так же, как он работал по запросу об удалении контента с призывом выйти на митинг несовершеннолетним,

– сказал он.

Что же произошло на самом деле?

Нас пытаются убедить в том, что произошло недоразумение – BMI некорректно обратилась к Google, а алгоритм YouTube некорректно распознал исполнение гимна России. Вроде бы и взятки гладки, как говорится. Но давайте не забывать, что ролики в YouTube приносят прибыль тому, кто их размещает. И если в какой-то определённый момент видеохостинг определяет некий контент как пиратский и при этом у него есть сведения об истинном правообладателе, то доходы изымаются в его пользу.

Даже исходя из этого, можно сделать вывод, что перед нами очередной пример цифровой диверсии. Причём не просто против песни, а против гимна Российской Федерации.

BMI могла сознательно предпринять эту акцию, чтобы проиндексировать гимн нашей страны в свою пользу и забрать себе отчисления. И с этим вопросом, несомненно, нужно разбираться в судебном порядке.

Отказ от претензий на самом деле ни Google, ни YouTube, ни эту самую BMI не извиняет. Потому что по нашей национальной гордости и по престижу страны на мировой арене уже нанесён цифровой удар. Он нанесён просто по «праву сильного»: американцы делают так, потому что могут. Компании из США умело пользуются этими возможностями и устраивают цифровой террор на территории России. Этот вопрос касается и вообще блокировки на просторах YouTube, Twitter или Facebook любого неугодного американцам контента. Ведь это их площадки, а не наши.

В связи с этим стоит вновь вспомнить о таком понятии, как цифровой суверенитет. Пример с гимном России показывает, что он необходим не просто для защиты граждан России, СМИ и журналистов. Он необходим вообще для защиты национальных интересов и незыблемых ценностей России.

Ну и последнее. Цифровое хамство по отношению к гимну России – логичное продолжение той политики Google, в рамках которой эта корпорация летом 2020 года заблокировала аккаунт «Царьград ТВ» и лишила возможности смотреть наши передачи не менее 1 миллиона подписчиков. Права нашего канала до сих пор не восстановлены, хотя Google уже потерпела в суде первые поражения.