Меньше недели понадобилось правоохранительным органам, чтобы отловить наиболее отмороженных из числа протестующих, вышедших в минувшую субботу, 23 января, на акции в поддержку арестованного Алексея Навального. Ставший знаменитым студент-чеченец успел, в надежде махнуть в Прибалтику, убежать в Псковскую область, но всё равно – поймали. Многие из задержанных уже «деятельно раскаялись» и пообещали в дальнейшем не безобразничать, но им всё равно грозит теперь серьёзное наказание. Царьград разобрался, каким образом силовикам удалось так оперативно их найти.

Накануне вечером мне позвонил старый хороший товарищ – сто лет с ним знакомы, сейчас он довольно серьёзный бизнесмен. Но позвонил совсем не для того, чтобы расспросить о житье-бытье, а очень сильно встревоженный. Слышал, говорит, что силовики одного за другим «хлопают» участников субботних акций протеста за Навального? Да, отвечаю, а чего ты хотел – их ведь не как в 37-м, по доносу соседей, в воронки забирают и увозят на допросы по 58-й статье УК СССР, как врагов народа. Они закон нарушили, на полицейских нападали – агрессивно, злобно, с кулаками. Как государство должно реагировать?

Но, уточняю, ты-то почему взволновался? Сам, что ли, тоже ходил митинговать?

Нет, объясняет он, мне эти закидоны из-за какого-то прохиндея сто лет не тарахтели.

Да вот сын-одиннадцатиклассник – вообще-то, умница, спортсмен и отличник, потащился с приятелями туда. И ведь, главное, никому не сказал. А теперь, продолжает мой друг, узнал, что задержания начались – пришёл, вроде как покаяться: мол, папа, если к нам заявятся из органов, то не знаю, что делать – я был там, митинговал.

Я, мягко говоря – очень мягко! – в недоумении, – продолжает мой друг Серёга. – Ну тебя, спрашиваю, поганец, зачем туда понесло? О том, как окончить школу, надо думать, об экзаменах, о поступлении – на юрфак ведь собрался. Политика, что ли, увлекла?

Оказалось – нет, не политика. Не «идейный», в общем, сынок был участник. Просто развеяться они пошли туда с пацанами, а то «скучно»…

Правда, не буянил, с полицией не дрался. Но всё равно – беспокоится теперь, что привлекут, как участника.

А вот если реально – могут вычислить? Или нет?

– задал всё-таки самый тяжёлый для себя вопрос мой товарищ.

Ответ простой: могут, и без особого труда. Просто сейчас внимание правоохранителей сфокусировано не на глупышах, которых заманили на акции ради «хайпа» или «движа», а на конкретных правонарушителях.

Только это вовсе не означает, что компетентные службы не знают (или не узнают, при необходимости), кто именно и что делал, как вёл себя и чего от него ожидать.

«Да я просто на прогулку вышел. А потом шайтан попутал»

А ведь правоохранители и впрямь отработали тему по выявлению, выражаясь оперативным языком, нарушителей общественного порядка очень чётко.

16 наиболее активных буянов, участвовавших в беспорядках в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Калуге и ряде других городов уже вычислены – и большинство уже задержаны. И стали фигурантами уголовных дел по статьям «Применение насилия в отношении представителя власти», «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» и «Хулиганство».

Одним из первых взяли модненького тиктокера Костика – прямо в так называемом доме, где кучкуются эти самые юные блогеры, и «приняли»: натурально положив «мордой в пол», а потом попросив объясниться.

Речь о том самом герое, который вместе с товарищем записывал сначала видосики о «прогулке» на митинг, скандируя «Свободу!», а потом крушил спецавтомобиль ФСБ с номерами АМР на Цветном бульваре (водитель получил повреждение глаза).

После задержания Костян долго пытался высчитать, на каком он курсе училища «на повара», принявшись прикидывать, какого он года рождения и когда мог куда-то поступить.

Приятель (тоже тиктокер), с которым он так радостно поначалу шёл на митинг, к слову, быстренько сдал Костю, когда его спросили, зачем он напал на машину спецслужб:

«Я не нападал! Это вот он нападал – Константин…»

А сам юный блогер вскоре уже клялся-божился, что никогда в жизни – ни на какие сборища не пойдёт:

Я начал обкидывать машину снегом и несколько раз пнул её. В чём очень раскаиваюсь, и сожалею, и прошу прощения у тех, кто с этим связан, – у госслужащих, полицейских. И больше такого 100 процентов не повторится,

– грустно обещал Костик.

Ещё один сочувствующий известному арестанту отличился на Страстном бульваре – набросился с кулаками на бойца Росгвардии.

Попал под влияние толпы, хотел бы попросить прощения,

– бубнил он на камеру.

И того смельчака, что подленько ударил гаишника на Сенатской площади в Питере и сразу сбежал, затерявшись в толпе, тоже поймали.

И таксиста, приехавшего в столицу работать из Нижнего Новгорода, который сзади бил росгвардейца, приняли.

И девицу, такую крутую, со стильным причесоном (барышня вообще с Украины), и довольную тем, что она в стычке подобрала резиновую дубинку, упавшую у кого-то из сотрудников, нашли.

А 20-летнего студента МГУ, уроженца Чечни Сайд-Мухаммада Джумаева, лихо прыгавшего на оцепление на Пушкинской площади, отловили аж в Псковской области – по оперативной информации, он направлялся в сторону Прибалтики.

Умчался, как только стало известно, что его идентифицировали и «геройство» теперь красуется по всему интернету, прыгнул в такси и умчался.

К парню, кстати, даже обратился советник Кадырова – депутат Делимханов, пообещав «решить вопрос с властями» (позже в окружении парламентария пояснили: речь шла о правовой помощи), если тот сдастся сам.

Не послушался. Ушёл прятаться в лесах. Там его и задержали – сотрудники ФСБ, при силовой поддержке спецназа: парень-то буйный оказался, мало ли чего ещё попытается вытворить.

И между прочим, несмотря на то что родственники его говорили, мол, шайтан попутал – головой незадолго до инцидента ударился, вот и полез в драку, в СКР сообщили: Джумаев причастен к ещё двум подобным выходкам.

Маска не спасёт, идентификация по глазам

На самом деле, как объясняют эксперты в беседе с Царьградом, ничего удивительного в такой оперативности работы силовиков нет.

Во-первых, любого человека, в случае необходимости, можно отследить по номеру телефона (именно так, к слову, и вычислили Джумаева – ред.), – отмечает Михаил Пашкин, председатель координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии. – Потом, покупает ли он билет где-то – сразу фиксируется. Плюс, не забывайте, что современные камеры видеонаблюдения распознают лица – даже если маска надета: по глазам идентификация до 65 процентов.

Кроме того – это, конечно, не новость для буйных активистов, но они отчего-то считают, что конкретно их минует опасность, – в толпе обязательно присутствуют оперативники в гражданском, которые всё снимают, и потом установить особо деятельных не составляет больших проблем.

Специалист по IT-безопасности Василий Александров, в свою очередь, объясняет, что проблем с идентификацией на улице – не суть, акция ли это протеста, либо «просто» поиск злоумышленника, – нет, никаких.

Есть алгоритмы сопоставления и распознания лиц – и давно они существуют. Более того, сегодняшние камеры, при наличии соответствующего программного обеспечения, способны сами это делать. Мы сейчас, допустим, на вверенных объектах ставим устройства со встроенной аналитикой, они для допуска распознают не только лицо, но и измеряют температуру (выше 36,6 – не пустят) и некоторые другие заданные параметры,

– отмечает эксперт.

Конечно, продолжает он, имеет значение объектив. Однако даже морально устаревшие приборы видеофиксации, существующие в регионах, способны спокойно захватить объект. Чем меньше картинка – тем, соответственно, подробнее детализированная матрица, и дальность распознавания увеличивается.

Видео: vk.com/wall

«Это активно используется, допустим, для системы контроля управления доступом. А чтобы выхватывать из толпы – есть двухмегапиксельные камеры, это самые распространённые, оптимальные. Но постепенно их заменяют на четырёх-, пяти- и даже десятимегапиксельные, то есть уже можно и по несколько лиц «подхватывать»», — рассказывает Александров.

Два объектива лучше, чем один

Когда необходимо следить за территорией целиком, устанавливают, наоборот, широкоугольную камеру – для захвата большей площади, но на конкретные точки направляются приборы с узким углом захвата. Иными словами, по первой можно просто выбрать то или иное лицо, которое нужно отследить, а затем, с помощью программы, оно сопоставляется с изображениями на других, в более чётком качестве.

Картинка загружается в программу, потом подключается к соцсетям – и всё, идёт сверка фотографий, загруженных пользователями.

Лишнее – отбрасывается, а те, что совпадают более чем на 50 процентов, сортируются, сопоставляются с другими (того же пользователя). В итоге человек найден.

Не стоит забывать, что речь идёт не о частных сыщиках, а об огромной правоохранительной системе, с подробными базами данных – в том числе из «паспортных столов».

Ещё один момент: есть сверка (всё так же, с помощью видеонаблюдения) по росту, походке – это даже прописано в требованиях МВД.

То есть ты можешь думать сколько угодно, что спрятался за чьи-то спины и крутишь дули, условно говоря, в это время уже может идти сопоставление – по тем записям с камер, которые, например, стоят на подходе к этому месту. В частности – в метро,

– резюмирует эксперт.

Таким образом, анонимности ни в какой толпе нет. Это – фикция, просто самоутешение. Ну и – лёгкий такой намёк тем, кто любит покрасоваться удалью перед «космонавтами», полагая, что выходки останутся безнаказанными.

Автор:
Александр Степанов